Суицидальный анамнез больных наркоманией: клинические аспекты
Автор: Михайловская Н.В.
Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws
Рубрика: Психиатрия. Неврология
Статья в выпуске: 1 (50) т.10, 2014 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140219368
IDR: 140219368
Текст статьи Суицидальный анамнез больных наркоманией: клинические аспекты
Тюменский ОНД, г. Тюмень, Россия
В России самоубийства являются одной из важнейших медико-социальных проблем [11, 12]. Разра ботка мер профилактики [8], в том числе предупреждение повторных попыток суицида [10], наиболее эффективно среди групп повышенного риска [13].
Больных наркоманиями относят к одной из наиболее суицидоопасных категорий [1, 5, 14, 16]. Наряду с медицинскими заболеваниями и травмами, самоубийство занимает значительный процент в структуре смертности среди данного контингента [3, 4]. К негативным факторам, определяющим высокий суицидальный риск, относят психологические особенности самих опийных аддиктов, полинаркоманию, ВИЧ-инфекцию и социальное неблагополучие [17].
Одним из условий профилактики суицидальных действий является своевременная диагностика эмоциональных нарушений, факторов риска и др. Важная роль отводится суицидальному анамнезу. Имеющееся в анамнезе суицидальные действия, могут ослаблять защитное влияние антисуицидальных барьеров [2, 6], а так же свидетельствовать о возможной генетической предрасположенности [2, 15, 18 и др.]. Учет этих факторов является важным условием разработки комплексных мер профилактики [9, 12 и др.].
Цель исследования: оценить суицидальный анамнез больных наркоманиями, проявляющих суицидальную активность.
Материал и методы: обследовано 347 человек опийной наркоманией, у которых при обращении за медицинской помощью отмечались различные формы суицидального поведения [ 7 ] (основная группа исследования). Среди этих больных, мужчин было 81,6%, женщин - 18,4%. Возраст больных составлял от 13 до 38 лет, средний - 22,1 ± 1,8 года.
Состав контрольной группы - 74 наркозависимых, не имеющих суицидальных тенденций, подбирался по полу и возрасту в соответствие с составом основной группы.
Результаты и обсуждение:
Проведенный нами анализ показал, что у 51,6% лиц основной группы суицидальное поведение в той или иной форме присутствовало до развития наркомании (в контрольной - 24,3%; P<0,05). Наиболее часто у этих больных в анамнезе отмечались суицидальные мысли (19,9%), несколько реже суицидальные замыслы (12,4%; P<0,05) и намерения (10,9%), что достоверно различалось с контрольной группой.
В основной группе исследования 29 человек совершили суицидальные попытки, из них 9 пациентов совершили суицидальную попытку дважды, а одна больная - 3 раза. Среди больных контрольной группы случаев суицидальных действий выявлено не было.
Следующее клиническое наблюдеие достаточно полно отражает описанные выше положения.
Больная О., 23 лет, не замужем.
Из анамнеза: поздний и единственный ребенок в семье. В детстве росла и развивалась соответственно возрасту. До 5 лет воспитывалась дома, преимущественно бабушкой и дедушкой, так как часто болела простудными заболеваниями. С 5 лет посещала детский сад. Со слов матери в детском коллективе была «заводилой», активно участвовала во всех утренниках, праздниках. С удовольствие учила и знала много стихов, детских песен. С 6 лет занималась в детской художественной школе бального танца. В начальной школе училась хорошо.
Конфликты с родителями начались в подростковом возрасте, когда дочь, бросив балетную школу, стала посещать дискотеки, появилась веселая компания, в которой она была в центре внимания. Этот период совпал с ухудшением материального положения семьи в начале 90-х годов. За немодный наряд девушка была неоднократно осмеяна одноклассницами, что послужило причиной ее требований о покупке модной одежды, выдачи карманных денег. Однажды поздно вернувшись после дискотеки домой, в состоянии алкогольного опьянения (в возрасте 14 лет), в ответ на вопросы родителей, заявила, что уже достаточно взрослая и сама может решать свою судьбу. Отец, не выдержав грубостей, избил дочь ремнем. Позже, уйдя в свою комнату, она бритвой нанесла себе несколько порезов в области обоих предплечий. Все это сопровождалось криками и стонами. При появлении родителей говорила, то они будут жалеть до конца своих дней об этом. – «Лучше умереть, чем жить как вы» и т.д.
Вызванная бригада скорой помощи доставила девушку в стационар, где была оказана необходимая помощь. В постсуицидальный период критическое отношение к попытке было минимальным. Говорила, что хотела лишь попугать родителей.
Десять месяцев спустя, после конфликта с молодым человеком суицидальная попытка была повторена. Для этого больная выпила несколько имеющихся в домашней аптечке таблеток нозепама, эуфиллина и но-шпы. Сама вызвала скорую помощь и была госпитализирована в токсикологический центр. Однако отношения с молодым человеком не возобновились, что сама больная расценила как «… он недостоин меня».
Первая проба наркотиков состоялась в 17 лет. «Друзья предложили покурить травку». В 18 лет стала регулярно принимать кустарно производимые опиаты. Через 1,5 года, зарабатывая деньги продажей наркотиков, перешла на героин. В это время нигде не училась, официально числилась секретарем в ЖКО. Ушла из семьи, жила с молодым человеком, так же употребляющим наркотики. Когда кончались деньги от продажи наркотиков, выпрашивала их у родителей. Шантажировала их новой суицидальной попыткой, если не сможет купить очередную дозу наркотиков. Обещала пойти лечиться. После очередного посещения родителей, отказавших ей в деньгах, она совершила суицидальную попытку, введя внутривенно несколько доз героина, взятого для продажи. Через некоторое время суицидентка была обнаружена, возвратившимся домой сожителем, который, прочитав оставленную ей записку, вызвал бригаду скорой помощи. В записке больная сообщала, что хочет умереть, так как устала от такой жизни. Через несколько дней после этой попытки больная была приведена матерью в реабилитационный центр для консультации.
