Суицидальное поведение и неумышленные передозоровки наркотика среди больных наркоманиями
Автор: Зотов П.Б., Михайловская Н.В.
Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws
Рубрика: Психиатрия. Психология. Неврология
Статья в выпуске: 4 (47) т.9, 2013 года.
Бесплатный доступ
Обследовано 347 больных опийной наркоманией с явлениями синдрома отмены, у которых выявлялись различные формы суицидальной активности (мужчины – 81,6%, женщины – 18,4%; средний возраст – 22,1±1,8 года). Контрольная группа – 74 наркозависимых, не имеющих суицидальных тенденций. Показано, что у 51,6% наркозависимых с суицидальным поведением, аутоагрессивные тенденции прослеживаются до начала потребления опиатов. Развитие заболевания, ведущее к социально-психологическому и соматическому неблагополучию, потенцирует суицидальную активность и повышает суицидальный риск. 90,6% наркозависимых рассматривают передозировку наркотического средства как наиболее вероятный способ суицида. Неумышленные передозировки наркотиков регистрируются достоверно чаще (27,1%) среди лиц с суицидальным поведением, что подтверждает тесную связь этих событий и обосновывает обязательное выявление случаев передозировок для оценки повышенного суицидального риска среди данной категории больных.
Наркосуицид, суицид, неумышленная передозировка наркотика, наркомания
Короткий адрес: https://sciup.org/140221170
IDR: 140221170
Текст научной статьи Суицидальное поведение и неумышленные передозоровки наркотика среди больных наркоманиями
Высокая распространенность наркоманий оказывает значительное влияние на смертность. В исследованиях P. Zickler [28] показано, что показатель смертности в группе наркоманов может превышать в 50-100 раз средний показатель в общей популяции. Принято считать, что основной причиной смерти этого контингента является отравление наркотиками. По данным различных авторов частота летальных случаев от неумышленной передозировки составляет от 4,1% [17] до 21,6% случаев [28]. Однако с достаточной долей уверенности можно предположить, что реальные цифры значительно выше. Сложности могут быть обусловлены, во-первых, с достоверной посмертной диагностикой наркомании, а, во-вторых, с самим фактом передозировки наркотика. Быстрая биотрансформация алкалоидов опия снижает вероятность их выявления в крови и тканях умерших от отравления наркоманов, а выраженная множественная сопутствующая патология ограничивает диагностические возможно- сти результатов секционного и гистологического исследования органов и тканей [7]. Актуальность верификации наркотической смерти высока, так как отравления опиатами могут быть обусловлены целым рядом причин: случайной или преднамеренной передозировкой, приемом фальсифицированного наркотического вещества, действием высокотоксичных примесей, возможным бинарным эффектом, непредсказуемой реакцией организма на введение нового химического вещества [15, 16].
Риск передозировки героина значительно увеличивается при одновременном употреблении других наркотических, психотропных средств или алкоголя, выявляемых в большом проценте случаев при судебно-медицинском исследовании трупов наркоманов [2, 7].
В пользу высокой частоты отравлений с летальным исходом, вероятно, могут служить данные о количестве передозировок наркотиков, выявленных в анамнезе. В ряде зарубежных исследований было показано, что угрожающие жизни передозировки наркотика переносят от 30 до 56% больных, при этом более одного случая передозировки в течение заболевания переносят не менее 1845,5% наркоманов, а 3 и более случаев – 19,8% [19-21].
Особую сложность вызывает дифференциация случайных и преднамеренных причин смерти, среди которых наибольшую важность имеет посмертная диагностика самоубийств. Данные о частоте суицидальных действий наркоманов противоречивы, хотя многими авторами [3, 4, 11, 13 и др.] отмечается повышенная суицидальная готовность этого контингента больных, что может быть обусловлено целым рядом объективных причин. Как правило, регистрируются только случаи гибели пациентов, применивших с суицидальной целью огнестрельное оружие, совершивших самоповешение, падение с высоты или другие, так называемые, «жесткие» способы самоубийства. Случаи самоубийств, совершенные путем самоотравления, и, соответственно, не повлекшие внешние нарушения целостности организма суицидента, регистрируются значительно реже, что связано, как с трудностью посмертной диагностики наркомании, так и установки факта преднамеренного отравления [7]. Наглядно это подтверждают исследования А.В. Кирдяпкиной [5]. При анализе смертности наркоманов за десятилетний период в регионе было выявлено 70 самоубийств – 14% от всех 494 случаев насильственной смерти больных наркоманией. Среди причин смерти суицидентов ведущее место занимала механическая асфиксия, вследствие сдавления шеи петлей при повешении (77%), на втором месте – падение с высоты (17%), на третьем – резаные раны предплечий (6%). В то же время из 277 наблюдений острых отравлений при судебно-медицинской экспертизе ни в одном случае не было выявлено объективных данных самоубийства. При этом автор справедливо отмечает, что, несмотря на отсутствие признаков самоотравления, нельзя не предполагать в некоторых случаях преднамеренной передозировки психоактивных веществ в целях суицида.
