Структурно-содержательные особенности текстов конституций Германии (в диахронии)
Автор: Шемберова Александра Николаевна
Журнал: Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева @vestnik-kspu
Рубрика: Филология
Статья в выпуске: 2 (16), 2011 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу структурно-содержательных особенностей конституции как типа текста на примере немецких конституций (в диахронии). Выявляются общие и особенные черты их структурной организации, устанавливаются причины расхождения под влиянием социально-политических перемен, пережитых Германией в XIX-XX вв.
Структура, содержание, конституция, преамбула, раздел, глава, статья, абзац, права человека
Короткий адрес: https://sciup.org/144153190
IDR: 144153190
Текст научной статьи Структурно-содержательные особенности текстов конституций Германии (в диахронии)
Структура, содержание, конституция, преамбула, раздел, глава, статья, абзац, права человека.
Тексты законов являются неотъемлемым элементом языковой и правовой культуры современного общества. В последнее время как в нашей стране, так и за рубежом значительное внимание уделяется различным их аспектам: языку, видам, стилевым характеристикам и т. д. Однако существующие в настоящее время лингвистические исследования, посвящённые структуре текстов закона, сводятся к формальному описанию элементов, из которых она складывается, или к сопоставлению текстов законов на разных языках и выявлению, таким образом, их композиционных особенностей на современном этапе [Руберт, 1996; Широбокова, 2007].
В рамках настоящей статьи предполагается провести ретроспективно-сравнительный анализ структуры и содержания конституции как типа текста на примере немецких конституций (в диахронии). Это позволит проследить процесс трансформации структуры и содержания конституционных текстов: выявить общие и особенные черты их структурно-содержательной организации, установить причины их единства и расхождения, в том числе под влиянием радикальных социально-политических перемен, пережитых Германией в XIX–XX вв.
С момента принятия первой Конституции единой Германии в 1871 г. страна прошла в своём развитии ряд исторических этапов. На каждом из них перед немецким государством стояла задача выработать базовые правила своего существования и зафиксировать их в Основном законе – Конституции: «совокупности писаных и неписаных правовых норм, которые устанавливают в особенности форму правления и государственного устройства, основы организации и задачи высших государственных органов, принципы экономической и общественной жизни и правовой статус своих граждан» [Creifelds, 2004, S. 1405 ] .
Каждая из немецких конституций: Конституция Германской империи 1871 г., Конституция Веймарской республики 1919 г., Конституция Федеративной Республики Германия (ФРГ) 1949 г. или конституции Германской Демократической Республики (ГДР) 1949, 1968 и 1974 гг. несли на себе черты времени и общества, принявших их. Всё это нашло отражение в текстах конституций, и в частности в их структуре и содержании, которые определялись социально-экономическими и политическими процессами, а также в значительной мере господствовавшими в то время тенденциями в лингвистике и юридической науке.
Структуру текста закона, по мнению Е.А. Крюковой, следует рассматривать в тесной взаимосвязи с его содержанием, так как чёткая, стройная, логически пос- ледовательная структура помогает выявлению сути правовых норм [Крюкова, 2003, с. 98].
Композиция текста закона имеет большое значение для обеспечения единства его содержания и формы и представляет собой совокупность средств членения содержания текста. Под членением текста понимается разделение (разделы, главы и т. д.) текста закона на структурные элементы и организация его содержания (оглавление глав, статей и т. д.). Цель членения текста – достижение строгой композиции как атрибута логической структурированности документа, его архитектоники. Структурированность текстов закона есть внешнее условие придания организованности, единства и согласованности элементов. Н.А. Власенко считает, что графика текстов законов с точки зрения их состава, объёма, последовательности расположения и взаимной связи зависит от воли автора текста, законодателя и в то же время членение текста – процесс объективный, так как само содержание одновременно как бы диктует тип юридической композиции, её структурные элементы [Власенко, 1997, с. 128–141].
