Старообрядцы и текст

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению традиции Русской церкви, защитниками которой провозгласили себя противники церковной реформы, начатой патриархом Никоном в середине XVII в. Обращение к анализу политики Церкви в области печатного дела в первой половине столетия позволило сделать вывод о том, что при решении задачи религиозного просвещения населения она явно ориентировалась на достижения Киевской митрополии в области богословия. Следовательно, противники церковной реформы имели основание при описании традиции Русской церкви опираться не только на древние рукописи, но и на тексты, изданные Московским печатным двором, содержание которых следует определить как адаптированное для русского читателя творческое наследие Киевской митрополии.

Еще

Русская церковь, XVII в., реформа, раскол, традиция, текст, старообрядцы

Короткий адрес: https://sciup.org/147220262

IDR: 147220262   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-2-32-41

Список литературы Старообрядцы и текст

  • Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI – начале XVII в. / Отв. ред. Б. Н. Флоря. М.: Индрик, 1996. Ч. 1: Брестская уния 1596 г. Исторические причины события. 199 с.; 1999. Ч. 2: Брестская уния 1596 г. Исторические последствия события. 198 с.
  • Булычев А. А. История одной политической кампании XVII века: Законодательные акты второй половины 1620-х годов о запрете свободного распространения «литовских» печатных и рукописных книг в России: Моногр. М.: Языки славянской культуры, 2014. 144 с.
  • Владимиров П. В. Древняя русская литература киевского периода XI–XIII веков: Моногр. Киев: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1900. 479 с.
  • Вознесенский А. В. К истории славянской печатной Псалтири. Московская традиция XVI–XVII веков. Простая Псалтирь: Моногр. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2010. 680 с.
  • Голубев С. Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники (опыт церковно-исторического исследования): Моногр. Киев: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1883. Т. 1. XII + 559; XV + 576 с.
  • Гурьянова Н. С. Старообрядцы и творческое наследие Киевской митрополии: Моногр. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007. 379 с.
  • Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: Моногр.: В 2 т. / Сост. Г. М. Прохоров. М.: Ин-т ДА-ДИК, 2006. Т. 1: Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века. С. 42–353.
  • Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII вв.: Сводный каталог. М.: ГБЛ, 1958. 151 c.
  • Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время патриаршества Иосифа: Моногр. М.: Индрик, 2003. 248 с.
  • Корзо М. А. Украинская и белорусская катехетическая традиция конца XVI – XVIII в.: становление, эволюция и проблема заимствования: Моногр. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2007. 672 с.
  • Львов А. Л. Соха и Пятикнижие: русские иудействующие как текстуальное сообщество: Моногр. СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2011. 328 с.
  • Опарина Т. А. Иван Наседка и полемическое богословие Киевской митрополии: Моногр. Новосибирск: Наука, 1998. 429 с.
  • Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства: Моногр. СПб.: Акрополь, 1995. 336 с.
  • Поздеева И. В., Пушков В. П. Дадыкин А. В. Московский печатный двор – факт и фактор русской культуры. 1618–1652: от восстановления после гибели в Смутное время до патриарха Никона. Исследования и публикации / Под ред. И. В. Поздеевой. М.: Мосгорархив, 2001. 544 с.
  • Робинсон А. Н. Борьба идей в русской литературе XVII века: Моногр. М.: Наука, 1974. 407 с.
  • Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке: Моногр. М.: Наука, 1986. 264 с.
  • Савельева Н. В. К вопросу о допечатной традиции «Книги о вере» иеромонаха Гедеона, игумена Бизюкова монастыря: из истории бытования списка М. А. Оболенского // Старообрядчество в России (XVII–XX века) / Под ред. Е. М. Юхименко. М.: Языки славянской культуры, 2013. Вып. 5. С. 15–38.
  • Савельева Н. В. Неизвестный западнорусский автор иеромонах Гедеон, игумен Бизюкова монастыря, и московское книгопечатание середины XVII в. // Книжная старина / Под ред. А. В. Вознесенского. СПб.: Изд-во РНБ, 2011. Вып. 2. С. 82–131.
  • Сапожникова О. С. Русский книжник XVII в. Сергий Шелонин. Редакторская деятельность: Моногр. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2010. 560 с.
  • Тарасий, иеромонах (Курганский). Великороссийское и малороссийское богословие XVI–XVII веков: Моногр. 2-е изд. М.: ЛЕНАНД, 2015. 128 c.
  • Творогов О. В. «Стословец» Геннадия // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.: Наука, 1987. Вып. 1 (XI – первая половина XIV в.). С. 448–449.
  • Успенский Б. А. Древнерусское богословие: проблема чувственного и духовного опыта. Представления о рае в середине XIV в. // Успенский Б. А. Этюды о русской истории. СПб.: Азбука, 2002. С. 279–312.
  • Успенский Б. А. Крест и круг: Из истории христианской символики: Моногр. М.: Языки славянских культур, 2006. 488 с.
  • Флоровский Г. В. Пути русского богословия: Моногр. Вильнюс, 1991. 601 с.
  • Crummey R. O. Old Belief as Popular Religion. New Approaches. In: Crummey R. O. Old Believers in a Changing World. DeKalb, IL, 2011, p. 16–27.
  • Rothe H. Zur Kiever Literatur in Moskau. II. In: Slavistische Studien zum IX. Internationalen Slavistenkongress in Kiev 1983. Kӧln, Wien, Bӧhlau, 1983, S. 417–434.
  • Stock B. Listening for the text: on the uses of the past. University of Pennsylvania Press, 1997, 197 p.
  • Кириллова книга. М.: Печатный двор, 1644.
  • Книга о вере. М.: Печатный двор, 1648.
  • Собрание краткия науки о артикулах веры. М.: Печатный двор, 1649.
  • Стоглав: Текст. Словоуказатель. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. 320 с.
  • Требник иноческий. М.: Печатный двор, 1639.
Еще
Статья научная