Структурно-петрологические особенности базитовых интрузивных комплексов, перспективных на Cu-Ni оруденение (запад Сибирской платформы)
Автор: Прусская С.Н.
Журнал: Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Техника и технологии @technologies-sfu
Статья в выпуске: 3 т.6, 2013 года.
Бесплатный доступ
На северо-западе Сибирской платформы проведён комплекс геолого-геофизических работ, включая бурение. Бурением вскрыты мощные интрузии траппов, в том числе и имеющие расслоенное строение, перспективные на обнаружение Cu-Ni руд норильского типа. Интрузии являются основным структурно-образующим фактором этого сложнейшего геоблока. Выполненная корреляция интрузий позволила выделить и проследить распространение по площадям бурения четырёх типов (комплексов) интрузий: катангского, кузьмовского, агатского и впервые выделенного онёкского, с холминским подтипом (Прусская, 1993). Установлено, что структурная составляющая онёкского тектоно-магматического комплекса характеризуется наличием штокообразных и хонолитоподобных интрузий и их апофиз, сложных ветвящихся даек. Это своеобразные каркасоподобные магматические комплексы, в том числе и вулканоструктуры. Особенностью локализации интрузивных комплексов в пределах Таначи-Моктаконской зоны является их связь с пересечениями субширотных и субмеридиональных разломов глубинного заложения. Ряд положительных локальных структур, закартированных сейсморазведкой в пределах Таначи-Моктаконской зоны, следует считать типичными вулканоструктурами, выполненными эксплозивным материалом, включающим субвулканические интрузии, а также крупнообъёмные расслоенные интрузивы (онёкский тип). Насыщенность осадочного чехла интрузивными комплексами (в том числе и расслоенными крупнообъёмными) составляет от 19 до 45 %. Становление расслоенных интрузий Таначи-Моктаконской зоны, так же как и Онёкской, было связано с глубинными мантийными процессами, способствующими формированию интрузивных комплексов, перспективных на наличие медно-никелевых руд норильского типа.
Онёкский тектоно-магматический комплекс, расслоенные актрузии, руда норильского типа
Короткий адрес: https://sciup.org/146114737
IDR: 146114737
Текст научной статьи Структурно-петрологические особенности базитовых интрузивных комплексов, перспективных на Cu-Ni оруденение (запад Сибирской платформы)
В результате региональных геолого-геофизических работ и бурения (структурноколонковое и глубокое), проведенных ПГО «Енисейнефтегазгеология» и «Енисейгеофизика» в 1970-2000 гг., были выявлены основные черты геологического строения западной части Сибирской платформы. Оказалось, что вскрытые бурением мощные интрузии траппов (в том числе
Локализуются интрузии базитов в различных горизонтах платформенного чехла (от триаса, пермо-карбона до нижних горизонтов кембрия). Количество интрузий в разрезах отдельных скважин достигает 15-18, причем 2-3 из них имеют значительные мощности (от 300 до 1500 м), а остальные – от нескольких метров до нескольких сантиметров. Наиболее мощные интрузивные комплексы, как правило, приурочены к поднятиям фундамента. В целом платформенный чехол по своим структурно-вещественным особенностям разделяется на верхнюю часть (ВЧР), имеющую очень сложную блоковую, «клавишную» и контрастную структуру (за счет внедрившихся базитовых интрузий), сложенную преимущественно верхнепалеозойско-нижнемезозойскими породами. Нижняя же, венд-палеозойская, часть чехла имеет довольно пологие структурные формы. Такой весьма сложный блоковый характер структурного плана верхнепалеозойско-нижнемезозойского комплекса связан с особенностями проявления вулканизма, внедрением разнофазных интрузивных комплексов.
Период становления трапповой формации Сибирской платформы сопровождался повышением тектонической активности земной коры, способствующей возникновению растягивающих напряжений, приведших к появлению глубинных разломов и заложению рифтогенных зон преимущественно меридиональной и диагональной ориентировки. По разломам происходили подъем и излияние огромных масс базальтоидной магмы. С учетом проведенных исследований P.G. Harris [1] считается, что толеитовая магма образуется на относительно небольших глубинах, что способствовало ее быстрому подъему по зонам разломов.
