Статистические показатели пациентов с большой и промежуточной -талассемией в разных регионах Азербайджана
Автор: Юсифова Анаханым Амирали, Алекберова Севиндж Амур, Асадова Басти Гошун
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Медицинские науки
Статья в выпуске: 11 т.6, 2020 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена проблеме изучения β-талассемии, являющейся одной из самых распространенных наследственных заболеваний в Азербайджанской Республике. Показана возможность встречаемости β-талассемии в Азербайджане совместно с аномальными формами гемоглобина. Показаны основные меры профилактики и актуальность создания общереспубликанского регистра по β-талассемии.
Β-талассемия, профилактика, азербайджан
Короткий адрес: https://sciup.org/14117670
IDR: 14117670 | DOI: 10.33619/2414-2948/60/29
Текст научной статьи Статистические показатели пациентов с большой и промежуточной -талассемией в разных регионах Азербайджана
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
Талассемии — группа наследственных заболеваний кроветворной системы, которые характеризуются нарушением синтеза гемоглобина. Поэтому основным симптомом талассемии является анемия. Как известно, нормальный человеческий гемоглобин HbA состоит из четырех белковых цепей двух разных видов: две α-цепи и две β-цепи. Соответственно, если нарушен синтез α-цепей (при этом в крови появляется аномальный гемоглобин, состоящий из четырех β-цепей), то говорят об альфа-талассемии. Если же нарушен синтез β-цепей, то речь идет о бета-талассемии; при этом образуются другие варианты гемоглобина, которые не содержат β-цепей. Чаще встречается именно бета-талассемия [1]. При бета-талассемии клинические фенотипы подразделяются на 3 группы в зависимости от степени нарушения синтеза бета-глобина: малая, промежуточная, основные.
Малая бета-талассемия возникает у обычно бессимптомных гетерозигот (бета/бета + бета/бета 0) с наличием микроцитарной анемии от легкой до умеренной степени. Этот фенотип может также возникнуть в легких случаях бета +/бета +.
Промежуточная бета-талассемия проявляется вариабельной клинической картиной, которая является промежуточной между большой и малой талассемией, обусловленная наследованием 2 аллелей бета-талассемии (бета+/бета 0 или, в тяжелых случаях, бета+/бета+).
Большая бета-талассемия (или анемия Кули) возникает у гомозигот (бета 0/бета 0) или сложных гетерозигот (бета 0/бета+) и является результатом тяжелой недостаточности бета-глобина. У этих пациентов развивается тяжелая анемия и гиперактивность костного мозга. Большая бета-талассемия проявляется в возрасте от 1 до 2 лет с симптомами тяжелой анемии и трансфузионной и абсорбционной перегрузки железа. У пациентов наблюдаются желтуха, язвы нижних конечностей и холелитиаз (как при серповидноклеточной анемии). Характерна спленомегалия, часто массивная. Может развиваться секвестрация эритроцитов в селезенке, что сопровождается усиленной деструкцией нормальных донорских эритроцитов [2].
Гиперплазия костного мозга вызывает утолщение костей черепа и малярных выступов. Поражение длинных трубчатых костей предрасполагает к патологическим переломам и нарушению роста, может вызывать задержку полового созревания.
При перегрузке железом, отложение железа в сердечной мышце может привести к сердечной недостаточности, гемосидерозу печени и нарушению ее функции и циррозу печени. Как правило, необходимо использование хелаторов железа.
Существуют также другие варианты болезни, но их клиническая значимость невелика.
Перечисленные разновидности болезни подразделяются еще на несколько подтипов в зависимости от числа и вида генетических дефектов.
Талассемии — наследственные заболевания. Тяжелые формы талассемии наследуются по аутосомно-рецессивному механизму, то есть больные дети могут родиться в тех семьях, где и отец, и мать являются носителями дефектного гена — однако соответствующие аномалии крови у родителей выражены слабо, так как у них есть и «здоровые» копии необходимого гена. Так, у двух родителей с малой формой бета-талассемии может родиться ребенок с большой талассемией [3].
Болезнь встречается как у мальчиков, так и у девочек. Частота ее составляет около 1 на 100 тысяч в среднем по всему миру, но зависит, прежде всего, от региона. Большинство больных талассемией – жители южных стран (Средиземноморье, страны Центральной и Южной Азии). Это связано с тем, что носительство «дефектного» гена ведет к лучшей сопротивляемости заболеванию малярией. Поэтому в регионах с широким распространением малярии число носителей и, соответственно, число больных талассемией может быть довольно велико. В России больных большой бета-талассемией сравнительно мало, при этом многие из них – потомки жителей Поволжья, Кавказа или Средней Азии.
Семьям, где уже были случаи рождения детей с тяжелыми формами талассемии, рекомендуется консультация генетика. Так как носительство «дефектного» гена при бета-талассемии легко определяется по результатам простых и недорогих анализов крови, в странах с широким распространением талассемии развиваются программы профилактики этого заболевания.
