Страницы биографии инженера В.Ф. Чернова в эпоху тоталитаризма. 1-я часть
Автор: Шилов Владимир Викторович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Персоны
Статья в выпуске: 2, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются сложные этапы жизненного пути В.Ф. Чернова - выдающегося ученого и организатора содового производства, внесшего огромный вклад в развитие содовой промышленности в советский период. На основе выявленных архивных данных показаны трагические страницы отечественной истории в период большого террора и гражданское мужество представителя инженерного корпуса Западного Урала В.Ф. Чернова.
Содовая промышленность, репрессии, несгибаемый характер, реабилитация, память, уроки истории
Короткий адрес: https://sciup.org/170169366
IDR: 170169366
Текст научной статьи Страницы биографии инженера В.Ф. Чернова в эпоху тоталитаризма. 1-я часть
С троительство в России в последней четверти XIX в. первого содового завода мощностью 6000 т в год не только способствовало созданию мощного промышленного центра на Верхней Каме, но и позволило всей отечественной химической промышленности сделать грандиозный шаг вперед на рубеже XIX–XX вв. 26 октября 1883 г. газета «Пермские губернские ведомости» сообщала: «Не можем не отметить крупного явления последнего времени в области промышленности не только нашего края, но и всей России. Мы говорим о Березниковском содовом заводе Соликамского уезда, открывшем свою деятельность в августе месяце настоящего года».
Потребность в этом важном продукте в Российской империи была колоссальной, т.к. уже в последней четверти XIX в. Россия ежегодно потребляла около 2 млн пудов соды, которая использовалась в стекольной и текстильной промышленности, в мыловарении, производстве керосина из нефти. Поэтому поводу Д.И. Менделеев писал: «Ныне нельзя себе представить развитой промышленности без потребления соды». Но в тот период почти вся сода поступала в Россию исключительно с заграничных заводов, и именно тогда и назрела необходимость создания отечественной содовой промышленности.
Новое стабильное, высококачественное аммиачно-содовое производство, столь необходимое развивающейся химической промышленности России, смогли создать на Верхней Каме известный прикамский купец-промышленник И.И. Любимов [Шилов 1996] и выдающийся бельгийский инженер, талантливый химик-технолог, расчетливый предприниматель Э.Г. Сольвэ [Шилов 2014].
В досоветский период Березниковский содовый завод не только сыграл огромную роль в становлении и бурном развитии химического производства в Российской империи, но и представлял собой пример социально ответственного бизнеса, был настоящей кузницей кадров российского молодого капитализма, имел богатый опыт зарубежного партнерства [Шилов, Сафрошенко 2013].
Первая мировая война, русские революции, Гражданская война нанесли огромный ущерб всей российской экономике, но содовый завод (с большими трудностями) работал и при «белых», и при «красных». После Гражданской войны производство соды возросло с 20 тыс. т в 1923–1924 гг. до 26 тыс. т в 1925 г.
Вдвое увеличился выпуск каустика. Значительно снизилась себестоимость соды и другой продукции. Такие успехи были замечены на самом высшем уровне молодой Советской республики, и в апреле 1923 г. приказом ВСНХ заводу было присвоено почетное звание «Березниковский образцовый содовый завод имени В.И. Ленина».
В 1929 г. на территории Северного Прикамья, где располагался и производил продукцию Березниковский содовый завод (БСЗ), началось строительство Березниковского химического комбината (БХК). Этот объект входил в число 12 наиболее значимых в СССР и находился под личным контролем наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. В Березники для ознакомления с ходом индустриального строительства в начале 1930-х гг. приезжали Председатель Президиума ВЦИК М.И. Калинин и нарком тяжелой промышленности С.К. Оржоникидзе. Березниковский содовый завод вошел в состав возводимого Березниковского химического комбината и только в 1940 г. (после реорганизации БХК) вновь стал самостоятельным предприятием.
В сложные предвоенные, военные и послевоенные годы, несмотря на объективные (суровые климатические условия) и субъективные (репрессии, нехватка квалифицированных кадров) трудности, Березниковский содовый завод сыграл важнейшую роль, особенно в годы Великой Отечественной войны. Так, после оккупации в начале войны южных Донецкого и Славянского заводов Березниковский содовый остался один на всю страну, и этот завод в СССР был единственным поставщиком содопродуктов, который обеспечивал кальцинированной содой предприятия 28 наркоматов и каустической – заводы 25 наркоматов. На Березниковском содовом производили и знаменитый «коктейль Молотова» [Шилов 2015]. В послевоенный период березниковские содовики также внесли существенный вклад в восстановление народного хозяйства СССР.
Все эти достижения, без всякого сомнения, связаны с конкретными личностями – высококлассными специалистами, новаторами содового производства, даже несмотря на тяжелый период сталинских репрессий. Одним из таких «врагов народа» является удивительный человек-легенда березниковских содовиков, «патриарх» содовой промышленности, выдающийся организатор содового производства, автор научных книг (изданных в т.ч. и за рубежом) Василий Федорович Чернов (1897–1968).