Наиболее крупные тектонические структуры I порядка – Бахтинский мегавыступ, НижнеТунгусский прогиб, Больше-Бирамбинская впадина – отличаются высокой степенью насыщенности трапповыми интрузиями (до 28-30 %) в среднем от мощности вскрытого осадочного чехла. Выполненные гравиметрические съемки (Прусаков М.Э. и др., 1991 г.) выявили наиболее крупные морфоструктурные формы фундамента – Сурингдаконский свод, Бахтинский, Нижне-Тунгусский и Хурингдинский прогибы (рис. 1). Поверхность фундамента «Ф» представляется очень плоской, о чем свидетельствуют близкие отметки глубин его залегания в глубоких скважинах с величинами от 3 до 5 км (скв. Кчм-3, Мкт-2, 3, 6 и др.). В прогибах сейсмическая поверхность «Ф» фиксируется на глубинах 6-8 км. С учетом комплексной интерпретации геолого-геофизических данных, по-видимому, фундамент этой части геоблока платформы представляет собой геотектоническую зону (в виде «пластины»), осложнённую пологими сколовыми деформациями юго-западного простирания. В пределах площади Бахтинского прогиба некоторыми исследователями (Чернышев, 1986; Четвергов, 1990; Юнаковская, 1990 – фондовые материалы) выделяется глубинная структура рифтогенного типа широтной ориентировки. Есть основание предполагать наличие в прогибе рифейского промежуточного комплекса, о чем свидетельствует характер дифференциации волнового поля. Возможными границами распространения рифейского комплекса служат зоны Сурингдаконского и Верхне-Фатьяниховского разломов.
Целый ряд положительных локальных структур закартирован по данным сейсморазведки (горизонт Б или УБ в нижней части платформенного чехла). В их числе – Ангидинское, Мокта-– 248 – конское, Восточно-Моктаконское, Южно-Моктаконское, Хурингдинское, Ланчакское и другие поднятия (рис. 1). При этом некоторые из них, такие как Ланчакское, Хурингдинское поднятия, Мало-Бахтинская антиклиналь и другие, следует считать типичными вулканоструктурами, выполненными эксплозивным материалом, включающими субвулканические интрузивные образования.
Эти структуры приурочены к развитию региональных линейных зон положительных магнитных аномалий интенсивностью 500-1000 нТл и более. Пространственная связь тектоно-магматических зон и положительных магнитных аномалий скорее парагенетиче-ская, чем генетическая. Очевидно, магнитное поле обусловлено не трапповыми интрузиями, а гидротермально-метасоматическими и контактово-метаморфическими проявлениями – как в чехле, так и в фундаменте. На это, в частности, указывают большие расчетные глубины до магнитных объектов (сурингдаконская и более мелкие зоны развития пиритизации и сульфидной минерализации).
Проведенные петрологические исследования (1990-2010 гг.) на площадях бурения существенно дополнили представления о петрогенезисе пород трапповой формации платформы, условиях становления базитов.
Выполненная автором корреляция интрузий на основе комплексной обработки данных вещественного состава в сочетании с имеющийся петрохимической (силикатный анализ) и петрофизической информациями (магнитный каротаж, измерения по керну скважин) позволили выделить и проследить распространение по площадям бурения четырёх типов (комплексов) интрузий, сопоставимых с классификацией М.Л. Лурье и др., 1962 г. (рис. 2):
-
I. Недифференцированные или слабодифференцированные интрузии пород нормального ряда. Катангский тип.
-
II. Сложнопостроенные расслоенные дифференцированные интрузивы пород нормального и магнезиального ряда. Крупнообъемные тела. Онёкский тип. Онёкский интрузив и его ветви.
-
И(1) . Дифференцированные и слабодифференцированные интрузии пород нормального и магнезиального ряда. Холминский подтип онёкского типа.
-
III. Секущие, моноструктурные тела, сопоставимые с агатским дайковым типом.
-
IV. Расслоенные крупнообъемные интрузивы повышенной железистости, сопоставимые с Кузьмовским типом. Ясенгский, анакитский и максимовский интрузивы.
