Страны Центральной Азии в системе международных программ помощи развитию

Автор: Зайцев Ю.К., Кнобель А.Ю.

Журнал: Мониторинг экономической ситуации в России @monitoring-esr

Статья в выпуске: 7 (189), 2025 года.

Бесплатный доступ

Общий объем официальной помощи развитию (ОПР) за период 2013–2023 гг. странам Центральной Азии – Казахстану, Кыргызстану, Узбекистану, Таджикистану, Туркмении – в абсолютном выражении составил около 21,12 млрд долл. Наблюдается снижение зависимости стран региона от внешней помощи в связи с изменением социально-экономического положения в государствах. Происходит некоторое «разделение» труда между странами – членами Комитета содействия развитию (КСР) ОЭСР и другими донорами. Так, Узбекистан сотрудничает со странами ОЭСР, в то время как Кыргызстан в большей мере взаимодействует с донорами – не членами ОЭСР, а также с евразийскими институтами развития.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/170209148

IDR: 170209148

Текст научной статьи Страны Центральной Азии в системе международных программ помощи развитию

Источник: OECD DAC. URL: ставят под сомнение возможности для сохранения традиционно высокого уровня финансирования американских программ международной помощи в будущем.

Источник: OECD DAC. URL:

14 000

12 000

10 000

8 000

6 000

4 000

2 000

-

Рис. 4. Помощь стран ОЭСР, направленная в международные организации

Источник: OECD DAC. URL:

В категорию «другие расходы» часто относят гранты, выделенные странам на безвозмездной основе. Необходимо подчеркнуть, что предоставление грантов является одним из основных инструментов сотрудничества таких доноров, как АзБР и Всемирный банк (МБРР и МАР). В то же время Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Новый банк развития (НБР) БРИКС поддерживают инвестиционные проекты через коммерческие займы на концессионной основе. Следует отметить, что проекты, реализуемые неправительственными организациями от имени стран – членов КСР ОЭСР, считаются двусторонней помощью, поскольку финансирование этих проектов осуществляется странами-донорами1.

Важно отметить, что некоторые доноры КСР ОЭСР, такие как Швеция, Норвегия и Финляндия, направляют помощь через многосторонние институты, предоставляющие более 60% их ОПР. В отличие от США, Германия и Великобритания используют двусторонние инструменты. Тем не менее Германия сохраняет лидирующие позиции как донор КСР ОЭСР, предоставляющий самые высокие объемы ОПР (в абсолютном выражении) через международные организации, за ней следуют Великобритания, США и Франция ( рис. 4 ).

Доля финансирования через международные организации остается на традиционном уровне в 30–40%. Ассигнования от многосторонних институтов развития увеличились за последние 20 лет с 13,15 млрд до 93,91 млрд

200 000,000

■ EU Institutions

■ Региональные банки развития

150 000,000

100 000,000

50 000,000

0,000

■ Многосторонние организации, всего

■Международный валютный фонд

■Организация Объидиненных Наций

■ Группа Всемирного банка

■Другие многосторонние организации

Рис. 5. Распределение ОПР от многосторонних институтов в период 2003–2023 гг., млн долл., текущие цены

Источник: OECD DAC. URL: долл. Можно выделить три группы международных организаций, ответственных за международную помощь в целях развития. Это международные финансовые институты (Всемирный банк, МВФ, региональные банки развития), органы ООН и другие глобальные институты (G7 и G20) и другие международные организации (включая НПО) (рис. 5). Многосторонняя помощь в целях развития сосредоточена в рамках кластера институтов: около 80% объема многосторонней помощи предоставляется через такие международные организации, как МАР, институты ЕС, программы и фонды ООН, Азиатский банк развития, Африканский банк развития, Глобальный фонд.

Статистика международной помощи странам Центральной Азии

На страны Центральной Азии (ЦА) приходится незначительная часть международных потоков ОПР. В абсолютном выражении общий объем ОПР этим странам за период 2013–2023 гг. составил 21,12 млрд долл. Тем не менее международные доноры продолжают выполнять важнейшую роль в социально-экономическом развитии региона. Рассмотрим основные направления потоков ОПР в ЦА.

Многосторонняя помощь странам ЦА

По данным КСР ОЭСР, в 2023 г. многосторонняя помощь странам ЦА со стороны международных организаций превысила 1,3 млрд долл. При этом за период 2013–2023 гг. этот показатель был более 11,72 млрд долл. ( рис. 6 ).