По мнению большинства учёных, тексты конституций всех стран имеют одинаковую композиционную структуру, а именно: название документа, преамбулу, названия разделов или глав, содержащих определённое количество статей, статьи, абзацы или пункты статей, дату, место принятия документа, подписи [Кравченко, 1997; Широбокова, 2007].
Первая общегерманская конституция (Verfassung des Deutschen Reichs) была принята в 1871 г. Её структура представляет собой сложную конструкцию, состоящую из названия (Name), преамбулы (Präambel), разделов (Abschnitt), включающих в себя статьи (Artikel), в свою очередь, состоящие из абзацев (Absatz). Текст конституции включал в себя также дату, место принятия документа (Ve-rabschiedungsdatum und – ort) и подписи (Unterschrift). Абзацы статей конституции не были пронумерованы, но в некоторых случаях могли быть разделены на пункты путём нумерации сегментов (рис.). Как правило, это имело место при перечислении.
3Lrtife£ 8.
®er 33unbe@ratb bilbet aug feiner SBtitte bauernbe SCugfc^uffe
-
1) fur bag fianb^eer unb bie geftungen;
-
2) fur baS ®eetoefen/
-
3) fur ЗоП- unb ^teuertttefen; ■
-
4) fur ^anbet unb SBerfe^r /
-
5) fur "^ifenbabnen/ ^3°^ unb 2Selegrap^en;
-
6) fur SufHawefen;
7)- fur 3ted)nungS"roefen.
Рис. [Die Verfassung des Deutschen Reichs, 1871, S. 68]
После ноябрьской революции 1918 г. и падения монархии на смену Конституции Германской империи пришла Конституция Веймарской республики 1919 г., сохранившая старое название (Verfassung des Deutschen Reichs). Новая конституция Германии включала заголовок, преамбулу и основной текст. В конституции 1919 г. впервые появляется такая новая структурная единица, как «часть» (Hauptteil), например: Erster Hauptteil. Aufbau und Aufgaben des Reichs. Основной текст был разделён на две части, состоявшие из разделов, включавших статьи, разбитые на абзацы. Как и в Конституции 1871 г., часть абзацев или абзацы нескольких статей делились на пункты, состоявшие как из развёрнутых предло- жений, так и из словосочетаний. В конце текста документа присутствуют подписи, дата и место принятия документа.
Конституция 1919 г. формально продолжала действовать вплоть до конца Второй мировой войны и падения Третьего рейха. В 1949 г., как следствие противостояния СССР – США, на территории западных зон была создана Федеративная Республика Германия, а в советской зоне – Германская Демократическая Республика. В 1949 г. была принята конституция ФРГ, действие которой не распространилось на территорию ГДР. Основной закон ФРГ (Grundgesetz für die Bundesre-publik Deutschland) состоял из следующих пунктов: названия законодательного текста, даты и места его принятия, преамбулы, нормативно-правового содержания, включавшего в себя 11 разделов и 4 подраздела, что в общей сложности составляло 146 статей. В конце документа помещались подписи высших должностных лиц государства. Такой элемент, как «часть», появившийся в Веймарской конституции, здесь отсутствует, как, впрочем, и в текстах конституций ГДР.
Характерной особенностью Конституции ФРГ 1949 г. является нумерация абзацев в статьях. Этот элемент сохранился и в новом варианте Конституции ФРГ 1990 г., но не встречался ни в конституциях 1871, 1919 гг., ни в конституциях ГДР.
В том же 1949 г. в ГДР была принята своя конституция, которая дважды изменялась – в 1968 и 1974 гг. В структуре Конституции ГДР 1949 г. (Verfassung der Deutschen Demokratischen Republik) присутствовали следующие элементы: название, преамбула, три раздела, состоявшие из глав, включавших в себя статьи, которые, в свою очередь, делились из абзацы. В конце документа помещались подписи, дата и место его принятия. Следует обратить внимание, что в конституции ГДР появился новый структурный элемент «глава» (Kapitel), например: Kapitel A. Grundlagen der Staatsgewalt. В данном случае, очевидно, можно говорить о влиянии на конституцию ГДР 1949 г. советской Конституции 1936 г., в которой также присутствует термин «глава». Отличительной особенностью конституции ГДР было наличие буквенного обозначения разделов, а не их нумерация, характерная для других конституций Германии.