С учетом петрологических данных выделен и охарактеризован онёкский гипербазит-базитовый интрузивный тип (комплекс), представленный крупно-объемными расслоенными трапповыми интрузиями (онёкский интрузив и его ветви. Прусская С.Н., 1993; Васильев Ю.Р., Прусская С.Н., 2005-2007 гг.). Установлено, что структурная составляющая таких тектоно-магматических комплексов характеризуется наличием штокообразных и хонолитоподобных интрузий, находящихся в сложном соотношении с ветвящимися дайковыми телами и апофизами, часто имеющими кольцевую и дугообразную форму. Это весьма своеобразные каркасоподобные магматические комплексы, в том числе и вулканоструктуры. Динамика становления подобных комплексов связана с особенностями расположения магматических очагов на уровне нижней части земной коры – мантии, а также с характером их разгрузки и петрохимическими особенностями расплавов. Учитывая результаты глубинного сейсмического зондирования, не исключено, что для подобных тектоно-магматических структур – 249 –

Рис. 1. Структурно-тектоническая схема по отражающему горизонту Б (IV) западной части Сибирской платформы (по данным ПГО «Енисейнефтегазгеология»)
Изогипсы отражающего горизонта bdV| в кроме собинской свиты нижнего кембрю уверенные ^ —' предполагаемые
Разрывные нарушения. ______- установленные по геологическим данным .........установленные по сейсмическим данным предполагаемые по другим геофизическим методам
Гранины тектонических элементов ^ *- надпорядковых __А— 1-го порядка ^5Г*) локальных структур
Скважины:
Хлм 212 0 ' глубокого поискового и разведочного бурения
Структурио-тестомическне элементы
Структуры l*fo порядка
Н^™™» магмыступ 1Г-Н^-туигушил мег ^рпгио
Структур»! Ill-То порядка
-
7 Английская
-
8 Верхненимдинсхая
-
3.5 /Jельтупиногая
23 Зала “ано-Малыкитко" ская
24 Maniв<иткоискея
26 Холмииам
31 Бурусская
32 Западно-Пойменная
36 Ясенгская
40 Таначиис«ая
41 Усть-Дельтупинская
41! Сулимоеская
43 Моггаконссая
515 Сурингдаконская
62 Бахтинсхая
64 Тынепская
65 Аяхтинская
71 Хурингдинска*

Рис. 2. Схема корреляции интрузий характерно многоярусное расположение магматических очагов, действующих довольно длительно в пермо-триасовое время.
Значительный объем интрузивных траппов в разрезах верхней части осадочного чехла вскрыт скважинами Таначи-Моктаконской приподнятой зоны (рис. 3). В пределах зоны выделяется ряд пликативных поднятий, картируемых по горизонту Б. Эти локальные поднятия сгруппированы в валообразную гряду, вытянутую в северо-западном направлении. Развитие зоны контролировалось глубинным разломом того же простирания. Разлом выделен по комплексу геолого-геофизических данных. Считается, что он раннерифейского заложения, но в процессе становления осадочного чехла разлом неоднократно подновлялся, проявляя свою тектоническую активность.
Моктаконское поднятие по горизонту Б представляет собой куполовидную складку, оконтуренную по изогипсе 3300 м с размерами 11х13 км, площадью 160 км2, амплитудой 110 м. Южное крыло складки срезано тектоническим нарушением. По зоне разлома Мок-таконское поднятие граничит с Южно-Моктаконским поднятием, оконтуренным изогипсой 3300 м, площадью 20 км2, амплитудой 80 м. По горизонту Б это брахиантиклиналь с размерами 20х10 км.