В эпоху советского тоталитаризма на многих стройках периода советской индустриализации широко применялся труд политзаключенных, в т.ч. и на строительстве Березниковского химического комбината (БХК) [Шилов 2008]. Об этом, в частности, писал в своей автобиографической повести В.Т. Шаламов, т.к. он сам являлся заключенным Вишерлага и принимал непосредственное участие в строительстве Березниковского химкомбината1. Вольнонаемные граждане этих грандиозных строек тоже нередко становились «врагами народа» со всеми вытекающими последствиями.
Летом 2005 г. в г. Березники автору этих строк довелось познакомиться с профессором Гарварда Тимоти Колтоном, который приезжал на Урал, в т.ч. и в г. Березники, собирать материал для своей монографии о Б.Н. Ельцине. Доктор Колтон выражал легкое недоумение по поводу того, что в России до сих пор нет фундаментальных монографий, посвященных президентам СССР и РФ М.С. Горбачеву и Б.Н. Ельцину (будущий президент РФ Б.Н. Ельцин свое детство и юность провел именно в Березниках, где в 1949 г. окончил среднюю школу № 1 им. А.С. Пушкина) [Шилов 2009].
В 2008 г. в Нью-Йорке была издана большая по объему книга Тимоти Колтона
«Жизнь Ельцина». Ниже представлен фрагмент из монографии доктора Колтона, где описываются места будущего города Березники с конца 20-х гг. XX в. (статус города Березники официально получили 20 марта 1932 г.). Тимоти Колтон пишет: «Как признак того времени, в городе находилась своя зона (колония), отделение лагерного комплекса в месте слияния Камы и Вишеры, первый аванпост ГУЛАГа на Урале. Лагерное поселение на Адамовых горах было назначено в мае 1929 года для строительства Березниковского калийного комбината на грудах древесины, сваленной в болото. В начале 30-х годов поселение насчитывало 10 тысяч рабочих. Были нужны осужденные, так как свободные рабочие не хотели ехать в Березники, где в то время не хватало жилья и продовольствия, а в 1930 году была вспышка тифа. Когда ОГПУ (в 1934 году переименованное в НКВД) перераспределяло заключенных на новые строительные площадки (места), их место занимали другие рабочие, многие из которых являлись бывшими заключенными или депортированными (ссыльными) под надзор полиции. Основной массой строителей города были ссыльные и переселенцы – раскулаченные крестьяне из Центральной России, Татарстана, Украины, политически ненадежные элементы, контрреволюционеры, интеллигенты и т.д. Позднее (во время Второй мировой войны) к ним присоединились депортированные поволжские немцы, крымские татары и т.д. Березники были местом средоточения отбросов общества, как это определили власти предержащие советского общества… В городе, предназначенном стать родным для Ельцина, была и колючая проволока, и наблюдательные вышки, и сторожевые псы ГУЛАГа. Тюрьма для 11 тысяч немцев и военнопленных нацистского альянса была построена в 1943 году. Новый лагерь строгого режима для советских осужденных возник в 1946 году, чтобы расширить один химический завод и построить другой в 1950 году, рабочая сила лагеря достигала 4500 человек»1 [Colton 2008].
Не обошли стороной репрессии многих организаторов и работников содового производства строящегося Березниковского химического комбината: только из семи руководителей БХК трое были расстреляны…
Более «благосклонно» в годы «большого террора» судьба отнеслась к Василию Федоровичу Чернову (1897–1968) – незаконно репрессированному содо-вику, чье имя сегодня золотыми буквами вписано на страницы более чем 130летней истории Березниковского содового завода. Биографические материалы о В.Ф. Чернове и его рукописи, в т.ч. и на иностранных языках, сегодня хранятся в корпоративном музее ОАО «Березниковский содовый завод» На их основе и написана данная статья.
Родился В.Ф. Чернов 120 лет назад в г. Суздале. В 1916 г. после окончания Костромского землемерного училища В.Ф. Чернов работал в городе Воронеже2. В первые месяцы после Октябрьской революции он участвовал в осуществлении земельной реформы: делил помещичьи земли среди крестьян в Павловском уезде Воронежской губернии. В 1919 г. был призван в Красную армию.
В годы Гражданской войны Василий Федорович служил в саперных частях Военно-строительного отряда на Кавказском фронте. С 1921 по 1925 гг. учился на химическом факультете Петроградского политехнического института, по окончании которого и был направлен в Северное Прикамье.
Дальнейшая судьба В.Ф. Чернова тесно связана с Березниковским содовым заводом, которому он отдал почти 35 лет жизни, пройдя трудовой путь от мастера цеха кальцинированной соды до главного инженера. Содовики стар- шего поколения называли В.Ф. Чернова не иначе, как «патриарх березниковских химиков».
