Стихотворение-инвентаризация в поэзии Ж. Превера, М. Калеко, Г. Айха и Р. Гернхардта: сопоставительный анализ
Автор: Андреюшкина Татьяна Николаевна
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Рубрика: Литература в контексте культуры
Статья в выпуске: 3 (27), 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются четыре стихотворения, относящиеся к дескриптивному жанру («инвентаризация») и отражающие поэтологические принципы авторов. Дескриптивность не исключает герметического характера стихотворений. Повтор особенно характерен для жанра инвентаризации. Он играет роль поэтического рефрена, поднимая отдельный предмет до уровня обобщения. Стихотворения написаны в свободной форме, на смену конечной рифме приходят аллитерации, ассонансы, анафоры. Cтихотворения Жака Превера, Маши Калеко и Гюнтера Айха, носящие название «Инвентаризация», написаны под впечатлением войны и показывают поиски идентичности лирического героя в период крушения истории. Все стихотворения написаны в минималистском стиле, который станет позднее приметой конкретной поэзии. Стихотворение Роберта Гернхардта «Инвентаризация 1996, или я показываю Айху свое царство» создано в наши дни и является литературной пародией на крипто-сонет Айха, эпохальное произведение немецкой поэзии второй половины ХХ в.
Инвентаризация, дескриптивный жанр, симультанный стиль, поиски идентичности, претекст, поэтологическое стихотворение, криптограммный сонет, герметическая поэзия, минималистский стиль, конкретная поэзия, литературная пародия
Короткий адрес: https://sciup.org/14729320
IDR: 14729320
Список литературы Стихотворение-инвентаризация в поэзии Ж. Превера, М. Калеко, Г. Айха и Р. Гернхардта: сопоставительный анализ
- Андреюшкина Т. Н. Немецкоязычный сонет: эволюция жанра. Тольятти: ТГУ, 2010. 378 с
- Андреюшкина Т. Н. Этапы развития немецкого сонета. М.: МПГУ, 2006. 256 с
- Балашова Т. В. «Игровая техника» сатирической инвективы: Жак Превер//Балашова Т.В. Французская поэзия ХХ века. М.: Наука, 1982. С. 306-333
- История литературы ФРГ/отв. ред. И. М. Фрадкин. М.: Наука, 1980. 687 с
- Седельник В. Д. «Веселая меланхолия» поэзии Маши Калеко//«Поэзия и правда». Немецкоязычная женская поэзия: сб. эссе/под ред. Т. Н. Андреюшкиной. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. С. 200-212
- Drügh H. Ästhetik der Beschreibung. Poetische und kulturelle Energie deskriptiver Texte (1700-2000). Tübingen: Francke, 2007. S. 354-371
- Eich G. Gesammelte Werke: In 4 Bd./hg. v. A. Vieregg. Frankfurt a. M.: Fischer, 1991. Bd 1. S. 35-36
- Gernhardt R. Gesammelte Gedichte 1954-2004. Frankfurt a. M.: Fischer, 2005. 674 S
- Hoffmann D. Arbeitsbuch: Deutschsprachige Lyrik seit 1945. Tübingen: Francke, 1998. 414 S
- Kaiser G. Günter Eich: Inventur. Poetologie am Nullpunkt//Poetologische Lyrik von Klopstock bis Grünbein/hg. v. O. Hildebrand. Köln; Weimar; Wien: Böhlau, 2003. S. 269-285
- Lyrik des Exils/hg. von W. Emmerich und S. Heil. Stuttgart: Reclam, 1985. 437 S
- Museum der modernen Poesie: Mehrsprachige Anthologie/eingerichtet von H. M. Enzensberger. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 2002. 867 S
- Niemann N., Rathgeb E. Inventur: Deutsche Lesebuch 1945-2003. Bonn: Hanser, 2003. 409 S
- Vogt J. Ein Minimalprogramm der Poesie? Überlegungen, auch didaktischer Art, zu Günter Eichs Epochengedicht „Inventur“//Vogt J. Erinnerung, Schuld und Neubeginn. Weltkrieg und Holocaust. Oxford: Lang., 2014. S. 87-102