Структура современного социально-политического коммуникационного процесса
Автор: Никипелова Светлана Анатольевна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Коммуникации и власть
Статья в выпуске: 7, 2011 года.
Бесплатный доступ
Социально-политические коммуникации рассматриваются как структурированный процесс, состоящий из четко определенных компонентов, среди которых особое внимание уделяется культурно-ценностным феноменам, обусловливающим эффективность социально-политического взаимодействия, основной целью которого является социальная стабильность.
Социально-политические коммуникации, принципы коммуникации, структура коммуникации, культурно-ценностные феномены, эффективность коммуникации
Короткий адрес: https://sciup.org/170165929
IDR: 170165929
Текст научной статьи Структура современного социально-политического коммуникационного процесса
К ак известно, эффективность любой коммуникации, в т.ч. социально-политической, во многом определяет стабильность и развитие различных сфер общественной жизни.
Модели коммуникативной деятельности, обязанные своим появлением бурно развивающейся во второй половине ХХ в. кибернетике, позволили исследователям не только определить реестр обязательных компонентов, среди которых обычно называют участников коммуникации, ее контекст (пространство, среда, условия), сообщения, каналы передачи сообщения и обратной связи, наличие или отсутствие шумов (барьеров) и обратную связь, но и разработать способы развития коммуникативной компетентности субъектов, вовлеченных в процесс общения1.
Современные исследования показывают, что в условиях информационного общества, нового контекста жизнедеятельности человечества коммуниканты испытывают серьезные затруднения при реализации своих намерений в виде целей, желаний, потребностей, ожиданий.
Сегодня очевидно влияние внеэкономических факторов на результаты взаимодействия субъектов социально-политической коммуникации.
НИКИПЕЛОВА Светлана Анатольевна – старший преподаватель кафедры международнополитических комму н икаций, PR и рекламы ф а культета международных отношений ННГУ им.
Очевиден также сдвиг от однолинейной, пропагандистской, монологической коммуникации, где доминировал жесткий контроль над информацией и получателем (адресатом), к альтернативным видам (многомерной, диалогической, консультативной и т.д.) коммуникации2.
В результате возникает потребность в поиске эффективной модели коммуникации, отвечающей современным принципам социальнотехнической организации жизни общества и государства. Развитие информационных технологий, глобальная компьютеризация всех сфер жизнедеятельности, актуализация проблем социального производства, «качества жизни» всех слоев гражданского общества выдвигают на первый план вовлечение в процесс коммуникации не только привилегированных субъектов (государство, общественно- политические организации), но и формирующееся гражданское общество во всей сложности его структуры, социальной дифференциации.
На смену императиву классической политической коммуникации приходят механизмы поддерживающей коммуникации (диалогической, эмпатической и т.д.) как условие для свободного жизнеобеспечения и реализации жизненных потенций каждого человека, как залог общественного порядка в целом.
Целью социально-политической коммуникации является гарантированное обретение политической стабильности в регионе, стране, мире. Основная функция – регулирование общественных отношений во всех сферах общественной жизни. Стабильность гражданского общества становится основной заботой и государства, и всех общественно-политических институтов страны.
В новом формирующемся социальном пространстве претерпевают значительные изменения и модели коммуникации, их содержание, цели, структура и функции. Основой процесса коммуникации в информационном обществе должна стать гуманитарная парадигма с ее культурноценностным измерением реалий социальной действительности.
В основе построения современной модели социально-политического коммуникационного процесса лежат и общие принципы, предписывающие поведение говорящих: наличие цели, непрерывность, релевантность, наличие культурных границ, обязательность этического аспекта, изменчивость коммуникационных сообщений в зависимости от осознанного кодирования, овладение коммуникативной компетентностью.
Социально-политический коммуникативный процесс с двумя участниками включает в себя следующие подпроцессы:
-
1) в сознании коммуникантов имеются представления – значения, мысли или переживания, которыми они намерены поделиться и которые являются продуктом жизненного опыта (включая ценности, опыт, род занятий, пол, интересы, знания и отношения и т.д.);
-
2) чтобы конвертировать значение в сообщение, коммуниканты кодируют мысли и чувства в слова и действия и посылают их через так называемые передающие (посылающие) каналы (вербальные, невербальные, паравербальные);
-
3) значения, представленные символами, снова преобразуются коммуникантами в значения в процессе декодирования, который полностью определяется жизненным опытом коммуникантов, как и в процессе кодирования;
-
4) динамика контекстов коммуникации в действии (физический, социальный, психологический и культурный);
-
5) шумы (внешние, внутренние и семантические), возникающие в любой точке процесса и оказывающие влияние на возможность создания переданного значения;
-
6) обратная связь, обязывающая говорящего учитывать ее сигналы и искать новые, более эффективные тактики речевого поведения для успешной реализации коммуникативного замысла;
-
7) «социокультурные фильтры» как механизм воздействия на процесс коммуникации – своего рода нормы и правила адекватного кодирования/декодирования конативных реакций.