Несмотря на редкость патологоанатомически подтвержденных случаев самоотравлений и трудность их диагностики, случаи преднамеренного повышения дозы с суицидальной целью и случайные отравления, по данным клинических исследований, тесно взаимосвязаны. Так, в наблюдениях R. Ingeborg и соавт. [22] среди 2051 больного наркоманией, поступавших на стационарное лечение, 45,5% перенесли более одной угрожающих жизни передозировок, а 32,7% сообщали о пережитой более одной суицидальной попытки. То есть каждый третий из этих пациентов совершил не менее двух попыток самоубий- ства. Соизмеримые цифры приводятся и в исследованиях C. Wahren и соавт. [25]: при анализе случаев смерти от неестественных причин больных наркоманией, находившихся под долгосрочным наблюдением в Стокгольме, доля самоубийств составила 31%, а несчастных случаев – 39%.
По данным, приводимых другими авторами, частота суицидальных действий варьирует в достаточно широком диапазоне. Так, среди 300 погибших больных героиновой наркоманией, наблюдаемых P. Zicker [28], частота самоубийств, убийств и несчастных случаев составила 19,5%. В наблюдениях В. Smyth и соавт. [24] из 149 стационарных больных суицидальные попытки в течение года были зарегистрированы в 12% случаев. В исследованиях, проведенных в Новом Южном Уэльсе (Австралия), среди причин смерти доля самоубийств наркоманов составила 8,8% [27].
Среди отечественных авторов частота смертей от самоубийств и травм, как правило, значительно ниже. Например, по данным Ю.В. Солодун и соавт. [16] при исследованиях 168 случаев смерти в отделе судебномедицинской экспертизы Иркутска доля погибших наркоманов от самоубийств и травм составила лишь 7%.
Известно, что, помимо регистрации попыток и завершенных самоубийств, о повышенной суицидальной готовности могут свидетельствовать данные о частоте, так называемых, внутренних форм суицидального поведения. Сведения, приводимые в литературе, указывают на присутствие суицидальных идей лишь у 6,7-15% больных наркоманией, обычно ассоциированных с состоянием абстиненции [14, 24]. Так же считается, что в сравнении с общей популяцией суицидальные мысли при злоупотреблении наркотиками встречаются в 2,1-3,7 раза чаще [23]. Однако, учитывая сведения о частоте суицидальных действий, приведенные выше, можно предположить более высокую распространенность суицидального поведения среди этих больных. В пользу этого говорят и данные о мотивах самоубийства наркозависимых. Исследования ряда авторов показывают, что суицидальные действия наркоманов мотивируются психосоциальными факторами (депрессия [22, 23], а так же ВИЧ-инфекцией [1, 18] и др.
Изучение особенностей психического статуса нарко-зависимых, выявление факторов риска суицида является важным условием ранней диагностики аутоагрессивных идей и своевременной дифференцированной профилактики суицидального поведения [6, 9, 12], в том числе повторных суицидальных попыток, включая методы психокоррекционной работы [8, 10].
Цель исследования: оценить суицидальную активность и случаи неумышленных передозировок наркотиков у больных опийной наркоманией.
Материал и методы : основную группу составили 347 больных опийной наркоманией, у которых при поступлении в наркологический стационар с явлениями синдрома отмены выявлялись различные формы суицидальной активности. Мужчин было 81,6% (n=283), женщин – 18,4% (n=64); средний возраст – 22,1 ± 1,8 года. Контрольная группа состояла из 74 наркозависимых, не имеющих суицидальных тенденций. Группы были сопоставимы по полу, возрасту, нозологической принадлежности и стадии заболевания. Методы исследования: клинико-психопатологический, клинико-анамнестический.
Результаты и обсуждение. При анализе структуры суицидального поведения в основной группе было установлено, что наиболее часто среди больных опийной наркоманией присутствовали суицидальные замыслы (42,3%), достоверно преобладающие у мужчин (47,0%), чем у женщин (21,9%). Суицидальные мысли выявлялись у 32,6% больных (34,6% – у мужчин, 23,4% – у женщин). Суицидальные намерения регистрировались в 9,5% случаев, представленные с равной частотой у мужчин (9,6%) и женщин (9,4%). Суицидальные попытки в анамнезе были зарегистрированы у 15,6% человек, при этом доля попыток, совершенных женщинами (45,3%), в 5 раз превышала количество попыток, совершенных мужчинами (8,8%).
