Стратегия противодействия идеологии экстремизма и терроризма в информационном пространстве
Автор: Тепляков Олег Викторович
Журнал: Ученые записки Казанского юридического института МВД России @uzkui
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 1 (15) т.8, 2023 года.
Бесплатный доступ
Автор рассматривает вопросы формирования контрпропагандистской стратегии для выработки гражданской устойчивости в процессе противодействия идеологии экстремизма и обеспечения информационной комплексной безопасности личности в социуме.
Экстремизм, терроризм, противодействие идеологии экстремизма, гражданская устойчивость, идеология, информационное пространство, интернет, гражданское общество, антиэкстремистское просвещение
Короткий адрес: https://sciup.org/142237901
IDR: 142237901
Текст научной статьи Стратегия противодействия идеологии экстремизма и терроризма в информационном пространстве
Идеология экстремизма, тиражированная в информационном пространстве, создает в социуме психологический дискомфорт с целью манипулирования общественным сознанием.
Международные экстремистско-террористические организации (далее – МЭТО), используя СМИ в своих деструктивных интересах, осуществляют милитаризацию информационного пространства. По этой причине происходит прямое включение медийных коммуникационных каналов в механизм разжигания политических и военных конфликтов.
В связи с активным развитием Интернета увеличилась роль информационно- 113 го пространства в деятельности МЭТО, выступающего в роли коммуникатора, передающего информацию по различным каналам СМИ. Таким образом, общественность одновременно становится жертвой психологических атак, виртуальным участником и свидетелем событий экстремистского и террористического характера.
Ввиду оперативности, экономичности, доступности, анонимности, слабой цензуры и наличия большой потенциальной аудитории и иных многочисленных особенностей Интернет представляет интерес для экстремистов. В результате возникли новые и трансформировались традиционные угрозы безопасности, которые сводятся к трем основным обобщенным группам риска и опасности: информационные войны, информационный терроризм и информационная преступность.
Представленный в данной триаде медиа-терроризм объединяет активность международного экстремистско-террористического сообщества. Согласно Стратегии национальной безопасности от
2 июля 2021 г. № 40, «Международные террористические и экстремистские организации стремятся усилить пропагандистскую работу по вербовке российских граждан, созданию на территории России своих законспирированных ячеек, вовлечению в противоправную деятельность российской молодежи. В информационно-телекоммуникационной сети размещаются материалы террористических и экстремистских организаций, призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, совершению самоубийства, осуществляется пропаганда кри- 113 минального образа жизни, потребления наркотических средств и психотропных веществ, размещается иная противоправная информация. Основным объектом такого деструктивного воздействия является молодежь»1.
Информационное пространство становится мощным террористическим оружием, оказывающим устрашающее воздействие не только на отдельную личность, но и целые государства, группы государств и мировое сообщество [1, с. 248]. Террористическая идеология в основном распространяется в Интернете, который является наиболее популярным, а иногда и единственным источником получения информации для молодежи [2, с. 8]. Оперативно распространяется агитационно-пропагандистский контент, масштабно освещающий разрушительную и устрашающую деятельность МЭТО с целью запугивания планетарного социума. Контент интернет-ресурсов, продвигающих идеологию терроризма, носит наступательный и агрессивный характер, отличается хорошей теоретической базой,
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российсвкой Федерации от 02.07.2021 № 400. URL: (дата обращения: 21.04.2022).
продуманным спектром методов управляемого информационно-психологического воздействия на пользователей и защищенностью ресурсов.
В сети Интернет возникла единая всемирная сеть экстремистско-террористического сообщества, созданная по языковому принципу и ориентируемая на соответствующие языково-географические зоны, включающая в себя представителей: «зеленого интернационала», «красного интернационала» и «черного интернационала».
Распространение контента экстремистского характера через соответствующие интернет-ресурсы направлено на следующие целевые аудитории:
-
- аудитория – мишень (террористическая угроза имеет цель запугивания и деморализации);
-
- аудитория – потенциальный ресурс, в 114 сознании которой террористы формируют соответствующее мнение о деятельности МЭТО с целью увеличения единомышленников. Технические возможности Интернета способствуют объединению единомышленников по идеологическим признакам;
-
- аудитория активных участников экстремистского сообщества, с которыми с помощью Интернета осуществляется связь для координации подпольных ячеек МЭТО, подготовка экстремистско-террористических операций, инструктаж и решение тактических задач во время их проведения.
Представители МЭТО используют мессенджеры обмена мгновенными сообщениями Skype, Viber, WhatsApp, Line с целью оперативного распространения контента экстремистского характера, включающего документальные фильмы, аудио- и видеосообщения, а также визуальное и вербальное общение. Члены МЭТО активно используют невербальные коммуникации оптико-кинетического характера (жесты, мимику, пантомимику, экстралингвистику, использующую тональность голоса). Эти методы способ- ствуют раскрытию смысловой стороны речевой информации и расширяют горизонты смыслового значения представленного контента.
