Структурный фактор долговечности бетона
Автор: Шулдяков Кирилл Владимирович, Трофимов Борис Яковлевич, Крамар Людмила Яковлевна
Рубрика: Строительные материалы и изделия
Статья в выпуске: 1 т.20, 2020 года.
Бесплатный доступ
В настоящее время долговечность бетона нормируется косвенными показателями - качеством используемых материалов, арматуры и добавок, свойствами бетонной смеси и степенью уплотнения её при формовании железобетонных конструкций, длительностью и параметрами ухода за бетоном. В зависимости от среды эксплуатации регламентируется максимально допустимая величина В/Ц, минимально допустимый расход цемента и класс бетона по прочности при сжатии. В ряде случаев ограничивается вид цемента, нормируется воздухововлечение, толщина и плотность защитного слоя бетона и др. При эксплуатации железобетонных конструкций в агрессивных средах определяется причина и степень агрессивых условий и проектируется первичная, вторичная и специальная защита. Если конструкция эксплуатируется без вторичной защиты, то чаще всего результирующим критерием долговечности бетона принимается его марка по морозостойкости, которая определяется микроструктурой гидратных фаз цемента.
Долговечность, морозостойкость, пористость, структура, тяжелый бетон
Короткий адрес: https://sciup.org/147232165
IDR: 147232165 | DOI: 10.14529/build200105
Текст научной статьи Структурный фактор долговечности бетона
Для климатических условий Российской Федерации одним из основных показателей долговечности бетона является его морозостойкость [1]. Основными параметрами морозостойкости бетона являются открытая капиллярная пористость, легко заполняемая водой, переходящей в лед при замораживании, и резервная пористость за счет воздухововлечения [2]. Не так много внимания уделяется влиянию структуры цементного камня на морозостойкость бетона, хотя и известно, что при естественном твердении сохраняется гелеобразная структура, более стойкая к морозной агрессии, чем более закристаллизованная структура, формирующаяся при пропаривании и автоклавировании. Аморфная структура обычного бетона сохраняется при снижении содержания свободного Са(ОН)2 благодаря пуццоланизации и применению эффективного поликарбоксилатного пластификатора [3].
Одними из основных направлений научнотехнического прогресса при изготовлении железобетона считаются [4–7]: разработка, исследование и совершенствование бетона в части повышения строительно-технических свойств, обеспечивающих экологическую безопасность и гарантированные сроки эксплуатации зданий и сооружений не менее 100 лет.
Основными критериями качества высокофункциональных бетонов являются высокая прочность, морозостойкость, водонепроницаемость, химическая стойкость, низкая диффузионная проницаемость и др. [8].
Наиболее распространёнными причинами повреждения железобетонных конструкций считаются коррозионные процессы, развивающиеся под влиянием противогололедных препаратов, выбросов предприятий и автотранспорта, содержащих оксиды углерода, азота, серы и др., циклического замораживания, биологической коррозии [9].
По своему воздействию механизмы, ухудшающие долговечность железобетонных изделий, могут быть подразделены [9]:
-
• физические (увлажнение и высушивание, нагревание и охлаждение, вода и мороз, истирание, износ, кавитация);
-
• химические (сульфатные растворы, кислоты и кислые газы, магнезиальная и углекислотная коррозия и др.);
-
• внутренняя коррозия при взаимодействии щелочей цемента и бетона с реакционноспособным заполнителем;
-
• биологические (микроорганизмы, бактерии и грибы).
Большинство из этих механизмов имеет общую основу, они возникают на поверхности, и их воздействие усиливается за счёт влаги.
Водонепроницаемость цементных бетонов формируется в результате гидратации цемента и зависит главным образом от В/Ц и степени гидратации цемента [10]. Наименее проницаемым компонентом бетона является цементный гель, поверхность гелевых частиц покрыта адсорбированной влагой, размер пор геля не превышает 4 нм, поэтому влага в них может перемещаться только в виде пара. Проницаемость цементного камня в 20– 100 раз больше, чем у геля, и увеличивается с возрастанием В/Ц за счёт увеличения объёма макро-капиллярных пор. С увеличением степени гидратации цемента капиллярные поры заполняются продуктами гидратации, увеличивающими объём твёрдой фазы более чем в 2 раза. Введение активных минеральных добавок позволяет до 1000 раз уменьшить коэффициент фильтрации воды через бетон.
