Судебно-медицинская экспертиза трупа и осмотр места происшествия случая дефензивного расчленения тела
Автор: Барканов В.Б., Сивик В.В., Кинаш А.А., Власова Е.В., Колмаков А.А.
Журнал: Волгоградский научно-медицинский журнал @bulletin-volgmed
Статья в выпуске: 3 (71), 2021 года.
Бесплатный доступ
Статья включает в себя данные осмотра трупа на месте его обнаружения и судебно-медицинскую экспертизу случая дефензивного расчленения трупа с декапитацией и отчленением левой конечности.
Оффензивное, дефензивное расчленения, орудие травмы
Короткий адрес: https://sciup.org/142230907
IDR: 142230907
Текст научной статьи Судебно-медицинская экспертиза трупа и осмотр места происшествия случая дефензивного расчленения тела
Расчленение трупа преступниками начало применяться приблизительно с XV в. и особенного распространения достигло в конце XIX и в XX в.
Криминальные расчленения чаще всего производят для более удобной и незаметной транспортировки частей трупа с места преступления. В некоторых случаях внимательный осмотр частей, тщательный сбор информации на месте обнаружения расчлененного трупа и внимательный осмотр его частей помогает определить, с какой целью было осуществлено расчленение. По литературным данным, выделяют наступательное (оффензивное) и защитительное (дефензивное) расчленения. К оффен-зивным относят расчленения в случаях мести, сексуальных убийств (удовлетворение половой страсти со вспарыванием живота, отрезанием молочных желез, наружных и внутренних половых органов), а также убийств, совершенных психически больными. Такие расчленения бессистемны, хаотичны, множественны. Иногда отрезанные части тела разбрасываются или уносятся преступником, а порой оставляются на видном месте. В таком случае преступнику безразлично, будет раскрыто преступление или нет [1, 5, 7].
К дефензивным расчленениям относятся случаи отчленения частей тела с целью облегчения транспортировки и сокрытия частей трупа, места убийства и расчленения. Преступнику безразлично, будет установлена личность или нет. Расчленения с целью затруднения опознания в большей части случаев сопровождаются отрезанием головы, удалением частей тела с особыми приметами, измельчением тела на множество бесструктурных частей. Иногда преступники прибегают к элементам скальпирования волосистой части головы, обезображивания лица – снимают кожу лица, удаляют глазные яблоки, отрезают уши и нос, удаляют зубы и ногтевые фаланги пальцев рук, уничтожают и обезображивают области тела с повреждениями и их следами с целью затруднения идентификации личности, опасаясь, что преступление будет раскрыто.
Расчленение по суставам без перерубы-вания костей свидетельствует о крайней осторожности и знакомстве с анатомической техникой. Разрубывание и распиливание указывают, что расчленение происходило в изолированном месте. Наличие множества беспорядочно и бессистемно перекрещивающихся резаных ран и пересекающихся рубленых, произвольное их пересечение (вне зоны суставов) позволяет судить о расчленении трупа лицом, ограниченным во времени, не обладающим профессиональными навыками [1, 3, 7].
Расчленения производятся острыми орудиями и инструментами – ножами, топорами, различными пилами, оставляющими трассы, по которым можно идентифицировать орудие травмы. Чаще всего в качестве орудия могут выступать предметы, используемые в быту преступником, имевшими непосредственное отношение к покойному, или его близким.
Преступник чаще всего отчленяет ножом голову и конечности по суставам, а используя нож, топор, пилу, ножницы может полностью отчленить по суставам и расчленить тело на мелкие части [2, 5, 6].
В настоящей работе описан случай дефен-зивного расчленения трупа с декапитацией и отчленением левой конечности, при этом все или топором только голову, применяя нож, то- пор, пилу, ножницы, может частично отчленять части расчлененного трупа выявлены на месте происшествия (рис. 1, 2).

Рис. 1. Фрагменты верхней части тела расчлененного трупа на месте происшествия

Рис. 2. Фрагменты тела расчлененного трупа на месте происшествия
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Установление причины смерти, способа совершения расчленения, вида орудий.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В Волгоградском судебно-медицинском отделении экспертизы трупов ГБУЗ «ВОБ СМЭ», проводилось судебно-медицинская экспертиза трупа гр. N.
Труп был обнаружен в квартире с признаками насильственной смерти в виде отчлене-ния головы и левой конечности.
План судебно-медицинского исследования трупа включал в себя:
-
1) ознакомление с предоставленной документацией;
-
2) наружное исследование трупа с применением визуального, измерительного и описательного методов;
-
3) внутреннее исследование трупа по методу Летюлля в модификации Шора [4];
-
4) взятие образцов от исследуемого трупа для дополнительных лабораторных исследований.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Основной акцент исследования был направлен на изучение телесных повреждений. Так, у трупа гр. N. имелись множественные повреждения в виде:
-
1) ссадин: лица в правой и левой лобных областях, в правой скуловой области, на спинке носа;
-
2) кровоподтеков: лица в верхних и нижних веках обоих глаз, на спинке носа, в правой и левой скуловых областях;
-
3) ран: в теменной и в затылочной областях слева.
Отмечалось, полное травматическое отчле-нение головы между 2-м и 3-м шейными позвонками, с образованием многооскольчатых переломов тел и отростков этих позвонков, с полным разрушением спинного мозга, с кровоизлияниями под его оболочки и в окружающие мягкие ткани.
