Стратегические задачи государства в области высшего образования как оптимизационные задачи

Автор: Елисеев Борис Петрович

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Педагогические науки

Статья в выпуске: 1, 2011 года.

Бесплатный доступ

В статье проводится формализация подхода к определению стратегий государства в области высшего образования. Это дало возможность сформулировать их в виде трех оптимизационных задач и определить направления путей их решения.

Высшее образование, интересы партнеров образования, время, стоимость и качество обучения, оптимизационные задачи, стратегии государства

Короткий адрес: https://sciup.org/14933041

IDR: 14933041

Текст научной статьи Стратегические задачи государства в области высшего образования как оптимизационные задачи

Ни у кого не вызывает сомнения то, что провозглашенный Президентом РФ Д.А. Медведевым курс на модернизацию России не может быть успешно реализован без современного соответствующего требованиям и реалиям XXI в. высшего образования. Именно этим объясняются как постоянные дискуссии в научных статьях и средствах массовой информации, так и многочисленные непрерывно и достаточно лихорадочно принимаемые, корректируемые и отменяемые законодательные и нормативные государственные акты, касающиеся образования вообще и высшего образования в частности. Причина различных точек зрения на названную проблему, как нам видится, состоит, прежде всего, в различии интересов участников процесса образования, к которым относятся государство (выразитель общих интересов общества), работники высших учебных заведений (выразители как своих личных, так и корпоративных интересов вуза), студенты (выразители как своих сиюминутных личных, так и достаточно отдаленных туманных интересов в будущем), родители студентов и школьников (выразители интересов своей семьи).

В настоящей работе автор предлагает рассмотреть названную проблему с достаточно высокого уровня обобщения и формализации, что поможет выявить узловые моменты, позволяющие сформулировать возможные стратегии государства, определяющие пути его модернизации и развития, коль скоро оно заинтересовано в наличии в стране системы высшего образования.

Для выработки конкретных организационных и правовых мер, направленных на реализацию требований государства к системе высшего образования, прежде всего, необходимо рассмотреть взаимосвязь этих требований с интересами задействованных в системе высшего образования его субъектов, а именно: самого государства, собственно вуза, работников высшей школы и обучающихся в них студентов.

Государство . Основная задача государства в области образования сводится к разработке государственной политики и созданию необходимых условий для ее практической реализации, включающих в себя создание соответствующей законодательно-правовой базы и финансовое обеспечение (в широком смысле этого слова) государственных высших учебных заведений, достаточное для выполнения ими государственного заказа на подготовку специалистов. При этом государственный заказ, формирование которого также является одной из задач государства в области высшего образования, должен опираться на потребность общества в подготавливаемых вузами специалистах в течение длительного промежутка времени. При этом под понятием «специалист» следует иметь в виду не только уровень его профильной подготовки, но и высокий уровень общей культуры и эрудиции в далеких от профильной областях знаний. Иными словами, государство, представляя интересы общества, то есть его налогоплательщиков, должно производить «инвестиции в образование» с целью получения отдачи в виде «дивидендов» по ним в будущем.

Высшее учебное заведение . Основная задача высшего учебного заведения - выполнить государственный заказ на подготовку специалистов. В этом смысле даже научная деятельность, несмотря на то, что в вузах работает большинство российских ученых, имеющих ученые степени и звания, играет вспомогательную, если не сказать второстепенную, роль, поскольку основная задача вузовской науки сводится к повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, что должно сказаться на качестве обучения, подготовке научных кадров для использования их в дальнейшем на педагогической работе и внедрение новых научных знаний в учебный процесс. Само же получение новых научных знаний в рамках вузовской науки - задача весьма проблематичная. Это связано с тем, что государство специально финансовые средства на проведение научных исследований (бюджетное финансирование) выделяет лишь ограниченному числу вузов, основная масса вузов такого финансирования не имеет, а поэтому вузовская наука опирается на хоздоговорные научно-исследовательские работы, участие в которых для профессорско-преподавательского состава вовсе не является обязательным.

По своим целевым функциям в штатном составе вуза можно выделить три категории: ректор, работники вуза, студенты.