При предъявлении суицидальных идей подавляющее большинство лиц основной группы (90,6%) наиболее вероятным способом самоубийства рассматривали самоотравление, преимущественно с помощью передозировки наркотика или сочетанием наркотика и какого-либо психотропного средства. При этом самоотравление как наиболее подходящий метод самоубийства предполагали 90,0% мужчин и 95,0% женщин. Лишь единицы (в основном мужчины) среди других методов указывали на возможность застрелиться (n=6), броситься под транспортное средство (n=4), совершить самоповешение (n=3), са-мопорезы (n=2) или броситься с высоты (n=1).
Несоответствие между высокой частотой мыслей о самоотравлении и случаев жестких способов суицида, приводимых в литературе [5, 7 и др.], на наш взгляд, является дополнительным подтверждением недостаточного учета случаев самоубийств, совершаемых наркоманами с помощью передозировки наркотика. В нашем исследовании о неумышленных передозировках наркотика в прошлом сообщили 27,1% (P<0,05) больных основной и 9,5% контрольной групп. Корреляционная зависимость передозировок и суицидальных действий в основной группе составляла r=0,83, что свидетельствует о тесной связи этих событий. Это подтверждает и достоверность различий в группах. В связи с этим установление факта передозировки может быть одним из путей своевременной диагностики повышенной суицидальной готовности больных.
По данным анамнеза различные формы суицидального поведения присутствовали до развития наркомании у 51,6% лиц основной группы (в контрольной – 24,3%). В основной группе исследования 29 человек совершили суицидальные попытки, из них 9 пациентов – дважды, а одна больная – 3 раза. Среди больных контрольной группы случаев суицидальных действий выявлено не было. Этих данные подтверждают, что имеющиеся в анамнезе различные формы суицидального поведения можно рассматривать, как фактор повышенного суицидального риска в условиях сформировавшейся наркотической зависимости, который должен обязательно выявляться при сборе анамнеза у данного контингента больных.
При изучении суицидального поведения в условиях заболевания было установлено, что впервые суицидальные идеи возникли у 30,5% обследуемых основной группы при невозможности получить наркотик, у 18,2% – при выявлении у них ВИЧ-инфекции, у 11,8% – при конфликтной ситуации с родителями или друзьями, у 9,5% – при выявлении вирусного гепатита, у 7,8% – при возникновении признаков выраженной соматической патологии, у 4,9% – в связи с другими причинами. В 11,2% случаев, причина первого появления суицидальных мыслей не была названа.
Выводы:
-
1. У половины наркозависимых с суицидальным поведением, аутоагрессивные тенденции прослеживаются до начала потребления опиатов. Развитие заболевания, ведущее к социально-психологическому и соматическому неблагополучию, потенцирует суицидальную активность и повышает суицидальный риск.
-
2. Подавляющим большинством наркозависимых передозировка наркотического средства рассматривается как наиболее вероятный способ суицида.
-
3. Неумышленные передозировки наркотиков регистрируются достоверно чаще среди лиц с суицидальным поведением, что подтверждает тесную связь этих событий и обосновывает обязательное выявление случаев передозировок для оценки повышенного суицидального риска среди данной категории больных.
Список литературы Суицидальное поведение и неумышленные передозоровки наркотика среди больных наркоманиями
- Беляева В.В., Ручкина Е.В., Покровский В.В. Суицидальное поведение лиц, инфицированных ВИЧ//Терапевтический архив. -1996. -Т. 68, № 4. -С. 71-73.
- Галактионов О.К. Структура смертности наркоманов в Приморском крае за период 1991-2000гг. Рекомендации для работников учебных заведений, руководителей местных органов здравоохранения и учреждений общелечебной сети, работников наркологической службы и врачей разных специальностей/Владивосток: Агентство "Время, ЛТД", 2001. -39 с.
- Гильбурд О.А., Глотова Е.А. Полинаркотоксикомания как фактор суицидального риска//Суицидология. -2011. -№ 2. -С. 43-44.
- Емяшева Ж.В. Психологические особенности лиц, совершивших суицидальную попытку на фоне наркотической зависимости//Академический журнал Западной Сибири. -2012. -№ 5. -С. 24-25.
- Кирдяпкина А.В. Десятилетняя динамика смертности лиц, злоупотребляющих внутривенным приемом психоактивных веществ, на территории Приморского Края//Автореф. дисс. … канд. мед. наук. -Владивосток, 2001. -28 с.
