Судебно-психиатрическая экспертиза и исполнение принудительных мер медицинского характера

Бесплатный доступ

Авторами проведено исследование наиболее актуальных вопросов организации судебно-психиатрической экспертизы и исполнительные меры медицинского характера, применяющиеся к лицам, страдающим психическими расстройствами и совершившим уголовно наказуемые общественно опасные деяния или преступления. Эти меры относятся к иным мерам уголовно-правового характера, которые могут заменять или сопровождать уголовное наказание. [3]

Судебная и психиатрическая экспертиза, принудительные меры медицинского характера, противоправное поведение

Короткий адрес: https://sciup.org/142197732

IDR: 142197732

Текст научной статьи Судебно-психиатрическая экспертиза и исполнение принудительных мер медицинского характера

Историческая справка: в России принудительное лечение стало применяться с 1832 года, что нашло свое отражение в своде Законов Российской империи. После Октябрьской революции меры принудительного лечения были возобновлены в 1919 году положениями в Руководящих Началах по уголовному праву РСФСР и дополнены последующем различными законами, положениями, инструкциями. Первым правовым документом стала изданная Народным комиссариатом юстиции совместно с Народным комиссариатом здравоохранения РСФСР от 17 февраля 1935 года Инструкция «О порядке назначения и проведения принудительного лечения психически больных, совершивших преступление», проект которой был разработан в институте им. В.П. Сербского. [5,6] Методы и виды проведения принудительного лечения многократно менялись. С 01.01.1987 года, после вступления в силу нового УК РФ, существенно изменилась система принудительных мер медицинского характера по сравнению с предыдущим УК РСФСР и с инструкцией по принудительному лечению от 1988 года.

Основанием для принудительных мер медицинского характера является: ст. 97105 УК РФ, ст. 433-446 УПК РФ, закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», методическое письмо МЗ РФ от 23 июля 1999 года «О порядке применения принудительных и иных мер медицинского характера в отношении лиц с тяжелыми психически расстройствами, совершившим общественно-опасные деяния» (ст. 21 и ч. 1 ст. 81 УК РФ). [8]

В соответствии с ч. 1 ст. 99 УК РФ в качестве принудительных мер медицинского характера могут быть применены:

  • •    Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;

  • •    Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;

  • •    Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;

  • •    Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением;

В основном используют два вида принудительного лечения – это принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа и принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа.

В настоящее время психиатрические стационары охраняются и обеспечиваются безопасным проведением принудительного лечения на основании Федерального закона «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением» от 07.05.2009 г. № 92-ФЗ. Закон этот определяет правовые основы обеспечения охраны указанных психиатрических стационаров, безопасности находящихся на их территории лиц, сопровождения и охраны лиц, находящихся в этих лечебных психиатрических учреждениях на принудительном лечении. Законом сформулированы задачи подразделения охраны стационара психиатрической больницы, являющегося учреждением уголовно-исполнительной системы, закрепляются права и обязанности сотрудников данного подразделения, условия и пределы применения физической силы, специальных средств и газового и огнестрельного оружия. Рассмотрен и порядок взаимодействия администрации психиатрической больницы и службы охраны. [3, 4]

В дополнение к вышесказанному, Верховный Суд РФ в постановлении Пленума «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера» от 07.04.2011 г. указал: «При решении отдельных вопросов, связанных с применением принудительных мер медицинского характера, необходимо руководствоваться и другими законодательными и иными нормативными правовыми актами (п.1)». Одним из таких регламентирующих актов является совместный приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.04.1997 г. № 133/269 «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами». Некоторые положения этого приказа касаются лиц, находящихся на амбулаторном принудительном лечении. Данным приказом утверждена «Инструкция об организации взаимодействия органов здравоохранения и органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами». [2, 3] Данная инструкция рассматривает основные положения, регламентирующие совместную работу органов внутренних дел и учреждений здравоохранения, направленных на профилактику общественно опасных деяний лицами с психическими расстройствами. [1]

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа было введено в действие приказом Министерства здравоохранения СССР № 225 от 21.03.1988 года и сначала имело название «Усиленное наблюдение». Однако после вступления в силу 1 января 1997 года нового УК РФ, существенно изменившего систему принудительных мер медицинского характера по сравнению с предыдущим УК РСФСР, Инструкция по принудительному лечению от 1988 года во многом перестала соответствовать федеральному закону. [7]

Предупреждение противоправного поведения лиц, страдающих психическими расстройствами, является одной из приоритетных задач службы судебной психиатрии, основополагающим критерием оценки качества и доступности данного направления судебной психиатрии.

