Структура теоретического знания и языковая коммуникация
Автор: Заречнева Нина Георгиевна, Чупахин Николай Петрович
Журнал: Science for Education Today @sciforedu
Рубрика: Философские и гуманитарные науки
Статья в выпуске: 6 (10), 2012 года.
Бесплатный доступ
Исследование с помощью алгоритма смыслообразования Н.П. Чупахина структуры теоретического знания дает следующую характеристику теории языковых коммуникаций Э.П. Шубина: 1) основное множество теории (ОМ: G ↔ N ) — универсальная система звуковых или графических знаков (носителей информации) и коммуникантов, называемых трансмиссором G (передающим информацию от А ) и реципиентом N (принимающим ее от G ); 2) основные отношения (ОО: А↔ G ) и 3) язык теории (ОЯ: А↔ N ) : прием (рецепция), передача (трансмиссия), получение, отправление; 4) языковая коммуникация в целом (на данном языке) как производные отношения ПО: G ↔ B, причем, 5) тогда и только тогда, когда реципиент N понял B смысл G этой информации, т.е. на уровне инвариантных отношений ИО: B ↔ N. 6) И наконец, отношение классов ОК: А↔ B разделяет основное множество N на тотальный коммуникатор G, коммуникативную деятельность B и тотальный знаковый продукт А.
Смысл знания, структура теории, языковые коммуникации, носители информации, обучение иностранному языку
Короткий адрес: https://sciup.org/147137429
IDR: 147137429
Текст научной статьи Структура теоретического знания и языковая коммуникация
Продолжая исследование в рамках изложенной в [1–3] концепции смысла знания, рассмотрим алгоритм смыслообразования известной [4] теории языковой коммуникации как структуры теоретического знания.
Коммуникативные цели достигаются как с помощью языковой (универсальной системы звуковых или графических знаков), так и с помощью неязыковой коммуникации (жестов, мимики, условных сигналов, машинных команд «включить-выключить», хотя и обозначаемых цифрами 0 и 1, но осуществляемых физическими средствами). Нас будет интересовать, в первую очередь, языковая коммуникация.
Заречнева Нина Георгиевна – старший преподаватель кафедры английского языка естественнонаучных и физико-математических факультетов, Томский государственный университет.
Чупахин Николай Петрович – доктор философских наук и кандидат физико-математических наук, профессор кафедры математики, теории и методики обучения математике, Томский государственный педагогический университет».
Все права защищены

6(10) 2012
ISSN 2226-3365
Язык теоретического знания как язык теории зависит от известных понятий множества, отношений его элементов и подмножеств, логики, обозначений и текста. Понятие языка неразрывно связано с понятием обучения языку. Если изучение науки детерминируется приобретением знаний (в языкознании – это теория лингвистики), то обучение языку определяется необходимостью овладения «техникой обмена информацией на данном языке» [4, c. 7], т.е. коммуникативной деятельностью. Для этого также существует теоретическое знание. Это знание образует методическую систему обучения языкам. Именно эта теория интересует нас с точки зрения смыслообразования.
Алгоритм смыслообразования [2] определяется четвертым принципом концепции смысла знания, который гласит, что гносеологическая определенность смысла в знании зависит от отношения четырех параметров: неопределенности N (узнавания), предопределенности В (гипотезы), послеопределенности А (доопределения) и всеопределенности G (подтверждения гипотезы), связанных алгоритмом взаимно однозначного соответствия Галуа. Эти параметры независимы и принадлежат разным множествам возможностей, которые характеризуются по Гегелю [5] современными отношениями категорий возможность и действительность [6]: А – множество элементов реальной действительности; В – реальные возможности; G – формальная действительность; N – формальные возможности .
Параметры А, В, G, N связаны между собой с помощью следующего алгоритма решения проблемы смыслообразования, определяющего функции структурных уровней теоретического знания:
-
• ПОТРЕБНОСТИ-ЦЕЛЬ.
Постановка проблемы.
Феноменологическая редукция.
Соответствие между множеством полученных a posteriori элементов реальной действительности А и множеством формально возможных элементов N устанавливается при выборе языка теории и обозначений и закрепляется понятийным аппаратом на всех этапах построения данной теории. На этом этапе возникает и основное множество теории как соответствие между формальными возможностями N и элементами формальной действительности G .
-
• ВОЗМОЖНОСТИ-АЛГОРИТМ.
Гипотеза решения. Логическая предопределенность. Соответствие между А и G определяется основными отношениями (аксиомами, постулатами, первичными неопределяемыми понятиями и т.п.) между элементами основного множества. Основные отношения являются теоретической базой для выдвижения гипотезы, построенной a priori на элементах множества реальных возможностей В для описания реальной действительности из А.
-
• АЛГОРИТМ-СРЕДСТВА. Решение проблемы. Гносеологическая
всеопределенность. Соответствие между В и N дает основное содержание теории в виде производных отношений , а с помощью соответствия между В и G определяются инвариантные отношения , т.е.
получаются инварианты теории .
-
• ЦЕЛЬ-ВОЗМОЖНОСТИ.
Актуализация потенциальных возможностей. Онтологическая
Все права защищены

