Суфизм в Средней Азии: точка зрения этнографа. «Суфизм в Центральной Азии (зарубежные исследования). Сборник статей памяти Фритца Майера (1912-1998)»

Автор: Абашин Сергей Николаевич

Журнал: Вестник Евразии @eavest

Рубрика: Путеводитель

Статья в выпуске: 4, 2001 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14911774

IDR: 14911774

Список литературы Суфизм в Средней Азии: точка зрения этнографа. «Суфизм в Центральной Азии (зарубежные исследования). Сборник статей памяти Фритца Майера (1912-1998)»

  • Babadjanov В. Le renouveau des communautes soufies en Ouzbekistan//Cahiers d'Asie Centrale, 1998. № 5-6
  • Бабаджанов Б. Возрождение деятельности суфийских групп в Узбекистане//Центральная Азия и Кавказ, 1999. № 1(2).
  • Хисматулин А. Хваджаган//Ислам на территории бывшей Российской империи. Вып. 3. М., 2001.
  • Андреев М. С. Чилыпаны в средне-азиатских верованиях. Ташкент, 1927;
  • Веселовский Н. И. Дагбит//Записки Восточного отделения Русского археологического общества. Т. 3. Вып. 1-2. СПб., 1888
  • Веселовский Н. И. Памятник Ходжи Ахрара в Самарканде//Восточные заметки. Сборник статей и исследований профессоров и преподавателей факультета восточных языков Императорского С.-Петербургского Университета. СПб., 1895;
  • Вяткин В. О. Ходжа Ахраре//Туркестанские ведомости. 8 (20) января 1898, № 3
  • Вяткин В. О. Шейх Абу Юсуф Хамадани//Туркестанские ведомости. 22 октября (3 ноября) 1898, № 79
  • Вяткин В. О. Завещание Шейха Абду Халык Гыдждувани//Турке станские ведомости. 1898, № 94;
  • Вяткин В. О. Ферганский мистик Дивана-и-Машраб//Сборник Туркестанского Восточного Института в честь проф. А. Э. Шмидта. Ташкент, 1923;
  • Вяткин В. О. Шейхи Джуибари. I. Ходжа Ислам//В. В. Бартольду. Туркестан ские друзья, ученики и почитатели. Ташкент, 1927
  • Гаврилов М. О святом шейхе Хованд-Тахуре//Туркестанские ведомости. 6 (19) августа 1911, № 173
  • Гарлицкий А. Религиозный орден Накшбенди//Туркестанские ведомости. 6 (19) октября 1913, № 221
  • Гейер И. Материалы к изучению бытовых черт мусульманского населения Туркестанского края. 1. Ишаны//Сборник материалов для статистики Сыр-Дарьинской области. Т. 1. Ташкент, 1891
  • Жуковский В. А. Песни Хератского Старца//Вос точные заметки. Сборник статей и исследований профессоров и преподавателей факультета восточных языков Императорского С.-Петербургского Университета. СПб, 1895
  • Залеман К. Г. Легенда про Хаким-Ата//Известия императорской Академии Наук. Серия 5. Т. 9. № 2. СПб., 1898
  • Каллаур В. А. К родословной Аулияатинско-го святого Карахана//Протоколы заседаний и сообщения членов Туркестанского кружка любителей археологии. Год 2-й (11 декабря 1896 -11 декабря 1897). Ташкент, 1897
  • Каллаур В. А. Легенда о Хорасан-Ата//Протоколы заседаний и сообщения членов Туркестанского кружка любителей археологии. Год 6-й. Ташкент, 1901
  • Катаное Н. О религиозной войне учеников шейха Богауддина против инородцев Западной Сибири//Ученые записки Казанского университета. 1903, № 12
  • Комаров П. Примечания (к переводу М. Айдарова «Святые, чтимые туземцами, преимущественно сартами, Туркестанского края: Ходжа-Ахрар и его ученики шейх Хасан-Шаши и шейх Махмуд-Согди (легенда)»)//Сборник материалов для статистики Сыр-Дарьинской области. Т. 6. Ташкент, 1897
  • Комаров П. А. Ходжа Хаким Сулейман Бакыргани//Протоколы заседаний и сообщения членов Туркестанского кружка любителей археологии. Год 6-й. Ташкент, 1901;
  • Лыкошин Н. С. Роль дервишей в мусульманской общине ташкентских туземцев (с приложением «Ишаны ташкентские»)//Сборник материалов для статистики Сыр-Дарьинской области. Т. 7. Ташкент, 1899
  • Лыкошин Н. С. Перевод Рисаля и тарикат//Сборник материалов для статистики Сыр-Дарьинской области. Т. 7. 1899;