При талассемии наблюдаются обычные для анемии симптомы: бледность, одышка, плохая переносимость физических нагрузок, сниженный аппетит. При большой форме бета-талассемии анемия обычно начинает проявляться в возрасте нескольких месяцев.
У детей нередко встречается задержка роста [4]. Могут возникать боли в животе из-за увеличения селезенки и камней в желчном пузыре. Нередко наблюдаются увеличение печени, желтушность кожи и слизистых оболочек, деформации костей (из-за нарушения функционирования костного мозга), аномалии прикуса, сердечная недостаточность и/или аритмии и др.
При талассемии наблюдаются характерные изменения в клиническом анализе крови. Резко снижены количество эритроцитов, уровень гемоглобина (при тяжелых формах — иногда до 20–30 г/л) и цветовой показатель. Эритроциты крови уменьшенного размера, зачастую необычного вида — так называемые «мишеневидные». Для диагностики полезно использовать также результаты биохимического исследования крови и, возможно, анализ образца костного мозга.
Анализ гемоглобина методом электрофореза, а также биохимическое определение фетального гемоглобина позволяют подтвердить диагноз. При талассемиях снижено количество «нормального» гемоглобина, но повышено количество аномального.
Полезен сбор семейного анамнеза для установления наследственной природы анемии. В отдельных случаях может проводиться генетический анализ для выявления конкретного генетического дефекта.
Одним из важнейших патологических процессов, определяющих течение гемоглобинопатий, является избыточное накопление в организме железа, которое обусловлено недостаточным его усвоением клетками костного мозга, а также усиленным всасыванием в желудочно-кишечном тракте [5].
Процесс накопления избытка железа существенно возрастает при переливаниях эритроцитной массы. Развивается гемосидероз внутренних органов. В наибольшей степени страдают сердце, печень, кожа, а также железы внутренней секреции, в частности, поджелудочная железа [6].
Для всех форм талассемии характерно наличие в крови «мишеневидных» эритроцитов, в которых гемоглобин расположен в центре клетки в виде мишени. Вследствие хронической анемии костный мозг находится в состоянии гиперрегенерации, что постепенно приводит к типичной деформации плоских костей. Длительное кислородное голодание ведет к отставанию ребенка в физическом развитии. В подростковый период замедляется и половое развитие. Нервно-психическое развитие при этом не страдает. Диагностика гемоглобинопатий быстро совершенствуется. В 70-х годах прошлого столетия начал широко использоваться электрофорез гемоглобина, который определяет недостаточно синтезируемую цепь Hb (α, β, γ, δ, или их сочетание) и количество нормального взрослого HbА.
В 80-х годах началось исследование ДНК. С 90-х годов стала отмечаться тенденция к использованию иРНК для более детального исследования молекулярных основ гемоглобинопатий. Диагностика на молекулярном уровне осуществляется в зависимости от мутации, ответственной за синтез дефектной глобиновой цепи, а при исследовании ДНК или РНК родителей позволяет определить тип наследования (гомозиготное, гетерозиготное, двойное гетерозиготное (по одной аллели) и компаунд-гетерозиготное (по разным аллелям). В настоящее время известно более 200 β-талассемических и более 50 α-талассемических мутаций.
Диагностика α-талассемии требует молекулярно-биологических исследований, поскольку электрофорез может быть непоказательным. Подозрение на α-талассемию возникает при клинических и лабораторных признаках заболевания и отсутствии изменений на электрофорезе гемоглобинов [7].
Необходимые меры и анализы, которые должны быть проведены для определения заболевания:
–Общий анализ крови с подсчетом числа тромбоцитов, лейкоцитарной формулы, ретикулоцитов и нормобластов (молодые ядросодержащие клетки красной крови, в норме отсутствуют в периферической крови), который позволит врачу оценить насколько адекватно организовано лечение клинически значимой формы талассемии.
–Биохимический анализ крови с оценкой функции печени и почек, запасов железа в организме (ферритин сыворотки) позволяет оценить безопасность проводимой вам (вашему ребенку) терапии.
–УЗИ органов брюшной полости и забрюшинного пространства – необходимо для 15 оценки размеров печени, селезенки и почек, ранее выявление камней в желчном пузыре и псевдоопухолевых масс внекостномозгового кроветворения.
–Исследование функции сердца (ЭХО-КГ и ЭКГ, при необходимости суточное мониторирование ЭКГ) для всех пациентов с клинически значимыми формами талассемии с момента постановки диагноза и далее ежегодно.
–Исследование гормонального профиля для всех трансфузионно зависимых пациентов старше 8 лет.
–Исследование содержание железа в печени, миокарде и гипофизе до начала хелаторной терапии и для контроля освобождения органов от избытка железа.
