Суицидальное поведение у женщин, страдающих алкогольной зависимостью (обзор литературы)
Автор: Сомкина О.Ю., Лукашук А.В.
Журнал: Тюменский медицинский журнал @tmjournal
Статья в выпуске: 2 т.18, 2016 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена обзору современных данных, по тематике аутоагрессивного поведения в среде женщин, страдающих алкогольной зависимостью. Детально рассмотрены вопросы терминологии аутоагрессивного поведения, статистические данные о распространенности суицидов, приведены гендерные различия суицидальной активности. Описаны основные этиологические факторы и клинические признаки аутоагрессивного поведения, основные универсальные способы профилактики суицида у женщин.
Аутоагрессивное поведение, суицид, женский алкоголизм
Короткий адрес: https://sciup.org/140220076
IDR: 140220076
Текст обзорной статьи Суицидальное поведение у женщин, страдающих алкогольной зависимостью (обзор литературы)
Аутоагрессивное поведение является серьезной медико-социальной проблемой современного общества. В мире, и в России в частности, наблюдается неуклонный, угрожающий рост завершенных суицидов [4, 7, 8, 12, 17, 20]. Долгое время к аутоагрессивному поведению относили такие феномены, как суициды, парасуициды, суицидальные мысли [1, 2, 16]. При этом несуицидальные самоповреждения относили к ситуационно обусловленной или не обусловленной аутодеструкции без «аутоагрессивной подоплёки» [10, 24, 25].
Согласно современным представлениям, к аутоагрессивному поведению относят любые дей- ствия, направленные, как сознательно, так и бессознательно на причинение себе вреда в физической, психосоциальной или духовной области [3, 9, 6, 19, 21]; или отказ от активной жизнедеятельности, от своих гражданских обязанностей, долга, нежелание решать личностные и социальные вопросы; намеренная (осознаваемая или неосознаваемая) активность, направленная на причинение себе вреда в физической, психической, социальной и духовной сферах, проявляющаяся на иде-аторном, аффективном и поведенческом уровнях. Следовательно, к аутоагрессивному поведению относится собственно суицидальное поведение, а также поведение, связанное с комплексом факто- ров потенциальной гибели: употребление алкоголя, наркотиков, стремление к опасностям и т.п. [11, 13, 22].
Литературные данные о соотношении частоты суицидальных попыток среди женщин и мужчин на сегодняшний день достаточно противоречивы. Показано, что в нашей стране частота суицидальных попыток среди женщин превосходит соответствующий показатель для мужчин [1, 4, 16]. Частота суицидальных попыток среди женщин выше, чем среди мужчин и в большинстве стран Европы, за исключением Финляндии. Среди подростков девочки также совершают суицидальные попытки чаще мальчиков. В то же время, конкретные данные по вопросу соотношения частоты суицидальных попыток, совершаемых мужчинами и женщинами, у разных авторов существенно расходятся. Женщины совершают суицидальные попытки чаще, чем мужчины, в среднем, в 2-3 раза. Мужчины преобладают среди лиц, совершающих суицидальные попытки в состоянии алкогольного опьянения, а женщины - среди трезвых суицидентов [11, 15, 24].
Проблема связи потребления алкоголя и самоубийств актуальна на сегодняшний день [3, 5, 6, 7, 8, 9]. Рассмотрение алкогольной зависимости как заболевания с выраженной аутоагрессивной основой уже давно стало аксиоматичным [5, 7, 9, 19]. Алкогольная болезнь рассматривается как вариант «хронического» суицидального поведения, заболевания с отчётливым антивитальным характером [2, 3, 6, 16]. Алкогольная зависимость и её прогредиентная динамика способствуют формированию различного рода кризисных ситуаций, из которых в условиях дефицита позитивных выходов, всегда есть известное число негативных - деструктивных выходов, названных «скрытыми аварийными люками», наиболее распространённым из которых является самоубийство [14].
Ряд исследователей видят определенную биологическую связь между депрессиями и алкоголизмом, анализируя показатели дексаметазоно-вого теста. Хроническое алкогольное потребление способствует снижению настроения и ведет к суицидальному поведению [15].
Oколо 50% мужчин и 30% женщин российской популяции трудоспособного возраста страдают от последствий хронического употребления алкоголя. Описаны два возрастных пика завершенного алкогольного суицида - между 30 и 39, а также 40-49 годами, с пиками покушений на суицид у больных хроническим алкоголизмом, пришедшихся на возраст 21-30 лет и 50-55 [1, 2, 9, 10].