  • Лыкошин Н. С. Дивана-и-Машраб. Жизнеописание популярнейшего представителя мисти цизма в Туркестане//Средняя Азия. Ежемесячное литературно-историческое изда ние. Кн. 1. Ташкент, 1910 (январь);
  • Маллицкий Н. Ишаны и суфизм//Туркестанские ведомости. 1898, № 71-72
  • Маллицкий Н. Хазрет Султан (Ходжа Ахмад Ясави, Султан Арефин, туркестанский мистик и святой 12 столетия)//Туркестанские ведомости. 1906, № 125
  • Михайлов Ф. Религиозные воззрения туркмен Закаспийской области//Сборник материалов по мусульманству. Т. 2. Ташкент, 1900;
  • Краткий обзор современного состояния и деятельности мусульманского духовенства, разного рода духовных учреждений и учебных заведений туземного населения Самаркандской области с некоторыми указаниями на их историческое прошлое//Сборник материалов по мусульманству. Вып. 1. СПб, 1899;
  • Остроумов Н. П. Ишаны суфийского преемства. Выдержки из «Хезинетуль асфия»//Приложение к Вестнику Ташкентской офицерской школы восточных языков. Вып. 1. Ташкент, 1911;
  • Пантусов Н. Орден Хуфие//Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Т. 12. Вып.5. Казань, 1894;
  • Пантусов Н. Н. Молитвенный сеанс ордена Джагрие-Кадрие в Ташкенте//Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического Общества. Кн. 10. Омск, 1888(89)
  • Позднее П. Дервиши в мусульманском мире. Оренбург, 1886;
  • Ростиславов М. Несколько слов об ишанах (ходжах) и значении их деятельности//Туркестанские ведомости. 1877, № 14
  • Сат-тар-хан. К вопросу о мусульманских ишанах//Православный собеседник. Казань, 1895 (сентябрь);
  • Семенов А. А. Происхождение термезских сейидов и их древняя усыпальница Султан-Садат//Протоколы заседаний и сообщения членов Туркестанского Кружка любителей археологии. Год 18-й (11 декабря 1913 -1 апреля 1914). Ташкент, 1914
  • Семенов А. А. Бухарский шейх Баха-уд-Дин 1318-1339 (К его биографии): по персидской рукописи//Восточный сборник в честь А. Н. Веселовского. М., 1914;
  • Семенов А. А. Рассказ шугнанских исмаилитов о бухарском шейхе Беха-уд-дине//Записки Восточного отделения Императорского Русского Археологического Общества. Т. 22. Вып. 3-4. Пг., 1915;
  • Семенов А. А. Ташкентский шейх Хавенд Тахур («Шейх-Антаур») и приписываемый ему «кулях»//Протоколы заседаний и сообщения членов Туркестанского кружка любителей археологии. Год 20 (И декабря 1914 -И декабря 1915). Вып. 1. Ташкент, 1915;
  • Семенов А. А. Шейх Джелал-уд-Дин-Руми по представлениям шугнанских исмаилитов//Записки Восточного отделения Императорского Русского археологического Общества. Т. 22. Пг., 1915;
  • Ситняковский Н. Ф. Бухарские святыни (мазар Багауддин)//Протоколы заседаний и сообщения членов Туркестанского кружка любителей археологии. Год 5-й (И декабря 1899 -11 декабря 1900). Ташкент, 1900;
  • Смирнов Е. Т. Дервишизм в Туркестане//Сборник материалов по мусульманству. Т. 1. СПб, 1899; Сборник статей касающихся до Туркестанского края А. П. Хорошхи-на. СПб, 1876
  • Шишкин В. А. Мазары в Занги-ата//В. В. Бартольду. Туркестанские друзья, ученики и почитатели. Ташкент, 1927.
  • Акимушкин О. Ф. Два редких памятника мусульманской агиографической литературы//Краткие сообщения Института востоковедения. Т. 38. М., 1960;
  • Акимушкин О. Ф. Введение в изучение памятника. Комментарии//Шах-Махмуд Чурас. Хроника. М., 1976;
  • Гордлевский Б. А. Баха-уд-дин Накшбенд Бухарский (к вопросу о наслоениях в исламе)//С. Ф. Ольденбургу. К 50-летию научно-общественной деятельности (1882-1932). Сборник статей. Л., 1934
  • Гордлевский Б. А. Ходжа Ахмед Ясеви//В. А. Гордлевский. Избранные сочинения. Т. 3. М., 1962;
  • Массой М. Е. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясеви. Ташкент, 1930;