Структура новых конституций ГДР, принятых в 1968 и 1974 гг., отличалась от структуры конституции 1949 г. лишь количеством и объёмом элементов, а также тем, что буквенное обозначение разделов было заменено на цифровое. Последнее говорит о том, что в данном случае составители новых конституций несколько отошли от советских норм и вернулись к старой немецкой традиции.
После объединения Германии в 1990 г. Основной закон ФРГ (1949) распространился и на территорию бывшей ГДР. Однако это не повлекло изменений в структуре текста конституции.
Сравнительный анализ текстов конституций Германии позволяет сделать вывод о том, что их структура в период с 1871 по 1949 гг. мало изменилась (табл.). Во всех конституциях присутствуют следующие структурные элементы: название текста, преамбула, разделы, наименование разделов, статьи, состоящие из абзацев и имеющие сквозную нумерацию, дата, место принятия и подписи. Текст преамбулы во всех конституциях состоит, как правило, из одного – трёх сложных предложений. Основные тексты германских конституций в целом имеют схожую структуру и различаются преимущественно по количеству разделов и статей.
Таблица 1
Название конституций – год принятия Структурные элементы |
Конституция Германской империи 1871 г. |
Веймарская конституция 1919 г. |
Конституция ГДР 1949г. |
Конституция ГДР 1968 г. |
Конституция ГДР 1974 г. |
Конституция ФРГ 1949 г. |
1. Название документа |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2. Преамбула (количество предложений) |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3.Часть (количество – наличие наименования – нумерация) |
- |
(2) ++ |
- |
- |
- |
- |
4. Раздел-подраздел (количество – наличие наименования – нумерация) |
14 ++ |
15 ++ |
3 + - |
5 ++ |
5 ++ |
11++–3 ++ |
5. Глава (количество – наличие наименования – нумерация) |
- |
- |
16 ++ |
10 ++ |
10 ++ |
- |
6. Статья-подстатья (количество – наличие наименования) |
78 - |
181 - |
144 - |
108 - |
106 - |
146 - |
7. Сквозная нумерация статей |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8. Деление на абзацы |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9. Нумерация абзацев |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
10. Сегментация абзацев на пункты |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
11. Наличие даты, места принятия и подписей |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Структура текстов конституций Германии
В лингвистической литературе часто говорится о «канонизированности макроструктуры» официального текста [Гальперин, 1981; Руберт, 1996]. Рассмотренные выше немногочисленные различия в структурах конституций Германии позволяют согласиться с данным утверждением.
Приведённый в табл. 2 порядок разделов, глав и названий германских конституций даёт возможность установить изменение иерархии предметов конституционного регулирования.
Таблица 2
Предметы регулирования германских конституций
Год издания |
|
Конституция 1871 г. |
Конституция 1919 г. |
|
|
Окончание табл.
Год издания |
|
Конституция ГДР 1949 г. |
Конституция ГДР 1968 / 1974 гг. |
|
|
Конституция ФРГ 1949 г. |
|
|
Как можно заметить из данной таблицы, конституции регулировали такие блоки общественных отношений, как: 1) права и свободы человека и гражданина; 2) организацию высшей власти; 3) политико-территориальное устройство; 4) внешнюю политику, международно-правовые позиции.
Однако порядок следования указанных содержательных блоков в структуре разных конституций не совпадал. На примере блока «Права и свободы человека и гражданина» можно проследить, как в объёме и расположении статей и частей конституционного текста, делении его на разделы и главы отражаются господствовавшие в разное время государственные приоритеты.
