Страновой риск для международных нефтегазовых компаний в условиях устойчивого развития

Бесплатный доступ

Статья посвящена рассмотрению структуры странового риска, охват и риск-факторы которого видоизменяются в последнее время из-за усиления политических санкций, климатической повестки и активной пропаганды использования альтернативной энергетики, что влияет на деятельность российских и международных нефтегазовых корпораций, которые демонстрируют свою приверженность принципам устойчивого развития.

Страновой риск, климатические риски, политические риски, международные нефтегазовые компании, устойчивое развитие

Короткий адрес: https://sciup.org/148326785

IDR: 148326785

Текст научной статьи Страновой риск для международных нефтегазовых компаний в условиях устойчивого развития

В настоящее время страновой риск для международных нефтегазовых компаний представляет собой пул рисков, где сплавлены воедино стратегические, политические, регуляторные, климатические, отраслевые, рыночные и экономические риски. Политическая нестабильность, эмбарго, санкции, гражданские беспорядки, террористические акты, военные действия и ситуации в области общественного здравоохранения (пандемия) могут нарушить их деятельность, привести к сокращению производства, дополнительным расходам, при том, что большинство нефтегазовых проектов долгосрочные и требуют значительных капитальных затрат, а сама нефтегазовая отрасль отличается высокой конкуренцией. Более того, за последние годы стремительно возросла роль политических санкций, климатической повестки и ESG-рисков, что заставляет международные нефтегазовые корпорации перестраивать свои цепочки формирования стоимости и пересматривать основные факторы странового риска.

На предпочтения и настроения инвесторов влияют окружающая среда, принципы социального и корпоративного управления (ESG), включая переход к низкоуглеродной экономике. Это может повлиять на доступ к рынкам капитала и привлекательность компаний для потенциальных инвесторов, привести к уменьшению доступа к финансированию нефтегазового сектора.

ГРНТИ 06.51.51

EDN WBPHFI

Статья поступила в редакцию 01.03.2023.

Российские нефтегазовые компании ПАО «Газпром» и ПАО «Роснефть» в своих отчетах по устойчивому развитию выделяют матрицы существенных тем устойчивого развития, важных для компании и заинтересованных сторон (инвесторы, акционеры, деловые партнеры, органы государственной власти, органы местного самоуправления, персонал, потребители, местные сообщества, общественные организации, образовательные и научные организации, СМИ), и среди них лидирует не климатическая повестка, а производственная безопасность, сохранение удовлетворительного состояния воды, противодействие корпоративному мошенничеству и коррупции, вклад в социально-экономическое развитие [1, 6]. CNPC в своем годовом отчете отдает приоритет рискам безопасности окружающей среды [2].

Целью исследования является обзор риск-факторов странового риска для международных нефтегазовых корпораций в контексте устойчивого развития. Задачи исследования – критический анализ элементов странового, отраслевого и климатических рисков. Объектом исследования является страновой риск международных нефтегазовых корпораций, а предметом – риск-факторы, которые влияют на успешность международной деятельности нефтегазовых корпораций.

Материалы и методы

Для анализа и классификации риск-факторов странового риска использовались годовые отчеты и отчеты по устойчивому развитию российских (ПАО «Газпром», ПАО «НОВАТЭК», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Роснефть») и зарубежных нефтегазовых компаний (Shell, Saudi Aramco, СNPC, Total Energies).

Результаты и их обсуждение

Для удобства классификации риск-факторов, влияющих на нефтегазовые корпорации, предложим следующую структуру странового риска: социально-политические (политические, регуляторные и социальные) риски; экологические риски; экономические риски (макроэкономические и микроэкономические риски, для их оценки используются количественные методы и система рейтингов).

В настоящее время именно блок экологических рисков претерпел наибольшие изменения – теперь под ним понимается не столько риск стихийных бедствий, а сколько климатические риски (потенциальные риски, которые могут возникать вследствие изменения климата (физические риски) или мер по минимизации его последствий (переходные риски) [3]) и нормативно-правовое регулирование для сокращения выбросов парниковых газов. Более того, тренд на формирование ESG-регулирования и раскрытие публичной информации в области устойчивого развития является на сегодня одним из ключевых [12], что расширяет возможности применения качественных и количественных оценок для экологического риска.

Согласно Е-рэнкингу Банка России, составленному на основе анализа климатических и экологических рисков, российская нефтегазовая отрасль – одна из самых прогрессивных отраслей в части перехода к углеродной нейтральности [4]. Можно предположить, что в среднесрочной перспективе климатическую повестку в группе экологических рисков потеснит приоритет сохранения биоразнообразия и состояния окружающей среды.