6(10) 2012
ISSN 2226-3365
послеопределенность. Наконец, соответствие между A и В создает отношение классов на основном множестве теории, или классификацию объектов теории по их инвариантным свойствам, что, в целом, и является целью построения теории.
Таким образом, структура теории состоит из следующих уровней: 1) ОЯ – обозначения и язык теории; 2) ОМ – основное множество; 3) ОО – основные отношения на ОМ; 4) ПО – производные отношения на ОМ; 5) ИО – инвариантные отношения между элементами ОМ; 6) ОК – отношения классов, или классы элементов из ОМ.
Исследование языковых коммуникаций [4] привело к выделению в феноменологической плоскости алгоритма смыслообразования трех составляющих структуры теории: 1) основного множества теории (ОМ: G↔N ) – носителей информации и коммуникантов , называемых трансмиссором G (передающим информацию от А ) и реципиентом N (принимающим ее от G ); 2) основных отношений (ОО: А↔G ): передача (трансмиссия), отправление, приём (рецепция), получение; и 3) языка теории (ОЯ: А↔N) : универсальной системы звуковых или графических знаков.
Языковую коммуникацию в целом (на данном языке) можно представить в гносеологической плоскости как сумму (собрание) элементарных порций («молекул» [4, c. 15]) информации G , имеющей понятийный смысл B ( производные отношения ПО: G↔B ), и переданной трассмиссором B рецепиенту N , причем, в том и только в том случае, когда реципиент N понял B смысл этой информации ( инвариантные отношения ИО: B↔N ).
Отношение классов ОК: А↔B , полученных B в онтологической плоскости алгоритма с помощью инвариантов предыдущего структурного уровня ИО теории, разделяет языковую коммуникацию на три части [4, c. 23]: 1) тотальный коммуникатор, или суммарное «знание языка», воплощенное в данном языковом коллективе; 2) сумма коммуникативных процессов, или коммуникативная деятельность; 3) тотальный знаковый продукт-сообщение (цель А ), переданное и принятое в данном языковом множестве (коллективе) или его подмножестве (секторе) за определенный период времени.
Но путь к цели А не прост. Прием и сбор информации N , ее преобразование и воспроизведение B , соответствующее смыслам и значениям А , зависят от когнитивных схем и стилей мировоззрения G . Но главное условие педагогической когниции – овладение инновационным миропониманием B , основой которого являются интегральные когнитивные структуры, выступающие в качестве носителя понятийного знания и опыта G . Разделяя значение и смысл, как того требует аналитическая философия (Г.Фреге), мы на каждом этапе смыслообразования выстраиваем семантический треугольник: «значение – понятие (смысл по Фреге) – имя», первые две вершины которого (понятие B и значение G ) составляют когнитивное отношение к пониманию объекта обучения, а третья – имя N является тем или иным способом кодирования информации и ее прочтения в целях организации когнитивного опыта для последующего мироосвоения (цель А ).
Все права защищены

6(10) 2012 ISSN 2226-3365
Список литературы Структура теоретического знания и языковая коммуникация
- Чупахин Н.П. Философские основания и математическая модель смысла знания. монография. -Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, Germany, 2011. -341 с.
- Чупахин Н.П. Культура научного поиска. -М.: НИА «Наследие Отечества», 2010. -URL: HYPERLINK "http://www.viperson.ru/" -опубликована 08.02.2010.
- Чупахин Н.П. Семантический треугольник Готлоба Фреге и семантический тетраэдр в философии смысла//Вестник Новосибирского государственного педагогического университета -2012. -№ 1 (5). -C. 59-67.
- Шубин Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. -М.: Просвещение, 1972.
- Гегель Г.В.Ф. Наука логики. -М.: Мысль, 1999.
- Книгин А.Н. Учение о категориях: учеб. пособие. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002.