- Кожевникова Т.А., Кожевников В.Н. Методы оптимизации профилактики суицидального поведения//Суицидология. -2010. -№ 1. -С. 69-71.
- Кригер О.В., Могутов С.В., Бутовский Д.И. и др. Судебно-медицинская экспертиза смертельных отравлений наркотическими веществами//Судебно-медицинская экспертиза. -2001. -№ 2. -С. 9-14.
- Кудрявцев И.А. Психологический прогноз повторных попыток самоубийства//Суицидология. -2012. -№ 3. -С. 10-14.
- Положий Б.С., Панченко Е.А. Дифференцированная профилактика суицидального поведения//Суицидология. -2012. -№ 1. -С. 8-13.
- Приленский Б.Ю., Родяшин Е.В., Приленская А.В. Интегративный подход в психотерапии суицидального поведения//Суицидология. -2011. -№ 2. -С. 49-51.
- Пронин С.В., Баданова Т.С., Карпачев Д.А., Пронин В.С. Особенности аутоагрессивного поведения у опийных аддиктов//Суицидология. -2010. -№ 1. -С. 41-42.
- Розанов В.А., Мидько А.А. Метафакторы Big Five и феномен безнадёжности в предикции суицидальности//Суицидология. -2012. -№ 2. -С. 34-43.
- Розанов В.А., Мидько А.А., Емяшева Ж.В. Некоторые особенности парасуицидального поведения на фоне наркотической зависимости//Тюменский медицинский журнал. -2013. -Том 15, № 1. -С. 22-23.
- Рохлина М.Л., Киткина Т.А., Благов Л.Н. Психические расстройства у больных, злоупотребляющих самодельными опиатами//Ж. невропат. и психиатрии им. С.С.Корсакова. -1996. -№ 4. -С. 42.
- Серкова С.А., Арсентьева Л.А., Бычков Е.Н., Бородулин В.Б. Современные методы идентификации наркотических веществ//Академический журнал Западной Сибири. -2012. -№ 6. -С. 52.
- Солодун Ю.В., Лелюх Т.Д., Маслаускайте Л.С. и др. Клинико-морфологические параметры героиновой наркомании и связанной с ней патологией//Судебно -медицинская экспертиза. -2001. -№ 6. -С. 6-10.
- Солохин Е.В., Каниболоцкий А.А., Чернолихова И.А. и др. Отравление опиатами (анализ секционного материала)//Судебно-медицинская экспертиза. -2002. -№ 2. -С. 32-35.
- Юшкова О.В. К вопросу о суицидальной активности больных ВИЧ-инфекцией//Академический журнал Западной Сибири. -2013. -Том 9, № 2. -С. 41-43.
- Barry J. Policy response to opioid misuse in Dublin//J. Epidemiol. and сommunity нealth. -2002. -Vol. 56, № 1. -P. 6-7.
- Bennett G.A., Higgins D.S. Accidental overdose among injecting drug user in Dorset, UK//Addiction. -1999. -Vol. 94, № 8. -Р. 1179-1189.
- Best D., Gossop M., Lermann P. et al. The relationship between overdose and alcohol consumption among methadone maintenance patients//J. Subst. Use. -1999. -Vol. 4, № 1. -P. 41-44.
- Ingeborg R., Grethe L. Balacing on the edge of death: suicide attempts and life-threatening overdoses among drug addicts//Addiction. -1999. -Vol. 94, № 2. -P. 209 -219.
- Levy J.C., Deykin E.Y. Suicidality, depression and substance abuse in adolescence//Amer. J. Psychiatry. 1989. -Vol. 146, № 11. -P. 1462-1467.
- Smyth B.P., Keenan E., Cotter M. et al. Two-3-year follow-up of opiate dependent inpatients admitted to a specialist drug dependency unit: Abstr. from the Society for the Study addiction Annual Symposium. Edinburgh, 4-5 Nov., 1999//Addict. Boil. -2000. -Vol. 5, № 2. -P. 221.
- Wahren C.A., Allebeck P., Rajs J. Unnatural causes of death among drug addicts in Stockholm: An analysis of healh care and autopsy records//Substance Use and Misuse. -1997. -Vol. 32, № 14. -P. 2163-2183.
- White J.M., Irvine R.J. Mechanisms of fatal opioid overdose//Addiction. -1999. -Vol. 94, № 7. -Р. 961-972.
- Zador D., Sunjic S. Deaths in methadone maintenance treatment in New South Wales, Australia 1990-1995//Addiction. -2000. -Vol. 95, № 1. -Р. 77-84.
- Zickler P. 33-year study finds lifelong, lethal consequences of heroin addiction//NIDA Notes. -2001. -Vol. 16, № 4. -P. 1-7.