Морозостойкость бетона зависит от следующих факторов:
-
• капиллярной пористости и степени водо-насыщения, то есть от величины В/Ц и степени гидратации цемента [11];
-
• применения воздухововлекающих добавок [12]. При этом необходимо обеспечить расстояние между капиллярными и воздушными порами (фактор расстояния L не более 0,25 мм), предотвращающее возникновение гидравлического давления вследствие отжатия части капиллярной влаги в воздушные пустоты [13]. Фактор расстояния увеличивается с добавлением микрокремнезёма в бетон [14]. В [12] автор хотя и говорит о необходимости воздухововлечения, но при этом отмечает, что при В/Ц не более 0,25 оно не является обязательным;
-
• согласования компонентов бетонной смеси по коэффициентам термического расширения [15];
-
• условий циклического замораживания и оттаивания – минерализация воды, насыщающей бетон, температура и скорость охлаждения, степень водонасыщения и др.
Основными факторами, влияющими на долговечность бетона, считаются [6, 8, 12]:
-
– качество исходных материалов, вид и количество вводимых добавок, химический состав воды для затворения и поливки бетона;
-
– величина В/Ц как способ регулирования плотности, стойкости и прочности бетона;
-
– агрессивность среды эксплуатации, вызывающая химическое перерождение структурных элементов цементного камня, а также потерю защитных свойств бетона по отношению к стальной арматуре;
-
– структура цементного камня, формирующего свойства бетона, и её стабильность в реальных условиях эксплуатации бетонных и железобетонных конструкций.
Из факторов, влияющих на долговечность бетона, в первую очередь следует отметить роль используемых материалов. Для цемента ограничивается содержание алюминатов и алюмоферритов кальция (С 3 А, С 4 АF), свободных СаО и MgO, щелочей, ионов хлора, иногда ограничивается содержание основного клинкерного минерала – алита (С 3 S).
Бетон на портландцементе с минеральными добавками ЦЕМ II характеризуется более высокой водостойкостью и коррозионной стойкостью по сравнению с бетоном на портландцементе ЦЕМ I. В [16] показана возможность получения пропаренного бетона высокой морозостойкости на ЦЕМ III. Установлена возможность получения бетона на шлакопортландцементе с маркой по морозостойкости выше F2300.
Помимо требований к цементу, нормируется содержание вредных примесей, содержащихся в заполнителях. Основные вредные примеси, снижающие прочность и долговечность бетона: растворимые в щелочах разновидности кремнезема, сульфаты, сульфиды, хлориды, уголь, графит, горючие сланцы; слоистые силикаты (слюды, гидрослюды, хлориты), цеолиты, апатит, нефелин и фосфорит, а также глинистых частиц, глины в комках, повышающих водопотребность бетонной смеси, усадку и ползучесть бетона, что отрицательно сказывается на долговечности бетона. Для крупного заполнителя дополнительно регламентируется содержание зёрен пластинчатой и игловатой формы, содержание зёрен слабых пород, морозостойкость, устойчивость против распадов. Оптимальная гранулометрия заполнителей способствует снижению расхода цемента в бетоне, что не только повышает экономическую эффективность бетона, но и увеличивает его долговечность.
По [17] для повышения коррозионной стойкости бетона применяются добавки, повышающие водонепроницаемость и морозостойкость бетона, усиливающие его защитные свойства по отношению к стальной арматуре и повышающие биостойкость.
Активные минеральные добавки связывают гидроксид кальция в гелеобразные низкоосновные гидросиликаты кальция, что благоприятно сказывается на плотности и стойкости бетона к различным видам коррозии. Высокоэффективные минеральные добавки характеризуются аморфным строением и высокой дисперсностью, применяются в комплексе с поликарбоксилатным водоредуцирующим компонентом [18].
В настоящее время получили распространение эфиры поликарбоксилатов, которые прикрепляются к поверхности клинкерного зерна и характеризуются пространственным строением молекул, состоящих из анионной основной цепи и боковых цепей, представленных как анионными функциональными группами, так и гидрофобными, незаряженными полиэфирами [19]. Такое строение молекул способствует более интенсивной диспергации цементных флокул за счет стерического эффекта и обеспечивает доступ воды к цементным минералам.
Микрокремнезём (МК) – побочный продукт производства кремния или ферросилиция (FeSi), получаемый путём восстановления кремнезёма в электрической печи, подобный продукт известен [20, 21] под названием «силикатный дым» и характеризуется высокой пуццолановой активностью. Благодаря пуццоланизации исчезают крупные кристаллы портландита и пустоты между зернами цемента заполняются цементным гелем, что снижает проницаемость цементного камня [22].
Строительные материалы и изделия
Капиллярные поры (10 нм – 100 мкм и более) – основной дефект структуры цементного камня, гелевые поры (менее 10 нм) практически непроницаемы для агрессивной среды. С увеличением В/Ц возрастает капиллярная пористость цементного камня и снижается гелевая пористость, усадка при этом практически неизменна. Значит, с ростом В/Ц должна увеличиваться продолжительность ухода за бетоном для повышения степени гидратации цемента и снижения капиллярной пористости.