  • Семенов А. А. К материалам по суфизму среди туркменского народа//Туркменоведение. Асхабад, 1929. № 8-9
  • Семенов А. А. Уникальный памятник агио графической среднеазиатской литературы XVI века//Известия Узбекистанского филиала АН СССР. 1940, № 12; 1941, № 3
  • Кисляков Н. А. Ишан -феодал Восточной Бухары//Труды Таджикистанской базы АН СССР. Т. 9. История -Язык -Литература. М.-Л., 1940;
  • Кнорозов Ю. В. Мазар Шамун-наби (некоторые пережитки домусульманских верований у народов Хорезмского оазиса)//Советская этнография, 1949. № 2;
  • Кнорозов Ю. В. Шаманский зикр в подземелье Мазлумхан-сулу//Этнографическое обозрение, 1994. № 6;
  • Басилов В. Н. Культ святых в исламе. М., 1970;
  • Басилов В. Н. О происхождении туркмената (простонародные формы среднеазиатского суфизма)//Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975
  • Басилов В. Н. Следы культа умирающего и воскресающего божества в христианской и мусульманской агиологии//Фольклор и историческая этнография. М., 1983;
  • Демидов С. М. Туркменские овляды. Ашхабад, 1976
  • Демидов С. М. Суфизм в Туркмении (Эволюция и пережитки). Ашхабад, 1978;
  • Мамбеталиев С. Пережитки некоторых мусульманских течений в Киргизии и их история. Фрунзе, 1969
  • Сухарева О. А. О некоторых элементах суфизма, генетически связанных с шаманством//Материалы второго совещания археологов и этнографов Средней Азии. М.-Л., 1959;
  • Сухарева О. А. Ислам в Узбекистане. Ташкент, 1960.
  • Кныш А. Д. Суфизм//Ислам. Историографические очерки. М., 1991. С. 153.
  • Тримингэм Дж. С. Суфийские ордена в исламе. М., 1989.
  • Акимушкин О. Ф. ал-Кадирийа. Каландарийа. ал-Кубра. Кубравийа. Накшбанд. Накшбандийа//Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
  • Де Вис Д. Хусайн Хорезми: среднеазиатский суфий начала XV в.//Из истории суфизма: источники и социальная практика. Ташкент, 1991;
  • Бабаджанов Б. Эпиграфические памятники мусульманских мазаров как источник по истории суфизма (на примере мазаров Астана-ата и Катта Лангар)//Там же.
  • Бабаджанов Б. Ясавийа и Накшбандийа в Мавераннахре: из истории взаимоотношений (сер. XV -XVI вв.)//Ясауи тагылымы (Учение Ясави). Туркестан, 1996;
  • Бабаджанов Б. Политическая деятельность шайхов Накшбандийа в Мавераннахре (1 пол. XVI в.). Автореф. канд. дисс. Ташкент, 1996;
  • Бабаджанов Б. Халват-и суфиха (Религиозный ландшафт Хорезма в начале 19 века)//A. von Kugelgen, A. Muminov, M. Kemper (Eds). Muslim Culture in Russia and Central Asia. Vol. 3: Arabic, Persian and Turkic Manuscripts (15th -19th Centuries). Berlin, 2000
  • Каримов Э. Э. Некоторые черты хозяйственной и политической деятельности Ходжа Ахрара//Узбекистан: страницы истории. Ташкент, 1991;
  • Каримов Э. Э. Суфийские тарикаты в Центральной Азии XII-XV вв. Автореф. докт. дисс. Ташкент, 1998;
  • Мустафина Р. М. Представления, культы, обряды у каза хов (в контексте бытового ислама в Южном Казахстане в конце XIX -XX вв.). Алма-Ата, 1992;
  • Муминов А. Новые направления в изучении истории братства йасавийа//Общественные науки в Узбекистане, 1993. № 11-12;
  • Муминов А. К. О происхождении братства йасавийа//Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий. М., 1994;
  • Муминов А. Святые места в Центральной Азии (Взаимодействие общеисламских и местных элементов)//Маяк Востока, Ташкент, 1996. № 1-2.
  • Хисматулин А. А. Суфийская ритуальная практика (На примере братства Накшбандийа). СПб., 1996
  • Хисматулин А. А. Суфизм. СПб., 1999.
  • Bennigsen A., Wimbush S. E. Mystics and commisars: Sufism in the Soviet Union. London, 1985.
  • МалашенкоА. В. Мусульманский мир СНГ. М., 1996. С. 45.
  • Кривец Е. А. Ислам в Центральной Азии. М., 1999. С. 114.
  • Ротарь И. Под зеленым знаменем. Исламские радикалы в России и СНГ. М., 2001. С. 18-19.
