Структурная трансформация региональной экономической системы с инвестиционно-инновационной точки зрения
Автор: Поляков Владимир Геннадьевич, Ященко Сергей Олегович
Журнал: НБИ технологии @nbi-technologies
Рубрика: Социально-экономические инновации
Статья в выпуске: 1 (8), 2013 года.
Бесплатный доступ
В работе рассмотрены вопросы комплексного развития региональной экономической системы трансформационным методом: выявлены направления, положения, модели данного процесса. Выделены принципы инновационного развития отрасли промышленного строительства как индикатора уровня экономического развития региона.
Региональная экономика, развитие, трансформация, промышленное строительство, инновационное развитие, инвестиции
Короткий адрес: https://sciup.org/14968276
IDR: 14968276
Текст научной статьи Структурная трансформация региональной экономической системы с инвестиционно-инновационной точки зрения
Преобразование структуры экономики региона с инвестиционно-инновационной точки зрения – это не только нахождение экономически эффективных пропорций элементов системы, но и улучшение ее качественных характеристик, стимулирование и развитие активности, дееспособности, расширение способов проявления инициативы и, как следствие, повышение эффективности всей системы.
Структурная трансформация имеет своей целью приведение структуры экономики региона в соответствие с рыночной моделью хозяйствования внутри страны, высокой степенью открытости региональной экономики, инновационностью развития и необходимостью в связи с этим обеспечения конкурентоспособности регионального производства как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
При этом под соответствием новым реалиям, как правило, прежде всего понимается, с одной стороны, преодоление гипертрофии отраслевой структуры народного хозяйства всей страны, связанной с непомерно высоким удельным весом отраслей ВПК (военно-промышленного комплекса), капиталоемких сырьевых отраслей и отраслей тяжелой промышленности; с другой стороны, усиление позиций отраслей перерабатывающей промышленности и прежде всего отраслей и производств, использующих инновационные технологии, призванные обеспечить России надлежащее место в системе международного разделения труда.
Глобальной целью трансформации структуры является ее оптимизация. Под оптимальной понимается такая структура экономики региона, которая соответствует общественным потребностям, обладает способностью быстро и адекватно реагировать на их изменения, опирается на рациональное использование региональных (национальных) ресурсов и на ши- рокое разделение труда с другими регионами (странами), обеспечивает производство конечного продукта при минимальных затратах [3]. Причем само понятие оптимальной структуры носит относительный характер, так как каждому историческому этапу развития общества соответствует свое представление об оптимальном состоянии народнохозяйственной структуры, которому стремится соответствовать реальная структура экономики.
Глобальные изменения социально-экономических систем всегда связаны с качественными изменениями внутренней и внешней сред их функционирования вне зависимости от присущей им иерархической структуры. При этом изменения предусматривают следующие направления инновационного развития.
-
1. Институциональные преобразования качества самой среды протекания экономических и социальных процессов.
-
2. Качественно новую структуру региональной экономики и ее организации.
-
3. Качественно новые формы и методы регулирования экономической среды [5].
Наукоемкое производство в последние годы приобретает особо важное значение, как и способность предприятий и региона в целом к постоянному обновлению продукции и технологий. В современных хозяйственных условиях ряд стадий инновационного цикла до сих пор не получил необходимого финансового, информационного и инфраструктурного обеспечения. Кроме того, недостаточно стимулируется развитие связей между ключевыми участниками процесса коммерциализации (научными организациями, малыми инновационными предприятиями и крупным бизнесом). Превращение региональной политики в сфере науки, техники и технологии в реальный инструмент развития экономики и наращивания научно-технического потенциала требует целенаправленного и действенного государственного участия во многих направлениях [4].
В настоящее время структурные изменения, имеющие место в экономике России и ее регионов, в основном носят стихийный характер. Также нельзя не отметить, что во всех индустриально развитых странах государство играет важную роль в реализации форсирования структурных инновационных изменений в экономике. По мнению большинства ученых, роль государства в содействии структурной инновационной трансформации экономики должна быть приоритетной.