Немаловажную роль в процессе создания экстремистской среды соответствующей МЭТО играют социальные сети, с помощью которых члены МЭТО проводят анализ личной информации пользователей, размещенной на их аккаунтах, социологические опросы и т.п. С пользователями, вызывающими определенный интерес для МЭТО, вербовщики устанавливают контакт и начинают с ними проводить соответствующие мероприятия по их вовлечению в экстремистское подполье.
В свою очередь, экстремистско-террористическое подполье для организации коммуникационного процесса с потенциальными членами в киберпространстве использует авторские блоги и 114 интернет-форумы. Подобная площадка интернет-диалога предусматривает дискуссию в демократической форме между коммуникатором и реципиентом о справедливости, братстве и равенстве среди единомышленников с экстремистским подтекстом. Подобный вид коммуникации в киберпространстве способствует поиску радикально настроенных сторонников и формированию сообщества во Всемирной сети и получил название «созданный пользователем контент».
В пропагандистской сфере экстремистов появился новый интернет-ресурс – «страница эксперта», который обладает рядом преимуществ перед другими сервер-площадками: апеллирование к собственным знаниям, а не к внешним источникам; возможность организации диалога между коммуникатором и реципиентом, который способен комментировать мнение эксперта; конспирация по причине низкой вероятности блокирования интернет-провайдером; создание высокоавторитетного сообщества экспертов для формирования в среде ин-тернет-пользователей основных стерео- типов. В результате повышается доверие к подобному виду пропаганды.
Основными задачами виртуальных экспертов являются развитие определенной темы; ведение разъяснения по определенной теме в форме доверительной беседы; комментирование по происшедшим событиям в русле оправдания действий экстремистского подполья.
В настоящее время МЭТО объявили информационную войну российскому обществу. Возросла активность пропагандистской и вербовочной деятельности МЭТО в информационном пространстве, прежде всего в сети Интернет.
Запретительные и репрессивные меры в виде уголовного или административного преследования, блокировки интер-нет-ресурсов с целью противодействия распространению идеологии экстремизма уже не способны нейтрализовать ра- 115 дикальные идеи, составляющие основу экстремистской идеологии.
Соответственно, ответ должен быть научно обоснованным и концептуально-технологичным, основанным на PR-деятельности. По нашему мнению, подобный подход является единственным и мощным орудием, противодействующим распространению экстремистских идей.
Таким образом, противодействие идеологии экстремизма должно основываться на «общегосударственной системе противодействия терроризму» и включать в себя комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства. При этом обязательно должны учитываться Конституция Российской Федерации и нормативные правовые акты анти-террористического характера в рамках «Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 гг.».
Весь PR-процесс должен иметь трехуровневую систему:
-
- на стратегическом уровне предусматривается становление общегосударственной системы противодействия идеологии экстремизма с помощью PR-концепции, которая будет ориентировать различные государственные и негосударственные субъекты по общим принципам действия для достижения единой цели в рамках контрпропагандистской работы;
-
- на тактическом уровне предполагается разработка PR-кампаний в рамках PR-концепции контрпропагандистского характера, указывающей на единый замысел и согласованной по целям, формам и методам психологического воздействия в рамках PR-мероприятий, направленных на нейтрализацию пропаганды идеологии экстремизма;
-
- на оперативном уровне допускается организация и проведение PR-ме- 115 роприятий по общим принципам PR-концепции в соответствии с PR-кампанией в рамках контрпропаганды идеологии экстремизма.
Генеральной линией контрпропагандистской PR-концепции является разоблачение деструктивной экстремистской пропаганды, а также изобличение разрушительной стратегии и тактики экстремистско-террористического подполья. Подобное информационно-психологическое воздействие на индивидуальное и массовое сознание необходимо для минимизации воздействия пропаганды идеологии экстремизма на широкие массы.
В настоящее время контрпропагандистская деятельность, противостоящая пропаганде экстремизма, должна развертываться в режиме реального и виртуального пространства на сознательной интеграции и пересечения в смежных областях человеческой реальности (информационном, когнитивно-рассудочном, социально-физическом), чтобы создавать эффективную «инфоэкосистему» в информационном пространстве и влиять на индивидуальное и массовое сознание.
Список литературы Стратегия противодействия идеологии экстремизма и терроризма в информационном пространстве
- Буркин А.И., Возженников А.В., Синеок Н.В. Национальная безопасность России в контексте современных политических вызовов /изд. второе, доп.; под общ. ред. А.В. Возженикова. Москва: Изд-во РАГС, 2008. 478 с.
- Роль средств массовой информации и Интернета в предупреждении терроризма: материалы IV-й Всероссийской научно-практической конференции (том 1). Москва; Рос. Гос. унив. нефти и газа им. И.М. Губкина: ОАО "Нефть и бизнес", 2013. 119 с.