Таначинское поднятие в центральной части разбито серией нарушений сквозного характера с преимущественной ориентировкой запад-восток и северо-восток – юго-запад. Структура вытянута в направлении северо-запад - юго-восток и имеет размеры по длинной оси около 30 км, по короткой – в пределах 15 км. Размеры пликативной части поднятия в западном блоке по изогипсе – 650 м составляют по длинной и короткой осям 16х9 км, амплитудой около 100 м. Размеры пликативной части Таначинского поднятия в центральном блоке по изогипсе – 500 м составляют 9х7 км при амплитуде около 150 м. В пределах Таначи-Моктаконской зоны разрезы скважин, вскрывшие осадочный чехол на полную мощность, от 15-45 % представлены интрузивными образованиями. Причем по отдельным разрезам (скважины 6, 8, 9 и др., см. рис. 3) отложения верхней части осадочного чехла, вплоть до уровня устьпелядкинской, устьмундуйской свит, полностью замещены интрузивными образованиями. В верхней части разреза отмечаются «перескоки» интрузий с уровня на уровень стратиграфического разреза, создавая тем самым характерную блоковую мозаику. Относительно стабильно выдерживает уровень своей локализации пластовая интрузия в соленосных отложениях Сурингдаконской и Бурусской свит. Эта интрузия прослежена практически во всех скважинах, где ее мощность изменяется от 70 до 218 м. Распределение пластовых интрузий в пределах Таначи-Моктаконской зоны, согласно выделяемым страти-гафическим подразделениям, отражено в табл. 1, 2 и на рис. 3 – геологическом профильном разрезе.
Одной из особенностей локализации интрузий в пределах этой зоны является их приуроченность к трём блокам земной коры, где зафиксировано пересечение субширотных и субмеридиональных систем разломов глубинного заложения. К таким блокам относятся:
-
1) блок расположения поисковых скважин 4, 6, 7 и колонковых скважин 6, 7 Таначинской площади;
-
2) блок расположения поисковых скважин 1, 3, 4, 7 и колонковой скважины 2 Моктакон-ской площади (табл. 1, 2)

Рис. 3. Геологический профиль по разрезам скважин 7-Дл – Тнч-5
Приведенные данные также свидетельствуют о контролирующей роли разрывных нарушений в становлении не только интрузивных тел секущего характера, но и субпластовых крупнообъемных расслоенных интрузий, возможно потенциально рудоносных.
Сопоставление особенности химизма онёкского интрузивного комплекса и интрузий Таначи-Моктаконской зоны с ранее выделенными петрохимическими типами интрузивных траппов Сибирской платформы [2-7] показало, что исходный расплав, формирующий все многообразие пород этого интрузивного комплекса, близок к петрохимическому типу западного сектора Сибирской платформы по большинству породообразующих оксидов, а по содержанию – 253 –
Таблица 1. Насыщенность осадочного чехла базитовыми интрузиями по разрезам скважин Таначинско-Моктаконской приподнятой зоны
Подразделения |
Мрс*-217 |
Тнч-8 |
Мкт-1 |
Мкт-2 |
Мкт-3 |
Мкт-5 |
Мкт-6 |
Тнч-7 |
Тнч-9 |
Кчм-3 |
Верхний палеозой |
492 ** 80 |
- |
124 30 |
265 57 |
103 27 |
155 63 |
279 93 |
147 20 |
1253 94 |
- |
Девон |
- |
- |
174 50 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Силур |
158 37 |
- |
179 38 |
21 8 |
163 37 |
166 37 |
261 50 |
10 3 |
- |
478 50 |
Ордовик |
61 19 |
1163 90 |
150 40 |
216 50 |
- |
74 25 |
52 18 |
- |
- |
110 52 |
Верхний-средний кембрий |
57 |
89 |
27 |
284 |
385 |
24 |
31 |
201 |
114 |
90 |
14 |
21 |
7 |
46 |
55 |
6 |
8 |
37 |
25 |
21 |
|
Таначинская+дельтулинская свиты |
- |
260 33 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
108 16 |
253 33 |
Булайская свита |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Сурингдаконская+бурусская |
70 |
218 |
90 |
133 |
148 |
87 |
153 |
126 |
149 |
141 |
свиты |
10 |
42 |
17 |
20 |
24 |
17 |
24 |
21 |
25 |
20 |
Кочумдекская свита |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Венд-кембрий |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Осадочный чехол |
842 |
1730 |
744 |
919 |
799 |
806 |
776 |
482 |
1624 |
1072 |
22 |
45 |
19 |
24 |
21 |
21 |
20 |
13 |
43 |
28 |
-
*Мрс-217, Тнч-8 – аббревиатура скважин глубокого и параметрического бурения.
-
**492 – числитель – мощность β,
80 знаменатель – насыщенность β, в %.