Многие правила передаются и подкрепляются организациями и социальными институтами. Неизбежным результатом усвоения норм и правил становятся уникальные культуро-специфические кона-тивные способы, включенные в коммуникационный процесс. Правила кодиро-вания/декодирования, а также связанные с ними эмоции и ценностные суждения формируют основу «фильтров», которыми мы пользуемся при взаимодействии с социокультурным пространством.
Приоритетность ценностей, норм и правил культуры как базовый принцип социально-политической коммуникации зиждется на иерархичности и сопряженности трех культурных категорий – носитель-ских, содержательных и дистинктивных1.
По мнению Ю.В. Рождественского, носительскими категориями принято считать проявление духовной культуры «а) в знании правил совместных действий, правил общежития, которые после их изучения составляютавтоматизмысоциальногопове-дения; б) в понимании содержания культуры общества как общезначимого мысли-тельногоцелого;в)вличныхпредставлениях о себе и мире, ограниченных, с одной стороны, здравым смыслом, а с другой, необходимостью быть индивидуальностью»2.
Носительские категории представляют собой социокультурный фон, на котором происходит взаимодействие субъектов, строятся их отношения. Для поддержания социальной стабильности необходимо учитывать, что связь людей отражается в обрядах, знаковых средствах управления – мерах, ориентирах, сигналах, а также в неприкладных искусствах (связи аудитории с исполнителями). На коммуникативное поведение человека достаточно сильное влияние оказывают формы связей – обычаи, законы, правила и нормы. Они формируют культурные автоматизмы поведения человека, необходимые для успешной интеграции в совместную деятельность и коммуникацию, в т.ч. социально-политическую.
Помимо воспитания в человеке автоматизмов социального поведения, носитель-ские категории обязывают любого члена общества иметь хрестоматийные знания, общее знание культуры, общепризнанных норм поведения, а также иметь некоторые прогностические компетенции (умение анализировать, предвидеть и т.д.).
Таким образом, результатом присвоения носительских категорий является включенность человека в социокультурный контекст как субъекта коммуникации, формирование активной жизненной позиции.
Отсутствие носительских категорий духовной культуры устраняет человека из общества или его части, что впоследствии может привести к маргинализации.
Помимо носительских категорий, в духовной культуре выделяются содержательные категории, включающие мораль (а также нравственность и этику), эстетику и позитивные знания. Если носи-тельские категории тесным образом связаны с воспитанием, социализацией личности, то содержательные категории – с образованием, их описанием, и анализ позволяет построить учебный предмет в соответствии с современными требованиями.
Содержательные категории определяют содержание конкретной культуры, дают оценку образованию, принятому в данной семье, обществе, а также оценку конкретной образованности личности, характеру ее культуры (понятие прекрасного, отношение к морали, позитивные знания). Результатом «подключения» личности к содержательным категориям является не только образованность, но и сформированные адекватно культуре конативные реакции – у человека всегда есть выбор: действовать или бездействовать.
Дистинктивные категории определяют отношение к первым двум категориям, объединяют их, позволяют диагностировать духовный культурный уровень отдельных лиц, организаций и целых обществ, устанавливают ценности, мотивы поведения и т.д.
Архитектура дистинктивных категорий базируется на постулате о кумулятивности культурных ценностей. Накопление происходит согласно трем закономерностям: а) прежнее достижение культуры не может быть заменено новым; б) новые достижения культуры консервируют и переосмысляют прежние; в) новые достижения культуры приводят к поискам своих аналогов в прошлом и введении в культуру новых фактов из прошлого.
Результатом усвоения этих категорий духовной культуры человеком является формирование разного рода компетенций (общекультурных, инструментальных и т.д.), а также метакомпетентностей – способности к рефлексии, коммуникации, решению проблем и анализу, являющихся необходимой предпосылкой при формировании более частных компетенций (профессиональных).
Анализ социально-политической коммуникации современного информационного общества в культуроведческом аспекте открывает возможности приблизиться к решению важнейших задач – поддержанию стабильности, созданию условий для реализации идеи социального согласия, снижению разного рода социальных противоречий. Обсуждение проблем осуществляется на условиях паритетности всеми субъектами коммуникативного взаимодействия с использованием так называемой «мягкой силы» – максимально открытой позиции, когда понимание различий, разногласий не декларативно, а проявляется в поведении, в реальных действиях субъектов общения; когда коммуниканты не покушаются на систему ценностей, принятых в культуре определенной социальной группы; когда коммуниканты ориентируются не на прошлое, а на будущее; когда приоритет отдается соблюдению своих интересов в рамках своей культурной группы и т.д.