Судебно-психиатрическая профилактика представляет собой особый раздел психиатрической помощи, включающий комплекс мер по выявлению, лечению и медико-социальной реабилитации пациентов с психическими расстройствами. Преемственность и ступенчатость, дифференцирование, характер и последовательность – значимые принципы ее организации.

Принудительные меры медицинского характера являются самостоятельным институтом уголовного права и в соответствии с УК РФ относятся к иным мерам уголовно-правового характера. Они применяются к лицам, страдающим психическими расстройствами и совершившими уголовно наказуемые общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, а также совершившим преступления и заболевшим после этого психическим расстройством, делаю- щим невозможным назначение и исполнение наказания. Кроме того, такие меры могут быть назначены лицам, совершившим преступления и страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемость. В этом случае принудительные меры медицинского характера назначаются в соответствии ст. 99 ч. 3 УК РФ наряду с наказанием.

Как правило, в уголовных законах отражаются основания применения принудительных мер медицинского характера и их разновидности. Различные положения, разъясняющие процедурный порядок для назначения принудительного лечения и его проявление на практике, изложен в уголовно-процессуальном законодательстве и других законах, регулирующих оказание психиатрической помощи гражданам, и часто конкретизируются подзаконными нормативными актами.

31.01.2001 года было опубликовано письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации за № 2510/902-32 «Об организации стационаров (отделений) специализированного типа для принудительного лечения пациентов», во исполнение которого на базе 5 мужского отделения Республиканской клинической психиатрической больницы имени академика В. М. Бехтерева министерства здравоохранения Республики Татарстан было развернуто 10 специализированных коек. Начиная с 22.10.2003 года, приказом по больнице № 90 было организовано уже 30 коек в 5 мужском отделении и 5 коек в 5 женском отделении, которые функционируют по настоящее время.

Во время нахождения в стационаре все больные получают соответствующее адекватное медикаментозное лечение, с ними проводится определенная работа по социальной реабилитации, широко используется трудовая терапия. Большинство пациентов охвачены так называемой полипрофессио-нальной бригадой.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа до 2003 года осуществлялось во всех отделениях больницы. Во исполнение вышеуказанного приказа по больнице в 2014 году было организовано 5 мужское отделение для при- нудительного лечения общего типа на 60 коек (из них 30 коек специализированного типа) и 12 мужское отделение на 70 коек. В последующем было выделено 25 коек в 5 женском отделении, из них 5 специализированного типа. В дальнейшем количество коек и отделений в больнице неоднократно менялось. В 2013 году 21 мужское отделение было перепрофилировано в отделение принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа, а в 2014 году 14 отделение – в 8 мужское.

В настоящее время в стационаре развернуто 225 коек для принудительного лечения общего типа.

За трехлетний период 2011-2013 годов в стационарном отделении судебно-психиатрической экспертизы (с охраной) прошли судебно-психиатрическую экспертизу 493 испытуемых, всего за указанный период времени данной категорией испытуемых было проведено 14 602 койко-дня.

За тот же период времени в общем психиатрическом отделении (без охраны) прошли судебно-психиатрическую экспертизу 725 испытуемых, всего за указанный период времени данной категорией испытуемых было проведено 16 640 койко-дней.

Исходя из вышеизложенного видно, что за указанный период число испытуемых, прошедших судебно-психиатрическую экспертизу в стационарном отделении судебно-психиатрической экспертизы (с охраной), в 1,47 раза меньше числа испытуемых, прошедших судебно-психиатрическую экспертизу в общем психиатрическом отделении (без охраны). Это может служить относительно сравнительной характеристикой загруженности отделений, о чем говорит и сравнительная характеристика проведенных испытуемыми койко-днях с разницей в 12,3%.

За рассматриваемый нами период (20112013 гг.) количество проведенных судебно-психиатрических экспертиз (амбулаторных и стационарных) составляло в целом 12 913 (из них стационарных 10,5%), причем количество проведенных экспертиз (за год) в 2013 году снизилось по сравнению с 2011 годом на 14,9%.