Таблица 2. Аномальные в тектоническом отношении разрезы скважин, пробуренных в пределах Таначинско-Моктаконской зоны
Площади бурения, скважины |
Характер тектонического нарушения |
|
Перекрытие разрезов осадочных пород секущими интрузиями |
Повторение разрезов,аномальное гипсометрическое положение блоков |
|
Моктаконская (колонковое) |
СКВ.-1-3 |
СКВ. -2-5 |
Моктаконская (поисковое) |
- |
СКВ.-4-7 |
Таначинская (колонковое) |
СКВ.-5,6,9 |
СКВ-6 |
Таначинская (поисковое) |
СКВ.-9 |
- |
Усть-Дельтулинская (колонковое) |
СКВ.-1,2,7 |
СКВ.-4 |
Дулькумская (колонковое) |
СКВ.-4 |
СКВ-2 |
Делимакитский профиль (колонковое) |
- |
СКВ-3 |
Таблица 3. Содержание породообразующих окислов (вес %) в дифференцированных интрузиях, по разрезам скважин западной части Сибирской платформы.
Скважина интрузив |
SiO 2 |
TiO 2 |
FeO+Fe 2 O 3 |
MgO |
Na 2 O+K 2 O |
1-Мкт, силл интервал глубин 267,5-863,0 м |
46,18-51,74 |
1,01-1,99 |
9,85-17,21 |
3,46-12,51 |
1,09-4,15 |
5-Мкт интервал глубин 875,0-1097,0 м. Отдельные интрузии |
46,95-49,38 |
1,15-1,61 |
12,32-15,59 |
6,74-8,68 |
0,47-2,94 |
6-Мкт интервал глубин 90,0-1060,0 м. Отдельные интрузии |
46,52-55,07 |
0,74-1,73 |
10,42-15,19 |
5,74-12,57 |
2,16-8,43 |
Скв. 5-Внм онёкский |
44,27-51,34 |
0,22-3,04 |
6,62-19,70 |
3,33-17,94 |
1,14-3,91 |
TiO2, MgO и K2O приближается к петрохимическому типу, характерному для дифференцированных интрузий Норильско-Хараелахской провинции. Единство исходного расплава, сформировавшего онёкский интрузивный комплекс, подтверждено петрохимическими, геохимическими и изотопными исследованиями [2-7].
Наиболее мощный (595,5 м) расслоенный дифференцированный интрузив вскрыт скважиной 1-Мкт. В контактовых зонах интрузива на уровне подошвы прослеживаются различные породы метаморфического комплекса мощностью до 180 м. Зональность выражена в последовательной смене от контакта интрузива метаморфизованных пород пироксен, амфибол- и мусковит-роговиковой фации. В зонах эндоконтакта отмечается рассеянная вкрапленность и прожилки сульфидов пирит-пирротинового состава. Сам интрузив имеет четкое расслоенное строение. Верхняя его часть содержит горизонты лейкократовых габбро-долеритов и гранофиров, состоящих из удлиненных таблиц калиевого полевого шпата, частично проросших кварцем. В центральной и приподошвенной частях интрузива отмечаются горизонты троктолитовых и токситовых долеритов. В целом по своим петрохимическим характеристикам и содержанию породообразующих окислов (табл. 3) интрузив сопоставим с расслоенными интрузиями онёкского комплекса, выделенными ранее в районе озера Онёка, – онёкский расслоенный крупнообъемный интрузив и его ветви [2-7].
Становление расслоенных интрузий Таначи-Моктаконской зоны, так же как и онёкского расслоенного крупнообъемного интрузива, очевидно, было связано с глубинными, мантийными процессами, формировавшими тектоно-магматические очаговые зоны (в том числе и рудоконтролирующие), разгрузка которых происходила с излиянием лав, внедрением расслоенных интрузий, сопровождалась сложными процессами деформации пород литосферы и осадочного чехла.
Проведенные исследования позволяют считать подобные тектоно-магматические комплексы (крупнообъемные расслоенные интрузивы) перспективными на обнаружение медно-никелевых руд норильского типа.
N 5. С. 395–409.
Structurally-Petrologi Features Bazitovy
Intrusives Complexes,
Perspective of Cu-Ni Deposits