Основными положениями структурной инновационной перестройки экономики регионов должны быть следующие:
-
– определение будущей товарной структуры народного хозяйства с учетом внутреннего производственного и непроизводственного потребления, а также приоритетов развития, исходя из участия в международном разделении труда и изменении внутренних потребностей;
-
– выделение отраслей (товарных групп) с избыточными и недостаточными производственными мощностями, оценка их состояния, технического уровня по сравнению с мировым и формирование будущей инновационной отраслевой структуры;
-
– разработка государственной инвестиционной политики и инвестиционной программы, предусматривающих намеченные инновационные структурные сдвиги;
-
– разработка программ технического перевооружения основных предприятий любой формы собственности на основе инновационных технологий и техники;
-
– разработка инвестиционных программ с расчетом их экономической и социальной эффективности;
-
– разработка условий и механизмов стимулирования инвестиционных и инновационнопроизводственных процессов, долгосрочных капитальных вложений [1].
Формирование инновационной структурной политики включает в себя: во-первых, определение приоритетных направлений структурных преобразований и временное ранжирование сроков их реализации, что является ключевым элементом управления процессом формирования эффективной структуры национальной экономики; во-вторых, определение мер государственного воздействия на реализацию структурных преобразований, в частности, формирование методов регулирования процесса концентрации ресурсов и капиталов по приоритетным направлениям, а также создание единой системы мер, обеспечивающих реализацию структурной политики, таких как обеспечение благоприятных условий хозяйственной деятельности, способствующих стимулирова- нию инновационной и инвестиционной активности, обеспечению конкурентной среды.
Проблема инновационных структурных преобразований в России сейчас в значительной мере осложнена кризисными и посткризисными явлениями в экономике. Поэтому необходим компромисс между целями преодоления кризиса, с одной стороны, и структурными изменениями – с другой. Нельзя ждать окончательной стабилизации для решения структурных проблем, так как будущая структура экономики формируется уже сегодня. Невозможно допустить, чтобы достижение хозяйственного равновесия было достигнуто ценой консервации отсталой структуры производства, закрепления сырьевой экспортной специализации российской экономики и отказа от инноваций.
Несмотря на уже достаточно осознанную необходимость перевода преимущественно экстенсивной экономики России и ее регионов на путь преимущественно интенсивного инновационного развития, очевидно и другое: федеральное государство вынуждено отказаться от принципа «равномерного» распределения инвестиций по регионам. По мере необходимости ему придется выбирать регионы, приоритетные для централизованного финансирования. Остальным регионам потребуется осуществить мобилизацию внутренних воспроизводственных ресурсов. Для этого, в частности, нужно будет в ближайшие годы произвести постепенный перелив капитала в производства с высокой нормой прибыли, а также в непроизводственную и инновационную сферу.
В целом, с учетом имеющихся предпосылок и ограничений, возможна реализация различных моделей социально-экономического развития регионов [2].
-
1. Инерционная модель – развитие региона в рамках ранее определившейся стратегии в соответствии с силой заданного импульса. Предполагается длительное сохранение уже сложившихся функций (с их постепенным частичным перераспределением) в российской системе разделения труда. В рамках модели возможно постепенное вхождение региона в мирохозяйственные связи, однако масштабы этого процесса, вероятно, окажутся небольшими. Если регион не получит от государства крупной инвестиционной поддерж-
- ки, заданный импульс ослабеет, инерционное развитие исчерпает свои возможности и регион встанет перед необходимостью смены модели. Инновационность такого типа развития находится под большим вопросом.
-
2. Интеграционная модель предполагает активизацию экономического кооперирования, соединения усилий и ресурсов со смежными регионами. Эта модель привлекательна расширением ресурсной базы и направлений регионального развития, возможностью концентрации ресурсов и усилий нескольких регионов на решении крупных задач, синергетическим эффектом. Однако для реализации такой модели требуется, во-первых, выработка согласованной межрегиональной концепции развития с учетом факторов инновационного роста; во-вторых, разработка эффективных механизмов реализации такой концепции.
