Становление современных норм учета и хранения археологических коллекций в России

Бесплатный доступ

В российских музеях находятся коллекции артефактов, обнаруженных при полевом исследовании памятников археологии. От методов фиксации и отбора археологических находок зависит их информативность как исторического источника. Нормы, позволяющие выйти на уровень научного изучения коллекции, как в России, так в других странах, установились не сразу. Большая заслуга в этом принадлежит Императорской археологической комиссии. После смены власти в 1917 г. ее традиции не только не были утеряны, но были использованы новые возможности, возникшие после принятия охранного законодательства в России. Многие современные проблемы, связанные с археологическими коллекциями, обозначились еще во второй половине XIX в. Некоторые не решены и сейчас. Более ста лет в России вырабатывались принципы формирования, документирования и хранения археологических коллекций. Возобладал научный подход, делающий коллекцию археологического материала историческим источником.

Еще

Археологические коллекции, учет, консервация, реставрация, хранение, музейные фонды

Короткий адрес: https://sciup.org/14328104

IDR: 14328104

Текст научной статьи Становление современных норм учета и хранения археологических коллекций в России

В российских музеях находятся коллекции артефактов, обнаруженных при полевом исследовании памятников археологии. Иногда они составляют большую часть фондов. Для того чтобы эти артефакты стали полноценным историческим источником, необходимо знать место и условия их обнаружения, их взаимосвязь в системе объектов и слоев данного археологического памятника. От методов фиксации и отбора археологических находок зависит их информативность. Нормы, позволяющие выйти на уровень научного изучения коллекции, как в России, так в других странах, установились не сразу.

Есть два подхода к формированию археологических коллекций. Первый известен в Европе с эпохи Возрождения и состоит в приобретении эффектных находок.

Археологический памятник в этом случае рассматривается только как место добычи предметов древности, его культурно-исторический контекст не имеет значения. Такой подход господствовал практически повсеместно до середины XIX в. и сохранился и до нашего времени (столь распространенные ныне в России грабительские раскопки). При втором подходе раскопки памятника производятся с целью его изучения. Применяется научная методика (доступная на данный момент времени), находки связываются с археологическим контекстом и ценятся именно благодаря этому. Во второй половине XIX – начале XX в. российские археологи прилагали огромные усилия к изменению менталитета любителей древностей и формированию восприятия именно научной значимости археологических коллекций. Рассмотрим некоторые вехи в этом процессе, важные для понимания современного состояния проблем обработки и хранения археологического материала.

Одной из задач созданной в 1859 г. Императорской археологической комиссии (ИАК) был учет «предметов древности» в масштабах государства. На рубеже 1880–1890-х гг. объем полевых работ в России резко увеличился. Раскопки для добывания находок, оседавших в частных коллекциях или вывозимых для продажи за рубеж, стали массовым явлением. Следовало упорядочить деятельность многочисленных обществ любителей древности и частных лиц. Был поставлен вопрос о представлении отчетов о раскопках и передаче коллекций в государственные и общественные музеи. Наибольшие проблемы возникали при раскопках памятников, расположенных на частных землях. ИАК приходилось договариваться с владельцами на условиях паритетного дележа находок, причем наиболее интересные могли попасть именно в частную коллекцию. Ситуация значительно облегчилась с введением в 1889 г. системы регламентации полевых исследований посредством выдачи открытых листов на раскопки и обследование археологических памятников.

Чтобы коллекция стала источником получения научного знания о прошлом, необходим ряд мер: обеспечение ее физической сохранности; учет в контексте памятника; правильная организация хранения; обеспечение доступа специалистов для научного изучения. Возникает необходимость в инструкциях, определяющих порядок фиксации и хранения материала. В России первое такое руководство было написано в 1898 г. членом ИАК А. А. Спицыным ( Спицын , 1898). В нем определены основные правила, положившие начало современной системе музейного хранения археологических коллекций и обеспечению научного подхода к их формированию. Дальнейшее развитие эта тема получила в работе В. А. Городцова, посвященной методике полевых исследований ( Городцов , 1911. С. 45–47). Он уделил много внимания транспортировке археологических находок в музеи, их первичной очистке и консервации.

Несколько раньше, на XIV археологическом съезде (1908 г.) обсуждался вопрос о повсеместном создании «фондохранилищ» для археологических коллекций. Количество поступавших в музеи находок к тому времени намного превышало возможности их экспонирования. Необходимо было разрабатывать принципы организации фондов, что и делалось постепенно, не только в столичных музеях, но и в провинции. На съезде также были приняты правила работы с коллекциями, разработанные А. А. Спицыным. Это была важная веха, но, к сожалению, еще далеко не все понимали необходимость их введения. Дальнейше- му развитию дела охраны археологических памятников чрезвычайно мешало отсутствие соответствующего законодательства.