Рис. 6. Многосторонняя официальная помощь развитию, млн долл.

Источник: OECD DAC. URL:

Например, в Кыргызстане в настоящее время работает несколько МФО, включая ЕАБР, АзБР, Российско-Кыргызский Фонд Развития (РКФР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международная финансовая корпорация (МФК). Объем их финансирования за этот период составил более 965 млн долл.1, тогда как общий объем многосторонней помощи за 2013–2023 гг. стране превысил 2,45 млрд долл.2

В табл. 1 представлены примеры крупнейших текущих проектов МФО, таких как Всемирный банк, ЕБРР, ЕАБР, АзБР, РКФР, в странах ЦА. Стоить отметить, что евразийские институты развития осуществляют сотрудничество со всеми странами региона, за исключением Туркменистана.

В Таджикистане основным инструментом оказания внешней помощи остается грантовая поддержка. В частности, Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР) профинансировал проект в форме гранта в размере 2 млн долл. в сфере здравоохранения «Караван здоровья», который увеличил доступ к медицинским услугам1.

Двусторонняя помощь странам ЦА

При анализе двусторонней помощи важно отметить разную роль стран – членов КСР ОЭСР и других доноров для различных стран региона ЦА. В целом за период 2013–2023 гг. страны – члены КСР ОЭСР выделили в качестве двусторонней ОПР 7,16 млрд долл., в то время как доноры – не члены КСР ОЭСР предоставили около 3 млрд долл.

Как и в случае многосторонней помощи, Узбекистан является крупнейшим получателем и двусторонней помощи в регионе ( рис. 7 ). Однако доля ОПР относительно ВВП страны составляет лишь 1,13%. Следует отметить, что Узбекистан получает наибольший объем помощи в регионе ЦА от стран – членов КСР ОЭСР.

1 000

■ Казахстан ■Кыргызстан ■Таджикистан    Туркменистан    Узбекистан

Рис. 7. Двусторонняя помощь со стороны стран – членов КСР ОЭСР, млн долл.

Источник: OECD DAC. URL:

Кыргызстан – традиционно крупнейший региональный получатель экономической помощи от стран – не членов КСР ОЭСР ( рис. 8 ). В частности, наиболее значимыми партнерами по развитию для страны являются Китай и Россия. Например, в 2022 г. Правительство РФ одобрило финансирование проекта ООО «Производственное предприятие Нарын» по строительству и эксплуатации ГЭС Куланак в Кыргызской Республике в целях повышения энергоэффективности экономики и обеспечения энергобезопасности стра ны. Объем финансирования составил 44 млн долл.2

2013      2014      2015      2016      2017      2018      2019      2020      2021      2022      2023

■Казахстан ■Кыргызстан ■Таджикистан ■ Туркменистан ■ Узбекистан

Рис. 8. Двусторонняя помощь от стран – не членов КСР ОЭСР, млн долл.

Источник: OECD DAC. URL:

Также крупнейшим донором в регионе остается Китай. В 2023 г. правительство Китая через Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) одобрило финансирование в размере 40 млн долл. для казахстанской компании Shokpar Wind Power Plant LLC для строительства и эксплуатации ветровой электростанции мощностью 100 МВт. Общий размер проекта составил 128 млн долл. Проект был совместно профинансирован несколькими частными спонсорами (China Power International Holding Ltd., Visor International DMCC)1.

* * *

В последние годы происходит снижение доли стран ЦА в международных потоках ОПР в связи с изменением социально-экономических условий в этих государствах и появлением новых геополитических вызовов для международных доноров. При этом стоить отметить разные направления партнерств различных стран ЦА с международными донорами в регионе. Так, Узбекистан сотрудничает в большей степени с донорами из числа стран – членов КСР ОЭСР. В то время как Кыргызстан взаимодействует больше с донорами – не членами КСР ОЭСР (в первую очередь, с Россией и Китаем), а также с многосторонними евразийскими институтами развития.

В связи со снижением зависимости стран от программ внешней экономической помощи важным остается вопрос ее результативности для государств ЦА с целью определения дальнейших способов и направлений сотрудничества. Существуют некоторые ограничения для такой оценки. Первое: выделенные средства ОПР могут не доходить до реальных проектов из-за возможной неэффективности экономики стран, включая сбои рынка и внешние эффекты2. Второе: часто отсутствует информация о реализации проектов для различных слоев населения на местах. Это усложняет оценку эффективности программ помощи3.