С первых шагов на производстве В.Ф. Чернов зарекомендовал себя знающим, широко образованным специалистом. В 1925 г. он активно участвовал в организации школы ФЗУ (фабрично-заводского ученичества), где готовились кадры рабочих для химической промышленности. В 1933 г. В.Ф. Чернов был в числе создателей Березниковского технологического института.
Около 30 лет В.Ф. Чернов отдал серьезной и разносторонней научной деятельности. Александр Иванович Чудаков – ветеран содового завода, тоже отдавший этому сложному производству десятилетия творческого труда, в своей книге «Содовый на Каме» вспоминал: «Не было в нашей центральной лаборатории научно-исследовательских работ, которые не проводились бы по инициативе или одобрению В.Ф. Чернова. Он интересовался ими, подсказывал иную методику работ, “поджимал” исследователей сроками» [Чудаков 1973].
В 1932 г. Уральское областное государственное издательство (г. Свердловск) выпустило книгу В.Ф. Чернова «Производство соды» для учащихся ФЗУ, а уже через год, в 1933 г., В.Ф. Чернов опубликовал на страницах производственнотехнического журнала Березниковского химического комбината статью под названием «Восстановление основного капитала», где выдвигает идею о строительстве в городе небольшой сталелитейной мастерской, что позволило бы в дальнейшем быстрее заменять трубы, испорченные кислотой1.
В 1934 г. нарком тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе за реконструкцию цеха кальцинированной соды наградил В.Ф. Чернова легковой автомашиной, а в 1935 г. по рекомендации того же Г.К. Орджоникидзе В.Ф. Чернов был назначен главным инженером Березниковского химического комбината (содовый завод тогда входил в его состав).
В 1938 г. В.Ф. Чернов принял предложение Уральского индустриального института (г. Свердловск) о переходе на преподавательскую работу, но перед уходом он провел первый на комбинате крупный капитальный ремонт, за что получил благодарность и премию наркома тяжелой промышленности.
Березниковский химический комбинат, даже несмотря на проведенный капремонт, не справлялся с плановыми заданиями и постоянно давал сбои. В.Ф. Чернов был свидетелем волны репрессий 1938 г., задевшей опытные, высококвалифицированные кадры химкомбината. В начале октября этого же года, почти за 2 месяца до несостоявшегося переезда в Свердловск, В.Ф. Чернов составил докладную записку на имя заместителя наркома тяжелой промышленности Целищева, в которой сообщал, что «идет неслыханная волна арестов. Ежедневно забирают людей, нужных авторитетных руководителей» и что при всем огромном напряжении сам Чернов не сумеет удержать нужный уровень производства.
Это был поступок не только мудрого и дальновидного специалиста, но и настоящего мужчины. Зададимся вопросом: многие ли в тот период руководители производств обладали таким гражданским мужеством? Его докладная записка была отправлена с нарочным в Москву, а 10 ноября 1938 г. В.Ф. Чернов был… арестован. Его арест был санкционирован заместителем наркома тяжелой промышленности по энергетике М.Г. Первухиным.
В.Ф. Чернову было предъявлено обвинение по трем пунктам: шпионаж, диверсионные акты, участие в «организации, имеющей конечную цель по свержению советского правительства».
( окончани е следует )
Список литературы Страницы биографии инженера В.Ф. Чернова в эпоху тоталитаризма. 1-я часть
- Чудаков А.И. 1973. Содовый на Каме. Пермь: Пермское книжное издательство. 164 с
- Шилов В.В. 1996. Иван Любимов -основатель Березников? -Уральский следопыт: Российский журнал. Екатеринбург. № 8-9
- Шилов В.В. 2008. «Республика химии» за колючей проволокой. -Ретроспектива: историко-архивный журнал. Пермь. № 1(6). Январь. С. 44-49
- Шилов В.В. 2009. Профессор Гарварда Тимоти Колтон о современном российском «гибридном режиме» о Б.Н. Ельцине и Березниках. -Регионы России: экономика, культура, история. Материалы международной научно-практической конференции. Березники. С. 303-308
- Шилов В.В., Сафрошенко О.Н. 2013. Содовый на Каме. Время новых перспектив. Пермь: Литер-А. 240 с
- Шилов В.В. 2014. Страницы биографии химика, предпринимателя и основателя Березниковского содового завода Э.Г. Сольвэ. -Строгановское историческое собрание. Березники, Соликамск, Усолье: пути исторического развития и культурного возрождения. Материалы всероссийской научно-практической конференции г. Березники. 26-27 июня 2014 г. Вып. 9. Пермь. С. 81-95
- Шилов В.В. 2015. Сражение за Победу в уральском тылу. Екатеринбург: ИП Пиджаков А.В. 160 с
- Colton T.J. 2008. Yeltsin: A Life. N.Y.: Basic Books. 666 р