К группе риск-факторов для странового риска, относящихся к социально-политическому и экологическому блокам, можно отнести:

Блок 1. Социально-политические (политические, регуляторные и социальные) риски:

  • 1.1.    Риск-факторы для политического риска:

    • 1.1.1.    Ограничения доступа к нефтегазовым ресурсам через аренду или разрешения. Ограничения на добычу нефти и газа могут расти в той мере, в какой правительства применяют их для достижения национальных и глобальных энергетических и климатических целей;

    • 1.1.2.    Ограничения на ведение бизнеса в определенных странах. Правительства могут ограничивать виды бизнеса, что может обеспечить конкурентное преимущество конкурентам, на которых могут не распространяться сопоставимые ограничения. С февраля 2022 года к этой группе можно отнести и са-мосанкции – добровольный отказ международных нефтегазовых компаний (Shell, BP, Equinor, Total Energies, ExxonMobil и др.) и международных нефтегазовых трейдеров (Trafigura, Vitol) от сотрудничества с Россией путем продажи своей доли в российских активах и отказа от заключения новых контрактов на покупку российских углеводородов, уход с российского рынка нефтесервисных компаний Schlumberger, Halliburton и Baker Hughes вместе с патентами.

Российские нефтегазовые компании находятся под санкционным воздействием со стороны ЕС, США и других стран с 2014 года, но в 2022 году перечень ограничений пополнился введением эмбарго на российский уголь, нефть и нефтепродукты, введением потолка цен на российскую нефть, что в результате дает увеличение цен на энергоресурсы;

  • 1.1.3.    Вопросы безопасности. Успешная работа может быть нарушена массовыми беспорядками, диверсионными актами или терроризмом, кибератаками и др., что может потребовать больших затрат на безопасность или прекращения операций на определенный период времени. Диверсии на газопроводах «Северный поток» и «Северный поток-2» в сентябре 2022 года также пересекаются с другим видом отраслевых рисков – рисками, связанными с транзитом углеводородов через другие страны.

Актуальным остается риск кибербезопасности – наступления событий, которые могут повлиять на деятельность третьих лиц, в том числе партнеров, поставщиков, сервисных компаний (включая поставщиков услуг облачного хостинга) и клиентов. Нарушения кибербезопасности могут нанести физический вред людям или окружающей среде; повредить или уничтожить имущество; вызвать компрометацию бизнес-систем; привести к тому, что конфиденциальная информация может быть изменена, утеряна или украдена, что в дальнейшем может повлиять на деловые операции. Реализация этого риска влечет значительные расходы для устранений последствий нарушения кибербезопасности в дополнение к расходам, связанным с действиями регулирующих органов, судебными разбирательствами или ущербом репутации компаний;

  • 1.2.    Риск-факторы для регуляторного риска:

    • 1.2.1.    Отсутствие правовой определенности. Например, в Африке отсутствие хорошо развитых правовых систем и ясной нормативно-правовой базы для разработки месторождений нефти и газа создает повышенный риск непредсказуемости государственных органов, а также затрудняет обеспечение соблюдения долгосрочных контрактов;

    • 1.2.2.    Регуляторные и судебные риски, связанные с изменениями в законодательстве или толковании устоявшегося права, влияющие на международные договора, что может привести к росту налогов, пошлин или ставок государственных роялти; контролю цен на нефть и газ со стороны государства; увеличению расходов на соблюдение природоохранных норм (включая изменения в регламентах, касающихся морских буровых работ, водопользования, выбросов CO 2 , гидроразрыва пласта или использования пластмасс); действиям регулирующих органов, связанным с задержкой или отказом в выдаче необходимых лицензий и разрешений, или ограничению добычи, переработки и транспортировки углеводородов; новым стандартам эффективности, использованию альтернативных видов топлива; новым требованиям по прозрачности, которые могут потребовать раскрытия конфиденциальной информации о конкуренции, коммерческой информации или которые могут привести к нарушению законов о неразглашении других стран; аннулированию контрактов, деноминации официальной валюты, отказу или неисполнению обязательств, пересматриванию условий в одностороннем порядке или экспроприации активов;

  • 1.3.    Риск-факторы для социального риска. Социальные риск факторы – это нарушение этики, трудового законодательства, необходимость привлечения и удержания талантливого и квалифицированного персонала.