Работники вуза . Для каждого из работников основная задача состоит в том, чтобы материально обеспечить и создать нормальные условия жизни себе, своей семье, детям, родным и близким, а поэтому для него работа в вузе объективно является всего-навсего инструменто м для получения им материальных средств и социальных благ. Конечно, сюда можно добавить и «удовлетворение им своих духовных потребностей», которое, хотя и не стоит на первом месте, может играть определенную целеопределяющую роль. Тем не менее и в этом случае можно говорить, что выполняемая им работа дает ему такую возможность, обеспечивая его соответствующими условиями и достаточными для его существования материальными средствами. Из сказанного также совершенно объективно следует, что работники вуза не заинтересованы в работе по «удовлетворению потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании», как это требует государство. Причина этого также имеет вполне материальную основу. Она состоит в полном отсутствии зависимости между качеством обучения (задача государства) и заработной платой работников вуза отсутствует (введенная новая система оплаты труда принципиальных изменений не вносит). Существующая сегодня громоздкая система финансирования и управления высшей школой по своей сути представляет собой систему, в которой практически нет обратных связей, что проявляет себя в отсутствии реальных стимулов и «антистимулов» для работы, прежде всего, у профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного составов.

Студенты . Для главного участника процесса обучения - студента - учеба также является лишь инструментом для получения им в далеком будущем (по масштабу времени студента) материальных средств к существованию («удовлетворение духовных потребностей» находится здесь далеко не на первом месте). Если стоять на реальной почве, то можно утверждать, что для абсолютного большинства студентов активной заинтересованности в качестве знаний нет.

Ректор . Высшее учебное заведение представляет его ректор, который, с одной стороны, является представителем государства (назначен государством), а с другой - представляет интересы работников (избран работниками). Именно поэтому он должен решать две задачи:

  • -    государства: «Удовлетворить потребности граждан, общества и рынка труда в качественном образовании». По существу, коль скоро государство сформировало не зависящий от вуза заказ на специалиста, в котором определены направления подготовки, специальности, количество специалистов, сроки обучения, приведенная задача по отношению к вузу представляет собой только требование на уровень качества подготовки специалиста.

  • -    работников вуза : «Удовлетворить в широком смысле этого слова интересы своих работников». Как видно, эта задача объективно никакого отношения к первой задаче не имеет.

В сегодняшней ситуации из всех трех партнеров только у ректора его целевая функция частично совпадает с целевой функцией государства. Парадокс ситуации состоит в том, что решать свою задачу ректор должен при помощи работников вуза (инструмент), которому поставленная государством задача безразлична, более того, при отсутствии уже упоминавшихся стимулов и антистимулов она чаще всего просто противоречит личным интересам работников вуза. В связи с этим становится совершенно очевидно, что для организации работы по реализации сформулированных государством задач в области образования необходимо учитывать систему взаимоотношений государство - вуз - студент и рассматривать названную триаду как единое неразрывное целое, что, в свою очередь, требует формализации рассматриваемой проблемы и их формулировки на языке оптимизационных задач.

Подходы к проблеме образования во всех случаях связаны с отношением к трем аспектам. К ним относятся уровень знаний, получаемых выпускниками, время обучения и стоимость обучения (имеется в виду средства федерального бюджета), что дает возможность сформулировать на языке оптимизационных задач три совершенно равноправные стратегии в области образования [1].

Первая стратегия . При заданном сроке обучения и заданных средствах на обучение обеспечить наивысшее качество подготовки специалистов.

Вторая стратегия . При заданном сроке обучения и заданном уровне качества подготовки специалистов минимизировать средства на обучение.

Третья стратегия . При заданных средствах на обучение и заданном уровне качества подготовки специалистов минимизировать срок обучения.

Выбор той или иной стратегии относится исключительно к прерогативе государства, отражающего интересы общества (его налогоплательщиков) и финансирующего высшие учебные заведения.

В соответствии с выбором одной из перечисленных стратегий должны разрабатываться необходимые нормативно-правовые и нормативно-распорядительные документы, наилучшим образом способствующие реализации выбранной стратегии. Очевидно также и то, что успех в реализации принятой стратегии напрямую будет зависеть от того, в какой степени будут удовлетворены интересы каждого из трех названных выше партнеров.