  • Ниязи А. Исламская традиция и процессы модернизации в Таджикистане//Исламе СНГ. М., 1998. С. 124-125.
  • Дроздов В. А. Исламский мистицизм и его влияние на население СНГ. Учебное пособие. СПб., 1995. С. 57.
  • Милославский Г. В. Ваххабизм в идеологии и политике мусульманских стран (К эволюции возрожденческого течения в исламе)//Ислам и политика (Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М., 2001. С. 83.
  • Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством. М., 2000. С. 815-816.
  • Бабаджанов Б. О фетвах САДУМ против «неисламских обычаев»//Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001.
  • Крэмер А. Отин//Ислам на территории бывшей Российской империи. Вып. 3. М., 2001;
  • Горшунова О. В. Отынча//Этнографическое обозрение, 2001. № 3.
  • Абашин С. Н. Тура//Ислам на территории бывшей Российской империи. Вып. 2. М., 1999.
  • Абашин С. Н. Сокит//Ислам на территории бывшей Российской империи. Вып. 3. М., 2001.
  • Кармышева Б. X. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана (по этнографическим данным). М., 1976. С. 153.
  • Кармышева Б. X. О мусульманском духовенстве в сельских районах Бухарского ханства в конце XIX -начале XX века//Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985. С. 101
  • Дивана-и Машраб: Жизнеописание популярнейшего в Туркестане представителя мистицизма. Пер. Н. С. Лыкошин//Звезда Востока, 1992. № 9-10. С. 26.
  • Турсунов Н. О. Сложение и пути развития городского и сельского населения Северного Таджикистана XIX -начала XX вв. (историко-этнографические очерки). Душанбе, 1976. С. 112, прим. 2.
  • Семенов А. А. Уникальный памятник агиографической среднеазиатской литера туры XVI века (часть 2)//Известия Узбекистанского филиала АН СССР. 1941, № 3. С. 37-38;
  • Владимирцев Б. Я. Общественный строй монголов: Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934.
  • Муминов А. К. О происхождении братства йасавийа//Ислам и проблемы меж-цивилизационных взаимодействий. М., 1994;
  • Муминов А. Центральная Азия//Ислам на территории бывшей Российской империи. Вып. 1. М., 1998.
  • Бобринский А. А. Секта исмаилья в русских и бухарских пределах Средней Азии. М., 1902
  • Эльчибеков К. Общие религиозно-философские и фольклорно-мифологические обоснования иерархии духовенства в суфизме и исмаилизме//Религия и общественная мысль стран Востока. М., 1974.
  • Гаврилов М. Рисоля сартовских ремесленников. Ташкент, 1912
  • Пещерева Е. М. Гончарное производство Средней Азии. М.-Л., 1959. С. 311-366.
  • Суворова А. А. Мусульманские святые Южной Азии XI-XV веков. М., 1999. С. 11-12.
  • Бушков В. И., Микульский Д. В. Анатомия гражданской войны в Таджикистане (Этно-социальные процессы и политическая борьба, 1992-1996). М., 1997. С. 132.
  • Gretsky S. Qadi Akbar Turajonzoda//Central Asia Monitor, 1994. № 1. P. 16.
  • Сухарева О. А. Потомки Ходжа Ахрара//Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985. С. 159-160.
  • Абашин С. Н. Потомки святых в современной Средней Азии//Этнографическое обозрение, 2001. № 4.
  • Андреев М. С. Таджики долины Хуф (верховья Аму-Дарьи). Вып. 1. Сталинабад, 1953. С. 30, прим. 1.
  • Рахимов Р. Р. Две заметки по антропонимии Зеравшанской долины. П. Термины родства и личные имена//Ономастика Средней Азии. М., 1978.
  • Басилов В. Н. О происхождении туркмен-ата (простонародные формы среднеазиатского суфизма)//Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975. С. 138-168;
  • Валиханов Ч. Ч. О состоянии Алтышара, или Шести восточных городов китайской провинции Нан-лу (Малой Бухарин), в 1858-1859 годах//Валиханов Ч. Ч. Избранные произведения. М., 1987. С. 188.
  • Кармышева Б. X. Очерки этнической истории. С. 150.
Еще
Статья