  • 2.1.    Климатические риск-факторы связаны с изменением климата и ограничениями выбросов парниковых газов. Климатические риски значительно различаются по всему миру: повышение температуры вызовет особенно большие эксплуатационные проблемы в таких регионах, как тропики, восточное побережье Китая, Средиземное море, а также в северных регионах, подверженных таянию вечной мерзлоты. Усложняют картину глобальные цепочки поставок, которые подвергают многие компании климатическим рискам, даже если их активы не затрагиваются напрямую [13].

  • 2.2.    Климатические риски тесно сопряжены с рисками энергоперехода. С переходом к низкоугле-родной экономике углеводороды могут не приносить больше такой же прибыли, как это было ранее. Причем неопределенность параметров энергетического перехода затрудняет принятие инвестиционных решений. НОВАТЭК, TotalEnergies и Saudi Aramko объединяют климатические и риски энергоперехода [5, 8, 11]. Все больше стран стремятся построить механизмы для ускорения перехода к низко-углеродной экономике, в том числе системы торговли выбросами CO 2 , что может привести к потере конкурентоспособности и увеличению операционных расходов;

  • 2.3.    Климатический риск тесно связан с физическими рисками от климатических опасностей, таких как засуха, ураганы и лесные пожары. Экстремальные погодные явления, вероятно, станут еще более частыми и интенсивными в результате повышения температуры, в первую очередь, под угрозой окажутся наземные и морские установки по добыче углеводородов, эти риски также повлияют на транспортную инфраструктуру, хоть она рассчитана на суровые погодные условия.

  • 2.4.    Альтернативная энергетика. Многие правительства предоставляют налоговые льготы и субсидии для поддержки перехода на альтернативные источники энергии или требуют использования конкретных видов топлива или технологий. Правительства выступают за продвижение исследований в области новых технологий для снижения стоимости и повышения масштабируемости альтернативных источников энергии. Поэтому большинство международных нефтегазовых компаний сосредоточено на разработке передового биотоплива и водорода, улавливании и хранении углерода, повышении энергоэффективности и других технологиях.

Если ранее основными риск-факторами для этой группы были социальные волнения и забастовки, то сегодня для зарубежных нефтегазовых компаний ожидания молодежи по обязательствам компаний относительно экологических и климатических вызовов, а также возросшая конкуренция с быстрорастущими высокотехнологичными секторами, такими как информационные технологии, затрудняет найм работников и снижает заинтересованность в карьере в энергетической сфере будущих и имеющихся сотрудников.

Блок 2. Экологические риски (климатические риски):

Принятие нормативно-правовой базы для сокращения выбросов при добыче и использовании нефти и газа может негативно сказаться на доходах от инвестиций, сделать нефтегазовую продуктовую линейку более дорогой или менее конкурентоспособной, удлиняет сроки реализации проектов и снижает потребность в углеводородах, а также сдвигает спрос на углеводороды в сторону источников с относительно низким содержанием углерода, таких как природный газ. Нормативные требования относительно климатических целей также могут увеличить расходы на их соблюдение, например, на мониторинг или улавливание выбросов CO2.

На сегодняшний момент климатическая повестка значительно влияет на отношения между странами, на региональное взаимодействие и является способом давления в торговой войне, хотя общих подходов к этой проблеме пока не выработано. Согласно отчету Deloitte, для компаний климатические риски представляют собой самый крупный вызов после экономической ситуации [10]. ПАО «ЛУКОЙЛ» и Shell, например, в группу климатических рисков включают политические/регуляторные, технологические/физические, рыночные и репутационные риски [7, 9].

Климатические риски также сопряжены с финансовыми, потому что несоответствие политики компаний ожидаемым климатическим целям (снижению выбросов CO 2 ) может привести к снижению капитализации компании. Более того, этот риск-фактор может повлечь за собой не только климатические, но и страновой (политический) риск, так как ограничения на добычу нефти и газа через аренду или разрешения могут напрямую зависеть от поставленных правительствами национальных энергетических и климатических целей;

Например, повышение уровня моря и более частые и сильные штормы приводят к эвакуации персонала установок, остановке производства и потере доходов для производств на побережье Мексиканского залива; засуха влияет на добычу американской сланцевой нефти и газа, потому что для гидроразрыва пласта необходимо значительное количество воды; суровые условия Крайнего Севера вынуждают опасаться просадки грунта под зданиями и сооружениями из-за повышения температуры и учитывать климатические сценарии при проектировании инфраструктуры Арктического СПГ;