Рассмотрим вкратце каждую из сформулированных выше стратегий государства.

В рамках первой оптимизационной задачи требуется обеспечить наивысшее качество подготовки специалистов за заданное время обучения и за выделенные вузу средства. Успех такой стратегии, как уже говорилось, зависит от того, насколько организация обучения в вузе, работа преподавателя и учеба студента будут направлены именно на реализацию рассматриваемой стратегии, что возможно только в одном случае, когда существует жесткая обратная связь между результатом работы вуза и преподавателя, выражающемся в уровне знаний студента, и государственной оценкой вуза и внутривузовской оценкой самого преподавателя. Названная обратная связь по существу представляет собой жесткую систему контроля как за деятельностью вуза, так и за работой преподавателя, который в своей работе должен иметь ярко выраженный мотивационный фактор своей деятельности.

Что касается студента, на обучение которого идут деньги налогоплательщиков, то для того, чтобы он стремился к наивысшему уровню знаний, у него должна быть реальная мотивация этого стремления, с одной стороны, а с другой - он должен иметь условия для реализации своего стремления (материальная обеспеченность, инфраструктура, обеспечивающая возможность обучения, и т.п.), а также обладать интеллектуальными и психофизическими способностями к достижению требуемого уровня знаний, навыков и умений за заданное время (время, отпущенное на изучение той или иной дисциплины, и всего цикла за отведенное время обучения в вузе).

Таким образом, реализация первой оптимизационной задачи связана с построением системы обучения в виде некой управленческой структуры с обратными связями с весьма жестким контролем его элементов.

Рассмотренная стратегия представляет собой, конечно, определенную идеализацию, то есть предельную структуру. Более реальной с точки зрения построения является упрощенная формулировка первой оптимизационной задачи (оптимизационная задача 1 а ), а именно: При заданном сроке обучения и заданных средствах на обучение обеспечить качество подготовки специалистов на уровне не ниже заданного [2; 3].

Все предыдущие рассуждения остаются в силе и при такой стратегии, однако здесь появляется достаточно серьезный момент. Стратегия 1 а неизбежно может трансформироваться (а для этого будут все объективные предпосылки) в стратегию 1 б : При заданном сроке обучения и заданных средствах на обучение обеспечить качество подготовки специалистов на минимально допустимом (со стороны государства) уровне.

Перейдем к рассмотрению второй оптимизационной задачи, где речь идет о сохранении времени обучения и поддержания некоторого уровня качества выпускников, при этом предполагается минимизация расходов на высшую школу. Такая стратегия в сегодняшних реалиях ведет к сокращению государственного финансирования высшей школы. При такой стратегии государству невыгодно поддерживать квалификационный рост преподавательского состава, проведение научных исследований, обновление и развитие материально-технической базы, ремонт и обновление основных фондов высшей школы и т.д. Однако такая стратегия могла бы иметь право на жизнь при условии, если вузам будут предоставлены исключительно широкие права на самостоятельное обеспечение себя дополнительными средствами путем использования государственной собственности, находящейся в оперативном управлении вуза, то есть его основных фондов, учебного, научного оборудования и интеллектуальной собственности на законодательно закрепленных льготных (безналоговых) условиях, равно как и освобождение от всех форм налогов на результаты деятельности вуза (при таком подходе стратегия 2 в принципе могла бы трансформироваться в один из аналогов стратегий 1). В связи со сказанным можно сформулировать новую стратегию (стратегия 2а): При заданном сроке обучения и качестве подготовки специалистов на уровне не ниже заданного и предоставлении вузу льготных прав на использование его основных фондов и результатов его деятельности минимизировать средства на обучение.

Рассуждая аналогично, как это делалось при анализе стратегий 1, можно выйти на такую формулировку (стратегия 2 б ): При заданном сроке обучения и качестве подготовки специалистов на минимально допустимом (со стороны государства) уровне и предоставлении вузу льготных прав на использование его основных фондов и результатов его деятельности минимизировать средства на обучение.

Что касается третьей стратегической линии, требующей минимизации времени обучения при заданном уровне качества подготовки специалистов и заданных для этого средствах, то она могла бы быть приемлемой в двух случаях. Первый из них связан с необходимостью быстрой подготовки специалистов в условиях общегосударственных катаклизмов (военное положение, чрезвычайные ситуации и т.п.), второй - с необходимостью быстрой подготовки специалистов по новым остро дефицитным и перспективным специальностям и специализациям.