При осмотре: ориентирована, доступна. Внешне опрятна, наложен косметический макияж. Жалобы на пониженное настроение, нарушение сна, мышечные боли и чувство дискомфорта во всем теле. О заболевании говорит свободно, открыто и полно сообщает анамнестические данные. Отмечает, что в последние полгода постоянно понижено настроение, ничего не радует, основная цель – получить очередную дозу героина. О совершенной суицидальной попытке особо не жалеет. Считает, что это единственный выход, так как нет сил прекратить употреблять наркотики и, в тоже время, считает, что жить так дальше не может.
Диагноз: Героиновая наркомания, 2 ст. Депрессивный синдром. Истинная суицидальная попытка через са- моотравление у личности с акцентуацией характера по истероидному типу.
Резюме: истероидные черты достаточно четко определяются уже в детском возрасте больной, однако в благоприятных условиях они способствуют творческому росту личности (стихи, бальные танцы). В последующем, отсутствие должного контроля со стороны родителей и ухудшение материального положения семьи индуцировали возникновение явлений дезадаптации, формирования аддиктивного поведения. Желание управлять конфликтной ситуацией у акцентуированной по истероидному типу личности явились основой совершения двух демонстративных суицидальных попыток в подростковом возрасте. Опыт аутоагрессивных действий, с одной стороны, мог выработать стереотип поведения (суицидальный шантаж и попытки) в сложных жизненных ситуациях, а с другой стороны, ослабить действие психологических и культуральных факторов антисуицидального барьера. Регулярный прием наркотиков способствовал дальнейшей дезадаптации больной, развитию депрессии. Последний отказ родителей помочь деньгами был расценен ей как полное игнорирование ее проблем и нежелание дальнейшего участия в ее жизни. Эти переживания явились ведущими факторами последней суицидальной попытки.
Выводы : Анализ этих данных свидетельствует, что имеющиеся в анамнезе различные формы суицидального поведения можно рассматривать, как фактор повышенного суицидального риска в условиях сформировавшейся наркотической зависимости, который должен обязательно выявляться при сборе анамнеза у данного контингента больных.
Список литературы Суицидальный анамнез больных наркоманией: клинические аспекты
- Бохан Н.А., Мандель А.И., Трефилова Л.Л. Региональный профиль подросткового наркотизма: величина проблемы, мониторинг, актуальные паттерны формирования//Психическое здоровье. -2006. -№ 10. -С. 11-15.
- Вагин Ю.Р. Вопросы феноменологической суицидологии//Суицидология. -2011. -№ 3. -С. 3-17.
- Власова И.Б. Суицидальное поведение больных наркоманией//Вопросы наркологии. -2008. -№ 2. -С. 23-28.
- Гильбурд О.А., Глотова Е.А. Полинаркотоксикомания как фактор суицидального риска//Суицидология. -2011. -№ 2. -С. 43-44.
- Емяшева Ж.В. Психологические особенности лиц, совершивших суицидальную попытку на фоне наркотической зависимости//Академический журнал Западной Сибири. -2012. -№ 5. -С. 24-25.
- Зотов П.Б. Факторы антисуицидального барьера в психотерапии суицидального поведения лиц разных возрастных групп//Суицидология. -2013. -Том 4, № 2. -С. 58-63.
- Зотов П.Б., Уманский С.М. Клинические формы и динамика суицидального поведения//Суицидология. -2011. -№ 1. -С. 3-7.
- Кожевникова Т.А., Кожевников В.Н. Методы оптимизации профилактики суицидального поведения//Суицидология. -2010. -№ 1. -С. 69-71.
- Корнетов Н.А., Дубовская Л.Н. Развитие антикризисной суицидологической помощи в системе социальной защиты//Тюменский медицинский журнал. -2013. -Том 15, № 3. -С. 39-41.
- Кудрявцев И.А. Психологический прогноз повторных попыток самоубийства//Суицидология. -2012. -№ 3. -С. 10-14.
- Куценко Н.И., Курзин А.В., Зотов П.Б. Тактика курации суицидоопасного контингента в амбулаторной службе Тюменской областной клинической психиатрической больницы//Академический журнал Западной Сибири. -2010. -№ 2. -С. 30-32.
- Положий Б.С., Панченко Е.А. Дифференцированная профилактика суицидального поведения//Суицидология. -2012. -№ 1. -С. 8-13.
- Приленский Б.Ю., Родяшин Е.В., Приленская А.В. Интегративный подход в психотерапии суицидального поведения//Суицидология. -2011. -№ 2. -С. 49-51.
- Пронин С.В., Баданова Т.С., Карпачев Д.А., Пронин В.С. Особенности аутоагрессивного поведения у опийных аддиктов//Суицидология. -2010. -№ 1. -С. 41 -42.
- Розанов В.А. Гены и суицидальное поведение//Суицидология. -2013. -Том 4, № 1. -С. 3-14.
- Розанов В.А., Мидько А.А., Емяшева Ж.В. Некоторые особенности парасуицидального поведения на фоне наркотической зависимости//Тюменский медицинский журнал. -2013. -Том 15, № 1. -С. 22-23.
- Юшкова О.В. К вопросу о суицидальной активности больных ВИЧ-инфекцией//Академический журнал Западной Сибири. -2013. -Том 9, № 2. -С. 41-43.
- Якушева М.Ю. Суицидальное поведение: перспективы превентивной диагностики//Тюменский медицинский журнал. -2013. -Том 15, № 3. -С. 59-60.