До 1871 г. Германия была раздробленным государством. Главными задачами руководства Пруссии, объединившей Германию в результате войн с Австрией (1867) и Францией (1870–1871) и создавшей Северо-Германский союз (1867), были обеспечение единства государства и формирование общегерманских властных институтов. В связи с этим права человека отходили на второй план. Веро- ятно, поэтому в содержательной структуре Конституции 1871 г. отсутствовали разделы, главы или статьи, посвящённые правам человека.
В 1919 г. Германия становится республикой. В новой конституции, основной текст которой состоял из двух частей, вторая часть полностью была посвящена правам и свободам граждан Германии. Очевидно, что для составителей конституции Веймарской республики права человека выходят на первый план. Однако следует заметить, что основные права никак не ограничивали государственную власть. Доказательством этому является период монопольного правления Немецкой национал-социалистической рабочей партии (НСДАП) (1933–1945), когда права человека, прописанные в тексте конституции, не действовали и шло массовое уничтожение немецких граждан. Как уже говорилось, на протяжении всего периода господства национал-социализма, несмотря на значительные изменения во внутренней и внешней политике Германии, в том числе и на принятие многочисленных законов и правовых норм, отражающих радикальные перемены в государственной идеологии, конституция Веймарской республики сохраняла свой официальный статус. Мало того, принятие Нюрнбергских расовых законов и многочисленных антиеврейских правовых норм не отразилось ни на структуре, ни на содержании конституции 1919 г.
В тексте Основного закона ФРГ 1949 г. права человека уже стоят во главе угла – им посвящён первый раздел конституции. Безусловно, такое внимание правам и свободам было связано с тем, что Основной закон был составлен после периода господства в Германии национал-социализма и Второй мировой войны, приведших к массовому нарушению прав человека. Членами Парламентского совета, составившими текст новой конституции, были учтены недостатки прежней конституции Веймарской республики, в которых они видели причины трагических событий недавней истории Германии [Vorländer, 1999].
В конституции ГДР 1949 г. главы, посвящённые правам человека, были включены во второй раздел «Содержание и границы государственной власти». Эти главы не были выделены в отдельный раздел, потому что защита прав человека не воспринималась в ГДР в качестве первостепенной задачи. По всей вероятности, причина кроется в том, что ГДР, входившая в социалистический лагерь, испытывала сильное влияние советской политической системы. Здесь необходимо отметить, что в советской Конституции 1936 г. основным правам и обязанностям граждан была посвящена только одна, десятая по счёту глава из тринадцати имеющихся [Конституция СССР, 1956].
В конституциях ГДР 1968 и 1974 гг., как и в конституции ГДР 1949 г., блоку «Права человека» была посвящена первая глава второго раздела. Нужно отметить, что структура и содержание всех трёх конституций социалистической Германии, а также названия разделов и глав практически полностью совпадали. Незначительно менялось только содержание преамбул и некоторых статей.
Объединение Германии в 1990 г. не отразилось на структуре текста Основного закона ФРГ, ставшего общенемецкой конституцией. Изменения, связанные с объединением Германии и включением новых земель в состав ФРГ, коснулись только содержания нескольких статей и текста преамбулы.
Анализ структурно-содержательной организации немецких конституций позволяет прийти к выводу, что конституция как тип текста характеризуется стабильностью и долговечностью. Во всех конституциях Германии, за некоторым исключением, присутствует стандартный набор элементов. Расхождения в немец- ких конституциях наблюдались, прежде всего, в количестве и объёме структурных элементов. Изменения в содержании конституций, происходившие под влиянием политических факторов, не влияли на их структуру, менялось лишь расположение содержательных блоков. Это объясняется тем, что конституция отражает наиболее важные и существенные положения, присущие государству.
Исследование конституции как типа текста в диахронии представляет собой перспективное направление в лингвистике. Следующим этапом в работе по анализу текстов конституций Германии будет определение их языковых особенностей на лексико-грамматическом уровне.