Таблица 1

Примеры крупнейших текущих проектов МФО в странах Центральной Азии

Кыргызстан

Казахстан

Туркменистан

Таджикистан

Узбекистан

1

Строительство цементного завода в Чуйской области (2023 г., 46 млн долл.). Цель – снижение зависимости страны от импорта цемента

ш

Строительство ОАО «Кантский цементный завод» (48 млн долл. США, 2023). Цель – улучшение экологичности производства цемента

Расширение и модернизация Международного аэропорта Алматы. (2021 г. – заем в размере 38,88 млн долл. для TAV Kazakhstan LLP и Venus Trading LLP1

Разработка предварительного технико-экономического обоснования проекта строительства гидроэлектростанции в Республике Таджикистан (0,208 млн долл.)2

Техническая помощь для развития кооперационных деловых связей в Узбекистане (0,049 млн долл.)3

Разделения рисков ЗАО Demir Kyrgyz International Bank (15 млн долл., 2017)

Строительство высоковольтных линий электропередачи и сопутствующей инфраструктуры.

(Кредит 297 млн евро, 2024 г.)4

Предоставление льготного обеспеченного кредита в размере 2,8 млн долл. ИП «Тач Хил», производителю гигиенической продукции и пластиковых пакетов (2,8 млн долл., 2021 г.)5

Cуверенный кредит для софинансирова-ния реконструкции участка автодороги Дангара-Гулистон совместно с АзБР (38,0 млн евро, 2025)6

Гарантия на сумму до 24 млн долл. для поддержки обязательств АО «Национальные электрические сети Узбекистана» (НЭСУ или покупатель), выступающего в качестве покупателя по соглашениям о покупке электроэнергии для проектов ветроэнергетики в Узбекистане (2022 г.)7

S' е

го

*5

X

X

си

со

Финансирование микропредприятий ЗАО «Кыргызский ИнвестиционноКредитный Банк» (15 млн долл., 2023 г.)

Инвестиции до 50 млн долл. в KMF для стимулирования финансирования микро-и малого бизнеса (2024 г.)8

Инвестиции в размере до 10 млн долл. в первые в стране зеленые облигации, выпущенные Eshkata Bank (2024 г.)9

Финансирование для узбекской компании UZ SOLAR 3 для строительства и эксплуатации солнечной фотоэлектрической станции переменного тока мощностью 250 МВт в Бухарской области (96 млн долл., 2023 г.). Цель – снижение выбросов углекислого газа и улучшение доступа к электроэнергии10

ш

Финансирование МСБ и для стимулирования предпринимательства среди женщин (5 млн долл., 2023 г.)

Льготный кредит RG Brands, казахстанская агропромышленная компания (40,2 млн долл.)11

Техническая помощь – оценка ветрового потенциала различных участков для государственных инвестиций в ветроэнергетику (2024 г., 750 тыс. долл.)12

Техническая помощь – реализация комплексной торговой повестки дня Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества до 2030 г. (этап 2) (2024 г., 2,28 млн долл.)13

Программа совершенствования управления экономикой путем усиления фискального управления, улучшения управления и деятельности государственных предприятий и повышения подотчетности государственного сектора (2023 г., 150 млн долл.)14

Окончание табл. 1

Кыргызстан

Казахстан

Туркменистан

Таджикистан

Узбекистан

z

z

X

CD

>S

X

X z CD

CD

Проект устойчивого развития водоснабжения и санитарии в сельской местности (ECPDEV, 2016 г. – 2030, 59,5 млн долл.)

Повысить эффективность Схемы торговли выбросами и поддержать расширение цен на углерод в целях содействия достижению обновленных целевых показателей определяемого на национальном уровне вклада Казахстана к 2030 г. и целей углеродной нейтральности к 2060 г. (2022 г., 4,8 млн долл.)1

Проект реагирования на COVID-19: предотвращение, выявление и реагирование на COVID-19, укрепление национальных систем общественного здравоохранения (20 млн долл.)2

Операции по реализации политики устойчивого развития Таджикистана (ОПР) для Таджикистана (2023 г., 50 млн долл.)3

Целью проекта является укрепление потенциала национальной статистической системы Узбекистана по производству и распространению статистических данных (2023 г., 50 млн долл.)4

Источник: составлено авторами.

Статья научная