Из всех проведенных судебно-психи-

№ 4(18) 2014

атрических экспертиз за прошедшие три года 58,6% составляли подследственные и подсудимые, 6,4% – свидетели и потерпевшие и 35,0% составляли лица, проходившие экспертизу по гражданским делам. Следовательно, более половины всех экспертиз за указанный период исследования приходилось на подследственных и подсудимых.

При рассмотрении характера экспертных решений в отношении лиц, совершивших особо опасные деяния (экспертиза подследственных и подсудимых), психические расстройства были определены у 3 925 пациентов, что составляет до 51,8% от числа проведенных экспертиз. (Сюда не входили больные алкогольными психозами, алкоголизмом, наркоманиями, в том числе больные алкогольными наркоманиями, токсикоманиями и лица, в отношении которых экспертное решение не было вынесено). Из числа всех освидетельствованных психически здоровыми были признаны 25,3% (в 2011 году – 26,1%, в 2012 году – 23,4%, в 2013 году – 24,6%).

Из числа лиц, прошедших судебно-медицинскую экспертизу за исследуемый период, было признано невменяемыми 771 человек, или 10,2% от числа прошедших экспертизу ( в 2011 году – 9,9%, в 2012 году – 9,9%, в 2013 году – 10,8%).

Сопоставление данных о числе лиц, призванных судом невменяемыми в отношении совершенных деяний, с общим контингентом правонарушителей свидетельствует о том, что количество общественно опасных деяний, совершенных лицами с психическими расстройствами, относительно невелико. Однако в абсолютном выражении оно составляет от 8 до 10 тысяч в год по РФ (250-300 по РТ). На долю лиц с психическими расстройствами приходится 10-12% общего числа совершаемых убийств, что указывает на актуальность проблемы защиты общества от такого рода особо опасных деяний, подчеркивает необходимость дальнейшего совершенствования комплексных мер судебно-психиатрической профилактики на всех уровнях – муниципальном, региональном и федеральном.

Следует отметить, что все основные показатели работы коек близки с средним по Российской Федерации, но обращает на себя внимание повторность совершенных правонарушений. В течение ряда лет этот показатель стабильно составляет до 50,0%. Что характеризовало работу районных психиатров и сотрудников органов внутренних дел как недостаточную с этим контингентом больных после их выписки из стационара.

Кроме того, в последние годы возникли проблемы с проведением экспертной оценки больных органами МСЭК, грубо нарушающим законодательство: несмотря на то, что все больные на период принудительного лечения признаются нетрудоспособными, некоторым больным стали устанавливать третью группу инвалидности.

В связи с переходом в систему ОМС появились разногласия с совместным приказом МЗ РФ и МВД РФ № 133/269 от 30.09.1997 года «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами», в п. 3 и 4 которого четко указано: «Запретить выписку лиц, находящихся на принудительном лечении, самовольно ушедших из стационара». Фонд ОМС требует их выписки, поскольку в счета-реестры вносится общее количество койко-дней и получается «двойная оплата», однако прекратить принудительное лечение может только суд.

Список литературы Судебно-психиатрическая экспертиза и исполнение принудительных мер медицинского характера

  • Котов В.П., Мальцев М.М. Некоторые статистические показатели деятельности по профилактике опасных действий психических больных//Социальная и клиническая психиатрия. 2012. № 3. С.11-12.
  • Медицинская газета. 19.09.1997 г. № 73.
  • Полубинская С.В. Исполнение принудительных мер медицинского характера: юридический, исторический и сравнительно-правовые аспекты: Аналитический обзор. М.: ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского» Минздрава России. 2013. 44 с.
  • Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 19. Ст. 2282.
  • Судебная психиатрия: руководство для врачей/под ред. Ц. М. Файнберг, А. Н. Бунеева, М. О. Гуревича, А.М. Халецкого. М.:Медгиз, 1950. С.59
  • Судебная психиатрия/под. ред. А.Н. Бунеева и Ц.М. Файнберг. Юридическое издательство НКЮ СССР, 1938. С.66-68
  • Шишков С.Н. Исполнение принудительных мер медицинского характера как составная часть уголовно-исполнительной деятельности//Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2002. № 11. С.118.
  • Кабельков С.Н. Реализация принципов уголовного процесса при назначении и производстве экспертизы по уголовным делам на стадии предварительного расследования//Судебная экспертиза. 2013. № 3. С.8.
Еще
Статья научная