-
3. Автономная модель имеет своей идеологической основой принцип «самодостаточности», экономической замкнутости, опоры на собственные ресурсы. На деле, эта идея регионального хозрасчета, политики автаркии на уровне региона, абсолютно недееспособна и полностью тормозит инновационное развитие. Для удовлетворения основной массы потребностей населения и производственной сферы экономики подавляющее большинство регионов собственных ресурсов не имеет.
-
4. Смешанная модель : максимальное использование собственных ресурсов и других предпосылок развития региона для привлечения внешних (в том числе зарубежных) ресурсов (научно-технических и технологических нововведений, инвестиций, интеллектуального потенциала и т. п.). Целевая установка предполагает перевод экономики на преимущественно интенсивную основу, а всего социально-экономического развития региона на ресурсосберегающую и природосберегающую инновационную траекторию.
Вероятность реализации этой модели очень высока, поскольку она не требует специальных усилий органов власти, привлечения предпринимателей. Кроме того, она позволяет временно переложить основную ответственность за социально-экономическое развитие региона на центральные органы управления.
Смешанная модель характеризуется, в сравнении с остальными моделями, большей маневренностью, высоким инновационным потенциалом, возможностью поэтапной смены приоритетов, взаимозаменяемостью решений и очередностью их реализации (в зависимости, например, от ресурсной базы или наличия потребителей продукции и услуг). В частности, уже на первом этапе, в условиях переходного периода, эта модель предполагает решение следующих важных задач:
-
– продолжение перевода приоритетных отраслей на интенсивную инновационную основу при одновременной мобилизации экстенсивных резервов региона;
-
– возникновение малых и средних предприятий в составе вспомогательного блока производства и в сфере услуг, увеличение за счет этого производства товаров народного потребления и оказание услуг населению;
-
– ускоренное развитие коммерческо-предпринимательской инфраструктуры;
-
– появление капиталоемких производств, требующих развития инновационных технологий и инновационной инфраструктуры;
-
– развитие инфраструктуры для выполнения транспортным комплексом региона контактной функции.
Выбрав смешанную модель, регион получит более благоприятные возможности для реализации «равновесного» развития, то есть в основном пропорциональное, опирающееся на собственный природно-ресурсный потенциал и геоэкономическое положение, ориентированное на социальные, экологические и инновационные приоритеты. Такое развитие облегчит вхождение региона в динамику рыночной трансформации.
Возможны различные варианты региональной инвестиционно-инновационной политики. Они в известной мере могут быть соотнесены с возможными моделями регионального развития. Так, реализация инерционной модели развития потребует использования значительных средств централизованных государственных инвестиций, отказа региона от собственной активной инвестиционно-инновационной политики. С автономной моделью развития корреспондируется «опора на собственные ресурсы» (в том числе инновационные и инвестиционные). Эти ресурсы крайне ограничены и откровенно недостаточны для поступательного развития региона: подобный курс раньше или позже закончится деградацией экономики. Интеграционная модель может быть реализована лишь при условии безграничного протекционизма, но для этого, скорее всего, не будет необходимой правовой основы. Кроме того, и протекционизм не сможет обеспечить инвестиционную конкурентоспособность и инновационную привлекательность региона в сравнении с регионами, благоприятнее расположенными. Наконец, смешанная модель развития региона предполагает реализацию очень сложной, многослойной инвестиционно-инновационной политики. Такая политика должна обеспечить добычу и соединение самых разнообразных инвестиционных и инновационных ресурсов: государственных, региональных и муниципальных, предпринимательских. Наряду с этим, речь должна идти о рациональном вовлечении зарубежных ресурсов (государственных – национальных и интернациональных, частично – предпринимательских, акционерных, в том числе транснациональных).
Смешанная модель требует наиболее широкого «набора» источников инвестирования. Поэтому именно с этой моделью целесообразно соотносить рассмотрение вопроса об инвестиционной политике региона.