В ряде публикаций сообщается о большом значении, в качестве фактора суицидального риска для женщин, злоупотребления психоактивными веществами или зависимости от них. Однако сведения по данному вопросу на сегодняшний день отличаются разнородностью и противоречивостью. Часть авторов сообщает, что 12%, погибающих от самоубийств женщин, злоупотребляют наркотиками и алкоголем [14, 22]. Еще более высокие показатели приводят другие авторы [15, 17], по мнению которых половину всех женщин-суициденток составляют больные алкоголизмом. Алкогольная зависимость рассматривается в ряду наиболее значимых факторов суицидального риска для женщин, кроме того некоторые исследователи указывают на курение, злоупотребление алкоголем или алкогольную зависимость как на важные факторы суицидального риска для врачей женского пола.
Женщины, больные хроническим алкоголизмом, с аутоагрессивным поведением значительно чаще, чем мужчины совершают парасуициды и реже завершенные суициды, они имеют более низкий социально-экономический статус, их деструктивное поведение имеет более четкую связь с повышением или понижением среднедушевого потребления алкоголя, они значительно чаще используют малые транквилизаторы и другие психоактивные вещества, с помощью которых и совершают попытки суицида, число которых значимо уменьшается при уменьшении выписки транквилизаторов, а также внедрения новых эффективных форм лечения алкоголизма и вовлечения в группы Анонимных Алкоголиков [8, 10, 13]. Тяжело пьющие женщины сравнительно чаще, чем мужчины становятся жертвами несчастных случаев, заболевают циррозом печени, онкологической и сердечно-сосудистой патологией [1, 2]. Описаны два клинических типа самоубийства алкоголиков: абреактивные попытки - внезапные, на фоне выпивки и психогении, аналогичны "преступлениям страсти", аффектам, продуцирующим диссоциативный статус, который приводит к агрессии и аутоагрессии; а также на фоне интоксикационной депрессии, часто спустя 2 недели после запоя, в которой больные находятся в состоянии депрессии, моторной заторможенности и абстиненции. Этот тип наиболее летален. Cуици-дальное поведение наркологических больных определяется различным сочетанием трех суицидогенных факторов (типом вторичной психопати-зации, выраженностью влечения к алкоголю или наркотику, особенностями микросоциального конфликта). Выделяют истинные суицидальные попытки, которые совершаются больными с депрессивным типом, малой выраженностью влечения и высокой личностной значимостью психогении; демонстративно-шантажное суицидальное поведение, определяющееся у эмоциональнонеустойчивых личностей с обсессивным влечением и локализацией внутреннего конфликта в сфере актуальной наркоманической потребности при
Список литературы Суицидальное поведение у женщин, страдающих алкогольной зависимостью (обзор литературы)
- Аминов Х.А., Имамов Ш.А., Дусов А. Некоторые данные о связи между личностными особенностями больных хроническим алкоголизмом и характером суицидальных действий//Суицидология. -2010. -№ 1. -С. 27-28.
- Васильев В.В. Суицидальное поведение женщин (обзор литературы)//Суицидология. -2012. -№ 1. -С. 18-28.
- Ворошилин С.И. Алкогольный фактор среди причин роста самоубийств в СССРивп остсоветстких государствах//Суицидология. -2012. -№ 2. -С. 23-33.
- Зотов П.Б., Уманский С.М., Уманский М.С. Необходимость и сложности суицидологического учета//Академический журнал Западной Сибири. -2010. -№ 4. -С. 48-49.
- Кудрявцев И.А., Декало Е.Э. Психологические факторы и механизмы суицидогенеза как критерии суицидального риска и направленной профилактики//Суицидология. -2012. -№ 2. -С. 3-11.
- Меринов А.В., Шустов Д.И. Аутоагрессия в семьях больных алкоголизмом//Наркология. -2010. -№ 9. -С. 59-63.
- Меринов А.В., Шустов Д.И., Васяткина Н.Н. Эпискрипт как вариант внутрисемейной динамики аутоагрессивных паттернов в семьях мужчин, страдающих алкогольной зависимостью//Суицидология. -2012. -№ 1. -С. 28-39.
- Меринов А.В. Парасуицидальное поведение женщин, состоящих в браке с мужчинами, страдающими алкогольной зависимостью (на примере Рязанской области)//Суицидология. -2012. -№ 3. -С. 15-20.
- Меринов А.В. Суицидологические характеристики молодых людей, воспитанных в семьях, где родитель страдал алкогольной зависимостью//Суицидология. -2012. -№ 4. -С. 22-28.