Правовое регулирование, технологические и рыночные разработки, связанные с изменением климата, могут повлиять на будущие цены энергоресурсов в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Заключение

Таким образом, в статье был проведен обзор структуры странового риска и его риск-факторов для нефтегазовых компаний. Законы, постановления, действия правительства, предпочтения клиентов в отношении изменения климата и переход к низкоуглеродной экономике, а также темпы самого перехода могут иметь неблагоприятное воздействие на нефтегазовый бизнес, в том числе на доступ на рынки и реализацию конкурентных возможностей, на спрос и цены, ограничения по добыче и поставкам, на затраты на соблюдение экологических нормативов, на привлечение финансирования и перспективных кадров, на репутацию компании и имидж нефтегазовой отрасли в целом.

http://www.cnpc.com.cn/en/2021enbvfgrme/202208/9f9800629f2b49e1bb7108eed28d1a30/files/6865c18423a444a 0ae4a976d3708cd1d.pdf (дата обращения 27.02.2023).

https://cbr.ru/Content/Document/File/144502/analytic_note_20230202_dfs.pdf (дата обращения 27.02.2023).

https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_file/Rosneft_CSR2021_RUS.pdf (дата обращения 27.02.2023).

https://lukoil.ru/Sustainability/sustainabledevelopmentmanagement/Riskmanagement (дата обращения 27.02.2023).

Список литературы Страновой риск для международных нефтегазовых компаний в условиях устойчивого развития

  • Годовой отчет ПАО «Газпром» за 2021 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazprom.rU/f/posts/57/982072/gazprom-annual-report-2021-ru.pdf (дата обращения 27.02.2023).
  • Годовой отчет СМРС за 2021 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cnpc.com.cn/en/2021enbvfgrme/202208/9f9800629f2b49e1bb7108eed28d1a30/files/6865c18423a444a 0ae4a976d3708cd1d.pdf (дата обращения 27.02.2023).
  • Климатические риски в меняющихся экономических условиях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cbr.ru/content/document/file/143643/consultatlon_paper_21122022.pdf (дата обращения 27.02.2023).
  • Мониторинг экологических стратегий крупнейших российских нефинансовых компаний 2021 год - первое полугодие 2022 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cbr.ru/Content/Document/Flle/144502/analytlc_note_20230202_dfs.pdf (дата обращения 27.02.2023).
  • Отчет об устойчивом развитии 2021 ПАО «НОВАТЭК». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.novatek.ru/common/upload/2022_Novatek_0UR_RUS.pdf (дата обращения 27.02.2023).
  • Отчет об устойчивом развитии 2021 ПАО «Роснефть». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rosneft.ru/upload/slte1/document_flle/Rosneft_CSR2021_RUS.pdf (дата обращения 27.02.2023).
  • Управление рисками. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lukoll.ru/Sustalnablllty/sustalnabledevelopmentmanagement/Rlskmanagement (дата обращения 27.02.2023).
  • Challenges ldentlflcatlon. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://totalenergles.com/sustalnablllty/reports-and-lndlcators/challenges-ldentlflcatlon (дата обращения 27.02.2023).
  • Cllmate-related risks and opportunltles. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://reports.shell.com/annual-report/2020/strateglc-report/cllmate-change-and-energy-transltlon/rlsks-and-opportunltles.php (дата обращения 27.02.2023).
  • Deloltte 2023 CxO Sustalnablllty Report: Acceleratlng the Green Transltlon. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.deloltte.com/content/dam/assets-shared/legacy/docs/2023-deloltte-cxo-sustalnablllty-report.pdf (дата обращения 27.02.2023).
  • Saudl Aramco Sustalnablllty Report 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.aramco.com/-/me-dla/downloads/sustalnablllty-report/saudl-aramco-sustalnablllty-report-2021-en.pdf (дата обращения 27.02.2023).
  • The Ongolng Evolutlon of Sustalnable Buslness 2023 Trends Report. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sustalnablllty.com/globalassets/sustalnablllty.com/thlnklng/pdfs/2023/2023_sustalnablllty_trends_re-port.pdf (дата обращения 27.02.2023).
  • Utllltles face greatest threat as cllmate risks lntenslfy. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.spglobal.com/marketlntelllgence/en/news-lnslghts/latest-news-headllnes/utllltles-face-greatest-threat-as-cllmate-rlsks-lntenslfy-66613890 (дата обращения 27.02.2023).
Еще
Статья научная