«Стратегический взгляд» З. Бжезинского. Трансформация позиции
Автор: Насыбуллова Венера Наилевна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Идеи и смыслы
Статья в выпуске: 11, 2015 года.
Бесплатный доступ
Новые импульсы мировой политики побуждают американского исследователя Збигнева Бжезинского к пересмотру своей прежней, порой предельно категоричной позиции. Бжезинский уверен, что западному сообществу необходимо заключить долгосрочный стратегический союз с Россией и Турцией. В противном случае, на его взгляд, неизбежно угасание Запада и порождение всеохватывающей нестабильности в мире.
Мировая политика, Россия, турция, западное сообщество, европа
Короткий адрес: https://sciup.org/170167722
IDR: 170167722
Текст научной статьи «Стратегический взгляд» З. Бжезинского. Трансформация позиции
В 2013 г. на русском языке вышла в свет книга американского исследователя Збигнева Бжезинского «Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис» («Strategic Vision: America and the Crisis of Global Power» ) , в которой автор выступает за масштабную ревизию всего предыдущего внешнеполитического курса США, проводимого еще с начала «холодной войны». Переоценке подверглись и ранее выдвинутые позиции самого автора. В начале XXI в. условия мирового расклада сил существенно изменились. В настоящее время мир переживает «глобальное политическое пробуждение» (тезис, сформулированный Бжезинским в книге «Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство», 2004).
В «Стратегическом взгляде» Бжезинский отмечает: «…мировое доминирование одной единственной державы в мире больше невозможно вне зависимости от того, насколько она сильна или слаба. Особенно это касается ситуации, когда на мировую арену вышли новые региональные державы» [Бжезинский 2013: 200]. Позиции западных государств, некогда являвшихся безоговорочным, а порой и единственным центром притяжения и концентрации силы, пошатнулись. В книге автор объективно оценивает современные характеристики зарождающегося миропорядка и, главное, определяет стратегию адаптации Запада к новым реалиям. Любопытно, но автор, вопреки своей прежней, весьма снисходительной позиции, уделяет России важную роль в построении «нового геополитического моста» в Евразии путем вовлечения ее в расширенное сообщество западных стран. Данная миссия в силу существующих культурно-исторических причин многовекового развития бок о бок, по мнению Бжезинского, возлагается на Европу как безоговорочного стратегического союзника США. Цель данной статьи – проследить трансформацию взглядов Бжезинского по вопросу взаимоотношений России и Европы.
Следует отметить, что и ранее Бжезинский в своих работах писал о необходимости сближения России и Запада. Но в настоящее время сместились акценты данного процесса. Если в 1990-х гг. Бжезинский заявлял о «включении» России в западный мир как о чуть ли не единственном для нее способе выжить, то теперь в «Стратегическом взгляде» Бжезинский подчеркивает обоюдную заинтересованность Запада и России в политическом сближении.
Как и прежде, Бжезинский отстаивает идею исключительной стратегической ценности Евразии – геополитического центра притяжения мировой мощи за счет практически неисчерпаемых природных ресурсов. Установление контроля над гигантским континентом обеспечит Америке главенствующее положение в мире (об этом Бжезинский писал во всех своих работах с начала 1990-х гг.).
В «Стратегическом взгляде» Бжезинский с горечью признает ошибки, допущенные в течение истекших двух десятилетий: «У Америки (после того как в 1991 г. она осталась единственной в мире супердержавой) имелась уникальная возможность сыграть активную роль в развитии международной архитектуры Евразии с целью заполнить вакуум, образовавшийся после исчезновения господствовавшего на континенте китайско-советского блока. Эту возможность Америка упустила, поэтому теперь ту же задачу придется выполнять в гораздо более сложных для Штатов условиях» [Бжезинский 2013: 191-192]. В то же время Бжезинский уверен, что его рассуждения «об угасающем Западе» не являются «исторической неизбежностью». В связи с этим автор предлагает стратегию возрождения Запада и одновременной стабилизации стремительно развивающегося и противоречивого Востока. Ядром его стратегии выступает тезис о «связывании с помощью таких институтов, как ЕС и НАТО, Россию и Турцию с Западом, который уже включает и ЕС, и США», а также о «выстраивании взаимовыгодного сотрудничества с Китаем» [Бжезинский 2013: 200].
После распада биполярного миропорядка возникла необходимость переоценки положения и роли ведущих западных государств, особенно России. В связи с этим в начале 1990-х гг. Бжезинский сформулировал вопрос: «Если Россия больше не является противником, то кто же она – уже союзник или клиент или просто враг, потерпевший поражение? Каковы должны быть цели и содержание большой стратегии США после “холодной войны” в отношении крупной страны, которой так или иначе предназначено быть силой в делах всего мира независимо от ее нынешнего болезненного состояния?» [Бжезинский 1994]. Впоследствии Бжезинский находит ответы на поставленные вопросы. Основные свои позиции он формулирует в своей самой знаменитой книге «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы» (1999).