Имело место полное травматическое отчле-нение левой верхней конечности на уровне плечевого сустава, с образованием косопоперечного многооскольчатого перелома левой плечевой кости в верхней трети, с разрушением связочного аппарата плечевого сустава, без кровоизлияний в окружающие мягкие ткани.
При внутреннем исследовании черепномозговой полости под твердой мозговой оболочкой в правой теменно-височной области обнаружена гематома объемом около 15 мл3, относительно плотная, частично спаяна с твердой мозговой оболочкой. Мягкая мозговая оболочка утолщена за счет отека, полнокровна, отечна, с пахионовыми грануляциями вдоль центральной борозды. Под ними отмечаются кровоизлияния темно-красного цвета, расположенные в лобнотеменно-височных долях слева и справа, крупноочагового характера, сливающиеся между собой, заполняющие борозды, не возвышающиеся над извилинами. Отмечаются симметричные единичные точечные кровоизлияния темно-красного цвета в ствол и мост головного мозга. Имеется кольцевидное вдавление в области миндалин мозжечка в проекции большого затылочного отверстия. Желудочки несколько расширены, с небольшим количеством жидкой крови.
Для судебно-гистологической экспертизы взяты кусочки внутренних органов: головного мозга – 3 (кора 2, ствол 1), легких – 2, сердца, печени, почки – 2, размерами 1,0×1,0×1,5 см, фиксированные нейтральным 12%-м формалином для определения патологических изменений, мягкие ткани головы, шеи, левого плеча с кровоизлияниями с целью определения при-жизненности и давности образования.
При судебно-гистологической экспертизе мягких тканей из зон травматизации отмечаются кровоизлияния в стадии начальных реактивных изменений, свидетельствующие о том, что данные повреждения могут соответствовать сроку давности травмы в вероятных пределах времени до трех часов до наступления смерти.
При судебно-химической экспертизе в крови от трупа гр. N. этиловый спирт обнаружен в концентрации 1,67 ‰, что у живых лиц соответствует средней степени алкогольного опьянения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Смерть гр. N. наступила от тупой травмы головы с кровоизлияниями в мягкие ткани головы, под твердую и мягкие мозговые оболочки, в вещество и желудочки мозга, с последующим сдавлением и отеком головного мозга.
Данные повреждения образовались от не менее чем четырех-, пятикратного действия твердого тупого предмета, с ограниченной контактной поверхностью, конструктивные особенности которого в повреждениях не отобразились.
Полное травматические отчленение головы на уровне между 2-м и 3-м шейными позвонками, с образованием многооскольчатых переломов тел и отростков этих позвонков, с полным разрушением спинного мозга, с кровоизлияниями под оболочки спинного мозга.
Данные повреждения образовались, вероятнее всего, в агональный период времени, в результате воздействия предмета, обладающего ударно-рубящими свойствами, конструктивные особенности которого в повреждении не отобразились.
Полное травматическое отчленение левой верхней конечности на уровне плечевого сустава, с образованием косопоперечного многооскольчатого перелома левой плечевой кости в верхней трети, с разрушением связочного аппарата плечевого сустава – без кровоизлияний в окружающие мягкие ткани. Данные повреждения образовались, вероятнее всего, посмертно, в результате воздействия предмета, обладающего ударно-рубящими свойствами, конструктивные особенности которого в повреждении не отобразились.
Таким образом, следует заключить, что при осмотре трупа на месте происшествия (обнаружения), в зависимости от характера обнаруженных повреждений, следует предварительно решить вопрос о групповых признаках травмирующего предмета с целью его поисков на месте происшествия.
В ряде случаев по направлению потоков крови на трупе можно судить о положении, в котором находился труп вскоре после причинения повреждений.
Список литературы Судебно-медицинская экспертиза трупа и осмотр места происшествия случая дефензивного расчленения тела
- Батычко, В. Т. Криминалистика в вопросах и ответах / В. Т. Батычко. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. - 184 с. - Текст: непосредственный.
- Леонов, С. В. Повреждения, причиненные острыми предметами / И. В. Власюк, А. Д. Ловцов. -Хабаровск: Ред.-изд. центр ИПКСЗ, 2015. -312 с. - Текст: непосредственный.
- Саркисян, Б. А. Секционное исследование трупа / А. О. Колесников, А. В. Решетов. - Барнаул: Параграф, 2015. - 108 с. - Текст: непосредственный.
- Шигеев, В. Б. Наставления по вскрытию мёртвых тел / С. В. Шигеев. - Типография "August Borg", 2014. - 186 с. - Текст: непосредственный.
- Dogan, K. H. Decapitation and dismemberment of the corpse: a matricide case / S. Demirci, I. Deniz, Z. Erkol. - Text (visual): unmediated // J Forensic Sci. - 2010. - № 55 (2). - Р. 542 - 545. DOI: 10.1111/j.1556-4029.2009.01266.x
- Maiese, A. Dismemberment: A case series. Solving the puzzle through an integrated multidisciplinary approach Scopetti M, [et al.]. - Text (visual): unmediated / A. Maiese // J Forensic Leg Med. - 2020. -№ 74. - Р. 102005. doi: 10.1016.
- Sea, J. Body Disposal: Spatial and Temporal Characteristics in Korean Homicide Beauregard E. / J. Sea. - Text (visual): unmediated // Int J Offender Ther Comp Criminol. - 2018. - № 62 (7). - Р. 1947 -1966. DOI: 10.1177/0306624X17692060