–Скрининг на инфекции, передающиеся с компонентами донорской крови (ВИЧ, гепатиты В и С) случае регулярных трансфузий — ежемесячно, при редких трансфузиях – ежегодно [8].
–Оценка остроты зрения и слуха до начала хелаторной терапии и далее ежегодно. Оценка минеральной плотности костей скелета ежегодно начиная с подросткового возраста.
В Азербайджане — более 1 млн носителей талассемии. Носители не больны, они мало чем отличаются от здоровых людей. В настоящее время в стране зарегистрировано более 3000 наследственных заболеваний крови, в том числе талассемия. Подготовлен Указ «О государственной помощи лицам с наследственными заболеваниями крови гемофилией и талассемией» в соответствии с Указом Президента Азербайджанской Республики от 18 июля 2005 г. №264 «О применении Закона Азербайджанской Республики».
По состоянию на 01.01.2020 г. количество пациентов с гемоглобинопатией (β-талассемия, α-талассемия, дрепаноталассемия, серповидноклеточная анемия и другие гемоглобинопатии) на учете в отделении талассемии Национального центра гематологии и трансфузиологии составляет 3414 человек. Около 35% этих больных (1080 чел.) — из г. Баку (Апшерон, Гобустан, Шамаха). По другим городам распределение следующее: Сумгаит — 97, Нахичевань — 27, Гянджа — 162, Шеки — 634, Мингечаур — 593, Губа — 107, Ширван — 347, Ленкорань — 198, Барда — 169 человек.
СТАТИСТИКА БОЛЬНЫХ β ТАЛАССЕМИЕЙ
Большая форма β талассемии |
1289 |
получатели крови: 1008 |
Промежуточная форма β талассемии |
597 |
получатели крови: 142 |
Малая форма β талассемии |
721 |
получатели крови: 0 |
Учитывая высокую частоту инбридинга в некоторых районах Азербайджана, происходит гомозиготизация каждого патологического гена в отдельности, а также возникновение их новых сочетаний. Все это затрудняет не только диагностику, но и лечение гомозиготных состояний талассемии. Однако выявление особенностей популяционногенетических характеристик населения, составление геногеографической карты мутаций, составление регистра и информационной базы повысят качество добрачного и перспективного медико-генетического консультирования.
Кроме того, данные исследования будут способствовать внедрению практики трансплантации, в том числе и стволовых клеток, при талассемии, которая на данный момент в Азербайджане не проводится. Просветительская работа среди населения, внедрение и разработка экспресс-методов и диагностических тестов для скрининга талассемий во время беременности, пренатальной диагностики плода, у новорожденных, примененные в работе медико-генетического консультирования, позволят разработать концепцию их профилактики.
Список литературы Статистические показатели пациентов с большой и промежуточной -талассемией в разных регионах Азербайджана
- Giordano P. C. The effect of iron deficiency anemia on the levels of hemoglobin subtypes: possible consequences for clinical diagnosis // Clinical and laboratory haematology. 2003. V. 25. №3. P. 203. DOI: 10.1046/j.1365-2257.2003.00504.x
- Harthoorn-Lasthuizen E. J., Lindemans J., Langenhuijsen M. M. A. C. Influence of iron deficiency anaemia on haemoglobin A2 levels: possible consequences for ß? thalassaemia screening // Scandinavian journal of clinical and laboratory investigation. 1999. V. 59. №1. P. 65-70. DOI: 10.1080/00365519950186011
- Madan N., Sikka M., Sharma S., Rusia U. Phenotypic expression of hemoglobin A 2 in beta-thalassemia trait with iron deficiency // Annals of hematology. 1998. V. 77. №3. P. 93-96. DOI: 10.1007/s002770050421
- Mosca A., Paleari R., Ivaldi G., Galanello R., Giordano P. C. The role of haemoglobin A2 testing in the diagnosis of thalassaemias and related haemoglobinopathies // Journal of Clinical Pathology. 2009. V. 62. №1. P. 13-17. DOI: 10.1136/jcp.2008.056945
- Pornprasert S., Kasemrad C., Sukunthamala K. Diagnosis of thalassemia on dried blood spot samples by high performance liquid chromatography // Hemoglobin. 2010. V. 34. №5. P. 486-494. DOI: 10.3109/03630269.2010.513294
- Румянцев А. Г., Токарев Ю. Н. Болезни перегрузки железом (гемохроматозы): руководство для врачей. М.: Медпрактика-М, 2004. 328 с.
- Румянцев А. Г., Токарев Ю. Н. Анемии у детей. Диагностика, дифференциальная диагностика, лечение. М.: МАКС-пресс, 2004.
- Румянцев А. Г., Токарев Ю. Н., Сметанина Н. С. Гемоглобинопатии и талассемические синдромы. М.: Практическая медицина. 2015. 448 с.