Политическая доктрина Бжезинского в 90-х гг. (наиболее ярко представленная в книге «Великая шахматная доска») предусматривала продвижение США и их европейских партнеров вглубь Евразии. При условии установления выгодного для Запада геополитического порядка в Евразии это автоматически повлияло бы на расклад сил повсеместно, т.е. означало бы контроль Запада над всем миром. В результате этого продвижения Запада в центр Евразии, согласно позиции Бжезинского, Россия была бы парализована, потеряв влияние на территории постсоветского пространства, и постепенно деградировала бы в новом мировом порядке Запада в страну третьего мира.
Если в книге «Великая шахматная доска» Бжезинский уверенно рассуждал о том, что достигнутый Америкой геостратегический успех в течение ближайших десятилетий «узаконит» ее роль как «первой, единственной и последней истинно мировой державы» [Бжезинский 1999: 254], в 2004 г. говорил, что у США еще есть «второй шанс» построения однополярного мира [Бжезинский 2004], то в своей последней книге Бжезинский констатирует уменьшение политического влияния США в мире и установление многополярного мира как уже объективно свершившуюся реальность [Бжезинский 2013]. Исходя из этого, Бжезинский приходит к выводу о необходимости полного переосмысления дальнейшей стратегии США.
Наиболее удивительным в его анализе геополитической реальности является тот факт, что он полностью пересматривает свое традиционно негативное отношение к России. Более того, Бжезинский считает, что выживание Запада в многополярном мире полностью зависит от того, удастся ли интегрировать Россию в систему Запада.
Теперь Бжезинский видит мир и его будущее по-другому. Он распознал все более увеличивающуюся тенденцию ослабевания западного сообщества. Особенно колко выглядят замечания Бжезинского по поводу деградации мирового статуса объединенной Европы: «Из центральной фигуры прежнего Запада Европа превратилась в придаток нового Запада, где определяющая роль принадлежит Америке» [Бжезинский 2013: 193]. Согласно позиции Бжезинского, для Европы расширение на восток, подразумевающее политическое подчинение западным демократическим принципам двух ключевых игроков – Турции и России, – это единственная возможность сохранить позиции в качестве одного из двух ведущих центров политического влияния в Евразии. Если происходящие в Турецкой Республике процессы, направленные на истинную демократизацию политической системы по европей- ским стандартам, не подвергаются сомнениям, то от России потребуется полный отказ от былых имперских амбиций и признание независимости и политического плюрализма государств, в прошлом входивших в состав Советского Союза.
Расширяя зону влияния, Запад (под абстрактной формулировкой понимаются США и Европа), благодаря вовлечению России и Турции в трансъевропейскую геополитическую систему, сможет контролировать нестабильную и набирающую мощь Евразию – территорию, в которой сконцентрировались огромные ресурсы и располагаются ведущие государства – игроки мировой политики [Бжезинский 2013: 202-236].
Это особенно важно, учитывая нынешнее сближение Китая и России. Бжезинский даже пугает своих читателей тем, что США могут потерять свое влияние в Мексике. Бжезинский заключает: время всесильного игрока для Америки прошло, теперь уже США не могут, как раньше, играть роль ментора в отношениях с Россией, Китаем, Индией, Бразилией, Ираном или Пакистаном.
По мнению Бжезинского, Запад все же может избежать мировой изоляции и международного оттеснения на вторые роли. Но для этого нужно разработать новую стратегию и план действий. Для западного сообщества эта стратегия, пишет Бжезинский в книге «Стратегический взгляд», должна заключаться в том, чтобы суметь интегрировать Россию и Турцию в международную систему Запада. Союз, базирующийся на универсальной системе политической культуры и ценностях, простирался бы от Ванкувера до Владивостока – такой союз обладал бы значительным политическим весом в мире, пишет Бжезинский [Бжезинский 2013: 231].
Трансформация позиции Бжезинского по отношению к роли и месту США в мире, и к России в частности, выразившаяся в книге «Стратегический взгляд», порывает его связь с неоконсервативными представителями американского истеблишмента, так называемыми ястребами, приветствующими экспансию Америки в мире прямыми и даже откровенно военными мерами. Бжезинский смог уловить происходящие в мировой политике сдвиги и даже открыто указать на прежние и ныне допускаемые ошибки политического руководства США в реализации внешнеполитического курса.
Список литературы «Стратегический взгляд» З. Бжезинского. Трансформация позиции
- Бжезинский З. 1994. Преждевременное партнерство -Полис. Политические исследования, № 1. С. 58-67
- Бжезинский З. 1999. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Международные отношения. 256 с
- Бжезинский З. 2004. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство. М.: Международные отношения. 287 с
- Бжезинский З. 2013. Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис. М.: АСТ. 285 с