Реализация такой стратегии связана, с одной стороны, с внедрением новых форм обучения, пересмотром учебных планов и программ, модернизацией учебного оборудования, с другой - с удлинением суточного рабочего времени преподавателей (за ту же зарплату) и суточного времени занятий студентов.

Если реализация такой стратегии связана с чрезвычайными событиями, то разумнее ее модернизировать в один из двух вариантов (стратегии 3а и 3б соответственно): При заданных средствах на обучение и качестве подготовки специалистов на уровне не ниже заданного минимизировать срок обучения.

При заданных средствах на обучение и качестве подготовки специалистов на минимально допустимом уровне минимизировать срок обучения.

Таковы вкратце основные черты возможных стратегий государства в области высшего образования. Не выбрав одну из них, сомнительно, чтобы можно было бы серьезно говорить о какой-либо последовательной реформе или модернизации высшего образования, да и образования вообще.

Совершенно очевидно, что «идеальным вариантом» в рамках проводимого рассмотрения представляется разнообразие в выборе стратегии в зависимости от профиля вуза, специальностей и направлений, по которым осуществляется подготовка, ситуаций на образовательном рынке услуг, географического местоположения вуза и т.д.

Наконец, есть еще один момент, на который необходимо обратить внимание, который можно достаточно точно и строго сформулировать: «Образование есть ничто иное, как один из важнейших элементов национальной безопасности страны». Приняв сформулированный принцип, необходимо перефразировать задачу образования с позиций государства: « Обеспечить безопасность страны путем создания современной системы образования, доступной для каждого гражданина страны ». Следствием отсюда является требование перестановки приоритетов распределения финансовых ресурсов: финансирование образования не по остаточному принципу, а чуть ли ни в первую очередь.

Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Если страна не хочет превратиться в сырьевой придаток ведущих стран мира, в страну, не могущую защищать себя и своих граждан, нельзя жалеть денег на образование».

Еще Адам Смит писал: «Государство обязано создавать и содержать определенные общественные учреждения, создание и содержание которых не может осуществляться в интересах никаких отдельных лиц или небольших групп, ибо прибыль от них никогда не сможет окупить затраты отдельного лица или небольшой группы лиц, хотя зачастую они и смогут с лихвой окупиться большому обществу».

Особенность сферы социально-культурных услуг состоит также в том, что она является сферой применения преимущественно умственного труда, сферой интеллектуальной и познавательной деятельности.

Не сформулировав свою стратегическую задачу в области высшего образования хотя бы в рамках предложенных оптимизационных задач, любые решения будут нести на себе отпечаток бессистемности и «последовательной непоследовательности» , даже при прекрасно сформулированных основных задачах высшего учебного заведения, таких как [4]:

  • -    удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования;

  • –    удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;

  • –    организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования;

  • –    подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников;

  • –    накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

  • –    распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Ссылки:

  • 1.    Елисеев Б.П. К формулировке оптимизационных задач в области стратегии обучения // Научный Вестник МГТУГА. 2008. № 142.

  • 2.    Елисеев Б.П. Применение аналитических моделей для описания стратегий государства в области образования // Научный Вестник МГТУГА. 2009. № 147.

  • 3.    Елисеев Б.П. К разработке эвристических моделей обучения при различных стратегиях государства в области образования // Научный Вестник МГТУГА. 2009. № 147.

  • 4.    Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании № 125-ФЗ.

Список литературы Стратегические задачи государства в области высшего образования как оптимизационные задачи

  • Елисеев Б.П. К формулировке оптимизационных задач в области стратегии обучения//Научный Вестник МГТУГА. 2008. № 142.
  • Елисеев Б.П. Применение аналитических моделей для описания стратегий государства в области образования//Научный Вестник МГТУГА. 2009. № 147.
  • Елисеев Б.П. К разработке эвристических моделей обучения при различных стратегиях государства в области образования//Научный Вестник МГТУГА. 2009. № 147.
  • Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании № 125-ФЗ.
Статья научная