Новый этап в формировании археологических фондов российских музеев наступил со сменой власти в 1917 г. Изменялись названия и функции учреждений, но сохранялось основное – централизованный контроль над полевыми исследованиями. При национализации объектов культурного наследия это означало и контроль над археологическими коллекциями. В 1918 г. в системе Наркомпроса РСФСР был образован Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины, при котором действовали Археологический и Музейный подотделы. В 1919 г. на базе ИАК и сменивших ее учреждений создана Российская академия истории материальной культуры (РАИМК, с 1926 г. – ГАИМК). Таким образом, вместо одного археологического ведомства (ИАК) появляются два: одно с административными функциями, другое – с научными.

Разрабатывалось советское законодательство, имеющее непосредственное отношение к археологическим коллекциям. Основные документы: декрет «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» (1918 г.); декрет «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы» (1924 г.). Все полномочия по учету и охране памятников археологии и археологических коллекций возложены на Отдел музеев Наркомпроса и его региональные подотделы. В то же время повысилась и роль региональных музеев.

С конца 20-х гг. XX в. систематически выпускались Инструкции по проведению полевых работ и представлению научных отчетов. Все они включали параграфы об археологических коллекциях. Одно из важнейших требований, сформулированное еще до 1917 г. – обязательное составление описей и сдача коллекций в музеи, – было подтверждено уже первой советской Инструкцией в 1927 г. В 1949 г. впервые одним из оснований для ограничения объема работ по открытому листу признано отсутствие акта о сдаче коллекций на хранение. Не ослабевало и внимание к состоянию коллекций. При РАИМК-ГАИМК в 1920 г. был организован Институт археологической технологии, в течение последующих десяти лет издавший ряд инструкций по консервации и реставрации находок, не потерявших значения и в наши дни.

В 1930-х гг. развернулись масштабные полевые исследования в зонах новостроек, возобновившиеся после Великой Отечественной войны. Это способствовало увеличению притока археологических коллекций в центральные и региональные музеи. В 1970-х гг. объем новостроечных работ настолько возрос, что ситуация с непрерывно увеличивающимися коллекциями стала катастрофической. Обработать их должным образом оказалось очень трудно. Крупные экспедиции, работавшие на хоздоговорном финансировании, могли закладывать в смету расходы на камеральную обработку и реставрацию, но времени и сил не всегда хватало. Реставрационные лаборатории едва справлялись с объемом. Более всего обеспокоились сами археологи, особенно в центральных учреждениях Москвы и Ленинграда. Возникала даже идея создания временных коллективов для обработки и издания коллекций с последующей передачей в их музей, но для этого требовалось финансирование отдельно от полевых работ. Вместе с тем было признано, что огромный размах новостроечных работ создал новые научные возможности для археологии как науки. Чтобы их реализовать, требуется не только совершенствование полевых методик, но и ввод информации в научный оборот, в том числе посредством создания экспозиций современного уровня в музеях. В настоящее время кризис в отношении первичной камеральной обработки археологических коллекций преодолен. Благодаря наличию средств и хорошей организации большинство экспедиций успевают если и не издавать, то, во всяком случае, обрабатывать коллекции. Но в музеях остались неразобранные, нереставрированные и неизданные коллекции прошлых лет. Сил и средств на приведение их в порядок уже нет ни у организаций, проводивших раскопки, ни у самих музеев.

Значительную трудность создает отсутствие централизованного источника информации об археологических коллекциях. Проблема обсуждалась еще на XV археологическом съезде в 1911 г. В 1939 г. археологической секцией Научно-исследовательского института краеведческой и музейной работы и Музейным отделом Нар-компроса был разработан проект сводного каталога археологических коллекций, находящихся в разных музеях. Подход очень современный, но, к великому сожалению, нереализованный. Создание государственного каталога Музейного фонда РФ предусмотрено Законом Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1998 г.). Однако до сих пор он не создан, отсутствуют нормативные документы, определяющие этот процесс.

Подводя итоги, отметим, что многие современные проблемы обозначились еще во второй половине XIX в. Некоторые не решены и сейчас. Более ста лет в России вырабатывались принципы формирования, документирования и хранения археологических коллекций. Возобладал научный подход, делающий коллекцию археологического материала историческим источником.

Список литературы Становление современных норм учета и хранения археологических коллекций в России

  • Городцов В.А., 1911. Руководство для археологических раскопок и обработки добытого раскопками материала/По лекциям В.А. Городцова сост. С.И. Флях. М.: Печатня С.П. Яковлева, 64 с.
  • Спицын А.А., 1898. Разбор, обработка и издание археологического материала//ЗРАО. T. X. Вып. 1-2. СПб: Тип. И.Н. Скороходова. C. 346-357.
Статья научная