Строительная отрасль является индикатором уровня развития экономики региона. В частности, неосвоенный потенциал ее инновационности указывает на неэффективность всей инвестиционно-инновационной политики региональных властей. К основным принципам инновационного развития отрасли промышленного строительства, с точки зрения повышения эффективности ее функционирования, относятся:
-
1. Принцип роста концентрации и специализации в сфере промышленного строительства в регионе.
-
2. Принцип роста кооперирования и комбинирования в сфере промышленного строительства в регионе.
-
3. Принцип достаточного разнообразия . Принцип основывается на свойстве синергичности больших систем. Промышленное строительство может развиваться как в разных сферах экономической деятельности – химической промышленности, продовольственной и т. д., так и отличаться по видам используемых технологических, архитектурно-конструктивных, организационных схем производства и инновационных технологий. Приоритет только одного вида раз-
- вития промышленного строительства приводит к дисбалансу системы, нарушению принципа совместимости. Комплексное же внедрение дает дополнительный (синергетический) эффект.
-
4. Принцип уникальности. Общие подходы к формированию стратегии управления промышленным строительством в регионе не могут быть применены для конкретного субъекта управления без корректировок. Кроме того, с предприятиями инвестиционно-строительного комплекса в разряд субъектов инвестиционно-инновационного развития попадают и органы управления на региональном уровне, и субъекты инфраструктуры региона, осуществляющие деятельность в строительной сфере.
-
5. Принцип стратегической оптимальности . Деятельность субъекта управления оптимальна, когда его стратегическое поведение в инвестиционно-строительной сфере в каждый момент времени приносит максимальный общий эффект при привлечении оптимального количества инвестиционных и инновационных ресурсов.
Специализированные организации обеспечивают повышение качества строительной продукции, развитие стандартизации и унификации производства, внедрение инноваций, сокращение сроков строительства за счет более высокого роста производительности труда, чем в общестроите льных организациях, поскольку используют передовую технологию работ, обладают высококвалифицированными кадрами, специализирующимися на выполнении однотипных работ, лучше используют технику, также специализированную на производстве определенного вида работ. Наибольший эффект может быть получен при углублении технологической специализации. Однако само по себе оно не может гарантировать своевременный выпуск конечной продукции (сдачу продукции в соответствии с договором подряда), так как для этого необходимы еще особые экономические и организационные механизмы, которые определяли бы взаимодействие всех участников строительного конвейера, специализированных по видам работ ради достижения общей цели.
Развитие специализированного строительного производства вызывает необходимость в координации деятельности организаций-участников инвестиционного процесса, налаживания между ними тесных производственных связей, формирования особой инфраструктуры. Это обеспечивается кооперированием организации в форме производственно-хозяйственного сотрудничества, которое основывается не на принципах подчинения, а на договорных началах. Планируемые производственные связи возникают не только между подрядной и субподрядными строительными организациями, работающими на площадке, но и между строительными организациями и предприятиями, поставляющими материалы, детали и конструкции, между строительными предприятиями и транспортными службами, проектными организациями и т. д. Инновационная составляющая этих взаимоотношений также является немаловажной.
Список литературы Структурная трансформация региональной экономической системы с инвестиционно-инновационной точки зрения
- Архангельский, В. Н. Еще одна концепция развития экономики России/В. Н. Архангельский. -М.: Права человека, 1996. -119 с.
- Герасимов, В. А. Государственная инвестиционная политика и инвестиционный климат в регионе/В. А. Герасимов//Проблемы современной экономики: Евраз. междунар. науч.-аналит. журн. -2008. -№ 1 (25). -С. 23-27.
- Мороховский, Ю. П. Структурные изменения в экономике и структурная политика при социализме/Ю. П. Мороховский. -Киев: Знание, 1988. -46 с.
- Поляков, В. Г. Инструменты и механизмы реализации приоритетных направлений политики повышения конкурентоспособности региональной экономики/В. Г. Поляков, С. О. Ященко, А. И. Белоконь//Вопросы экономических наук. -2012. -№ 3. -С. 59-64.
- Тутунджян, А. К. Реструктуризация предприятий в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы теории и практики/А. К. Тутунджян. -М.: ЗАО «Экономика», 2000. -262 с.