Сущность одностороннего отказа от исполнения договора на примере розничной купли-продажи
Бесплатный доступ
Статья посвящена изучению сущности категории одностороннего отказа от исполнения договора как разновидности юридического отказа на примере розничной купли-продажи. Исследована технико-юридическая фиксация данного действия средствами гражданского права и определено его значение в цивилистике.
Договор, исполнение договора, односторонний отказ, прекращение договора, розничная купля-продажа
Короткий адрес: https://sciup.org/147249858
IDR: 147249858
Текст научной статьи Сущность одностороннего отказа от исполнения договора на примере розничной купли-продажи
Конструкция отказа – явление, встречающееся во многих отраслях права. С позиции теории права сущность правовой категории «юридический отказ» исследована И. П. Гладышевой, определявшей его как «правомерный акт волеизъявления управомоченного субъекта путем принятия решения о прекращении либо недопущении правореализационного процесса» [7, с. 9]. В трудах по теории права подчеркивается, что отказ от реализации права производится, поскольку его носитель, оценив обстановку, в которой происходит реализация права, свое отношение к процессу правореализации, сделал вывод о его неполезности для себя лично или для общества в целом либо увидел риск возможных неблагоприятных последствий.
Юридический отказ в цивилистике – важный элемент договорных отношений, позволяющий гарантировать реализацию прав сторон договора; выступать средством их защиты, обеспечивая возможность контроля за действиями участников правоотношений через наступление юридических последствий в виде привлечения к ответственности [6, с. 76]. Как известно, обязательства из гражданско-правовых договоров должны исполняться надлежащим образом, т.е. заключая его, стороны вправе рассчитывать на получение благ, являющихся его предметом. Любое расторжение договора означает «прекращение его действия, а также действия вытекающих из него обязательств с настоящего момента и на будущее» [8, с. 179]. Следовательно, расторгая договор без исполнения, стороны договора (одна или обе), по сути, отказываются от первоначально взятых на себя обязательств и не получают то, на что рассчитывали, вступая в договорное отношение. Это допустимо, если стороны по результатам объективной оценки сложившейся или складывающейся остановки в целях недопущения возможных неблагоприятных последствий принимают решение воспользоваться предусмотренным законом правомочием активными действия прекратить реализацию договорных отношений. Одновременно в законе должно быть установлено, кто имеет право отказаться от исполнения обязательств (определен субъектный состав юридического отказа), определены условия, формы и процедуры осуществления отказа и его юридические следствия [5, с. 75].
Достаточно подробно в законодательстве и доктрине освещено то, как расторгнуть договор по соглашению сторон и в судебном порядке по инициативе одной из сторон (ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ [1]), т.е. определить условия правомерности отказов от исполнения обязательств в этом случае сложности не составляет. Проблематика же отказа от исполнения договора в одностороннем порядке заслуживает особого внимания.
Статья 310 ГК РФ, находящаяся в тесной взаимосвязи с достаточно новой ст. 450.1 ГК РФ [3], односторонние отказы от исполнения договоров запрещают. В названном запрете проявляется действие таких принципов гражданского права, как неизменности обязательств, равенства участников гражданских правоотношений, диспозитивности, недопустимости злоупотребления правом. Тем не менее, в одностороннем порядке отказаться исполнить обязательство в ряде случаев можно. Для этого необходимы специальные основания, предусмотренные законом или договором, а также соблюдение принципа добросовестности и разумности действий стороны, реализующей право на отказ [12, с. 212]. М.А. Егорова и другие теоретики права полагают, что односторонний отказ от исполнения договора в этом случае есть форма реализации прав, обязанностей, полномочий и результат выбора стороны договора варианта поведения, который является для него наиболее оптимальным и полезным [9].
Рассмотрим далее особенности одностороннего отказа от исполнения договоров на примере договора розничной купли-продажи. Он, будучи одним из самых распространенных в гражданском обороте, носит публичный характер, заключается исключительно для личного или семейного пользования, а потому, как отмечает М.А. Егорова, требует использования комплекса охранительных мер, направленных на защиту гражданина-потребителя – традиционно слабой стороны в договорном обязательстве относительно коммерческой организации [11, с. 71]. Допускаются ли этим договором односторонние отказы? Они допустимы и могут быть охарактеризованы следующим образом.
Возможность (основание) для односторонних отказов в этом случае прямо закрепляется в статьях параграфа 2 гл. 30 ГК РФ в случаях неполучения необходимой информации о товаре (ст. 495); продажи товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок (ст. 496), по образцам, дистанционным способом продажи (ст. 497); при предварительной оплате товара (ст. 500); при продаже товара ненадлежащего качества (ст.503).
Субъектом одностороннего отказа в рассматриваемом договоре в большинстве перечисленных выше в качестве оснований случаях выступает покупатель – потребитель. Кроме того, в договоре розничной купли-продажи любая сторона обязательства имеет право отказаться от принятия исполнения или исполнения своего обязательства и требовать возврата исполненного, что, по сути, в одностороннем порядке прекращает обязательство.
Форма одностороннего отказа от исполнения договора розничной купли-продажи законом не определена. Проанализировав законодательство и практику его применения, полагаем, что чаще всего отказ в этом случае совершается в форме бездействия – несовершения определенных действий покупателем. Покупатель, отказываясь от договора, может не явиться либо не совершить необходимые для принятия товара действия (ст. 496 ГК РФ). Покупатель также может продемонстрировать отказ, не оплатив товар в срок, установленный договором, предусматривающим предварительную оплату товара (ст. 500 ГК РФ). Важно, что просрочка покупателем оплаты товара признается отказом в любых случаях. Поздняя оплата лишь позволит заключить новый договор купли-продажи без восстановления прежнего [4, с. 186].
Средство трансляции отказа до заинтересованных лиц в розничной купле-продаже также не регламентировано законодательством. Полагаем, это может быть устное волеизъявление отказывающейся стороны, если иное не требует обстановка совершения отказа. На важность для целей гражданского оборота доведения информации об отказе от договора до противоположной стороны в своих исследованиях указывала М. А. Егорова [10, с. 57].
Юридические следствия одностороннего отказа от розничной купли-продажи состоят в том, что он может рассматриваться в качестве меры ответственности для нарушителя и способа защиты своих прав для пострадавшей стороны в договоре. Наиболее четко это демонстрируют п.п. 3,5 ст. 503 ГК и ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» [2], дающие право отказаться от оплаченного и доставленного на место к покупателю товара с отнесением расходов на доставку обратно товаров на продавца. Понимание отказа от исполнения договора как меры ответственности нашло отражении и в п. 3 ст. 495 ГК РФ, где законодатель закрепляет возможность покупателя потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков при отказе от исполнения договора продавцом.
Таким образом, односторонний отказ от исполнения договора розничной купли-продажи как право уполномоченной стороны договора прекратить исполнение обязательств вследствие оценки полезности в сложившейся ситуации продолжения правореализции с учетом наступления возможных неблагоприятных последствий, представляет собой разновидность юридического отказа. Технико-юридическая его фиксация средствами гражданского права производится на достаточном уровне. Для предотвращения возможных дефектов реализации права на односторонний отказ от исполнения договора розничной купли-продажи требуется с учетом проблем, выявленных правоприменительной практикой, совершенствование норм ГК РФ в части закрепления форм, условий и последствий реализации исследуемого вида отказов.