О необходимости учёта структурных особенностей цементного камня в бетоне при оценке стойкости и долговечности отмечается во многих работах [23–25]. Морозостойкость образцов бетона неизменного состава, твердевших до циклического замораживания в различных условиях, изменяется более чем в 14 раз, тогда как открытая капиллярная пористость меняется незначительно, а льдистость – в 6 раз [26]. Следовательно, для повышения морозостойкости бетона нужно стремиться к получению гелеобразной структуры гидратных фаз цементного камня и повышению гелевой пористости [26–28].
Различаются следующие основные гидратные фазы цементного камня [29]:
-
1) С–S–H гель гидросиликатов кальция (ГСК) – игольчатые волокна, собранные в пучки, тоберморитовый гель с отношением СаО/SiO 2 = 0,8–1,5;
-
2) Са(ОН)2 портландит, хорошо закристаллизован;
-
3) С3АСs3H32 эттрингит (ГСАК-3) хорошо закристаллизован, образует узкие призматические иглы разной длины;
-
4) С 3 АСsH 12 моносульфоалюминат кальция (ГСАК-1), хорошо закристаллизованные, тонкие гексагональные пластинки;
-
5) гидросульфоферриты кальция аналогичные ГСАК-3 и ГСАК-1;
-
6) С 3 (A,F)H 6 гидроалюминаты и гидроферриты кальция, хорошо закристаллизованные гексагональные пластинки.
Старение цементного геля отмечается в [23, 30]:
-
• чисто клинкерные цементы характеризуются более интенсивным процессом огрубления структуры цементного камня, особенно для быст-ротвердеющего цемента с повышенным содержанием С3S и С3А;
-
• пропаривание и запаривание способствует формированию грубодисперсной структуры цементного камня пониженной стойкости и долговечности;
-
• циклическое замораживание и оттаивание бетона по стандартной процедуре также вызывает интенсификацию процесса старения структуры цементного камня. Пуццоланизация стабилизирует структуру гидратных фаз цементного камня при циклическом замораживании, что способствует повышению долговечности бетона.
Выводы
-
1. Важнейший показатель функциональных свойств железобетонных конструкций – долговечность бетона, зависит как от его качественных характеристик, так и от условий эксплуатации.
-
2. Основные дефекты структуры бетона – капиллярные поры цементного камня, а также открытые капилляры и трещины. При благоприятных условиях проницаемость бетона снижается с уменьшением В/Ц и увеличением продолжительности ухода.
-
3. В большинстве случаев повышение плотности бетона и применение пуццолановых добавок повышают его стойкость к химической агрессии.
-
4. В мировой практике мало исследований, связывающих микроструктуру цементного камня в бетоне с его долговечностью. Пуццоланизация способствует повышению стабильности тонкодисперсных гидратных фаз при циклическом замораживании.
Список литературы Структурный фактор долговечности бетона
- Бойко, В.Г. Зависимость между маркой бетона по морозостойкости и долговечностью конструкций / В.Г. Бойко, С.Ю. Калугин, А.В. Ушеров-Маршак // Физико-химические процессы в строительном материаловедении: сборник научных трудов по материалам национальной научно-технической конференции с международным участием. - Новосибирск, 2018. - С. 83-92.
- Fagerlund, G. Frost Destruction of Concrete - A Study of the Validity of Different Mechanisms / G. Fagerlund // Nordic Concrete Research. - 2018. - Vol. 58, issue 1. - P. 35-54.
- Hardened Cement Paste Microstructure as the Main Factor of Concrete Durability / K.V. Shuldyakov, A.A. Kirsanova, L.Ya. Kramar, B.Ya. Trofimov // MATEC Web of Conferences. - 2018. - Vol. 143. - 02011.
- Соловьева, В.Я. Современные высокофункциональные бетоны / В.Я. Соловьева, И.В. Степанова // Национальная научно-техническая конференция "Перспективы будущего в образовательном процессе". - СПб.: ПГУПС, 2017. - С. 111-112.
- Ильина, Л.В. Высокофункциональные бетоны с модифицирующими микродисперсными добавками микрокремнезема и диопсида / Л.В. Ильина, В.Я. Рудяк, С.А. Хакимуллина // VII Международный симпозиум "Актуальные проблемы компьютерного моделирования конструкций и сооружений". - Новосибирск: Сибстрин, 2018. - С. 211.
- Hooton, R.D. Future Directions for Design, Specification, Testing, and Construction of Durable Concrete Structures / R.D. Hooton // Cement and Concrete Research. - 2019. - Vol. 124. - 105827.
- Степанова, В.Ф. Современные проблемы обеспечения долговечности железобетонных конструкций / В.Ф. Степанова, В.Р. Фаликман // Бетон и железобетон - взгляд в будущее: научные труды III Всероссийской (II Международной) конференции по бетону и железобетону. - М., 2014. - Т. 3. - С. 430-444.
- Баженов, Ю.М. Технология бетона: учебник / Ю.М. Баженов. - М.: АСВ, 2011. - 528 с.
- Штарк, Й. Долговечность бетона / Й. Штарк, Б. Вихт. - Киев: Оранта, 2004. - 301 с.
- Трофимов, Б.Я. Водонепроницаемость бетона: учебное пособие / Б.Я. Трофимов, А.С. Королев, А.Б. Вальт. - Челябинск, ЮУрГУ, 2000. - 31 с.
- Несветаев, Г.В. Бетоны: учебное пособие / Г.В. Несветаев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 381 с.
- Aitcin, P.C. High-Performance Concrete / P.C. Aitcin. - Quebec: E&FnSpon, 2004. - 364 p.
- Powers, T.C. Resistance of Concrete to Frost Action at Early Ages / T.C. Powers // Symposium Winter Concrete, session C, Proceedings RILEM, 1956. - P. 1-47.
- Aitcin, Р.С. Perfomance of Concrete of Condensed Silica Fume Used in Pavement and Sidevalks / Р.С. Aitcin, M. Pigeon // Durability of Building Materials. - 1986. - № 3. - P. 353-368.
- Горчаков, Г.И. Коэффициенты температурного расширения и температурные деформации строительных материалов / Г.И. Горчаков, И.И. Лифанов, Л.Н. Терёхин. - М.: Стандартинформ, 1968. - 168 с.
- Трофимов, Б.Я. Влияние количества шлака в цементе на морозостойкость / Б.Я. Трофимов, Л.Я. Крамар, К.В. Шулдяков // Строительные материалы. - 2013. - № 9. - С. 96-101.
- Долговечность железобетона в агрессивных средах / С.Н. Алексеев, Ф.М. Иванов, С. Модры, П. Шиссль. - М.: Стройиздат, 1990. - 320 с.
- Крамар, Л.Я. Структурообразование гидратных фаз цемента при циклическом замораживании / Л.Я. Крамар, Б.Я. Трофимов, К.В. Шулдяков // Строительство и экология: материалы I Международной научно-практической конференции. - Челябинск: Пирс, 2015. - С. 168-175.
- Chemical Admixtures - Chemistry, Applications and their Impact on Concrete Microstructure and Durability / J. Plank, E. Sakai, C.W. Miao et al. // Cement and Concrete Research. - 2015. - Vol. 78, part A. - P. 81-99.
- Sellevold, E.J. Review: Microsilica in Concrete. Project Report No. 08037-EJS TJJ / E.J. Sellevold. - Oslo, Norvegian Building Research Institute, 1984. - 51 p.
- Traetteberg, A. Silica Fumes as a Pozzolanic Material / A. Traetteberg // Cemento. - 1978. - № 3. - P. 369-375.
- Kurdowski, W. Cement and Concrete Chemistry / W. Kurdowski. - Springer, 2014. - 700 p.
- Вербек, Г.Д. Структура и физические свойства цементного камня / Г.Д. Вербек, Р.А. Хельмут // Пятый межд. конгресс по химии цемента. - М.: Стройиздат, 1973. - С. 250-270.
- Волженский, А.В. Влияние некоторых компонентов на свойства цементного камня / А.В. Волженский // Шестой международный конгресс по химии цемента. - М.: Стройиздат, 1976. - С. 91-97.
- Иванов, Ф.М. Коррозионные процессы и стойкость бетона в агрессивных средах: автореф. дис. … д-ра техн. наук / Ф.М. Иванов. - М., 1968. - 46 с.
- Крамар, Л.Я. Структурный фактор долговечности портландцементного бетона / Л.Я. Крамар, Б.Я. Трофимов, К.В. Шулдяков // Физико-химические процессы в строительном материаловедении. - Новосибирск, 2018. - С. 83-91.
- Powers, T.C. Studies of the Physical Properties of Hardened Portland Cement Paste / T.C. Powers, T.L. Brownyard // JACI. - 1980. - Vol. 77, № 4. - P. 264-268.
- Кузнецова, Т.В. Микроскопия материалов цементного производства / Т.В. Кузнецова, С.В. Самченко. - М.: МИКХиС, 2007. - 304 с.
- Структурообразование и разрушение цементных бетонов / В.В. Бабков, В.Н. Мохов, С.М. Капитонов, П.Г. Комохов. - Уфа, ГУП, 2002. - 376 с.
- Механизм и долговечность действия некоторых добавок на свойства портландцемента / Л.Г. Шпынова, И.И. Никонец, В.М. Мельник и др. // Известия вузов. Химия и химическая технология. - 1979. - Т. 22, № 3. - С. 231-244.