Сущность внешнеторговых договоров, выраженных в форме смарт-контрактов и перспективы осуществления таможенного контроля внешнеэкономических сделок, в рамках которых используются технологии блокчейн
Автор: Кудинова С.В.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 4 (94), 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье раскрываются основы использования смарт-контрактов при заключении внешнеэкономических сделок, а также рассматриваются вопросы совершенствования нормативно-правовой базы по данному аспекту и таможенного контроля за товарами, перемещаемых по внешнеторговым контрактам, заключенным посредством «умных контрактов».
Смарт-контракты, блокчейн, внешнеторговый контракт, таможенный контроль, внешнеэкономическая сделка
Короткий адрес: https://sciup.org/140299486
IDR: 140299486
Текст научной статьи Сущность внешнеторговых договоров, выраженных в форме смарт-контрактов и перспективы осуществления таможенного контроля внешнеэкономических сделок, в рамках которых используются технологии блокчейн
Внешнеторговый контракт, в первую очередь, — это основа для осуществления внешнеторговой сделки, представляющая собой соглашение между сторонами сделки, одной из которых, обязательно, будет являться лицо-нерезидент1.
В наши дни, посредством развития коммерческих международных связей и последующей тенденции к увеличению числа участников ВЭД,
1 Глоссарий ВЭД. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения:21.02.2023)
вопросы, связанные с заключением внешнеторговых контрактов, только набирают свою актуальность.
В зависимости от типа внешнеторгового договора отражается характер сделки. Выделяют следующие виды договоров, которые чаще всего выбирают для сделок с контрагентами: купли-продажи товаров, уступки прав на интеллектуальную собственность, оказания различных услуг, лизинга, аренды, товарообмена. Помимо этого, популярностью у участников ВЭД также пользуются договоры страхования, перевозки, хранения, оказания посреднических, услуг по проведению международных расчетов. Стоит отметить, что положения внешнеторгового договора не должны противоречить международным нормам. В тексте договора прописывается, на какие нормы он опирается, например, на положения таких организаций, как УНИДРУА, ЮНИСТРАЛ, на принципы ИНКОТЕРМС, на положения Венской конвенции о праве международных договоров, на стандарты Международной торговой палаты.
Тенденции к цифровизации международных экономических отношений, автоматизации и усовершенствованию бизнес-процессов в современной экономике в эпоху глобализации определило необходимость разработки и создания новых способов для договорных отношений.
В данной связи большой интерес представляет изучение «умных контрактов» как новой формы договорных отношений для коммерческих сделок.
Автором идеи такой технологии оформления договорных отношений был американский программист Ник Сабо. Он ее представил впервые в 1994 году, но на тот момент уровень технической оснащенности и развития информационных технологий не позволил осуществить задуманную концепцию, и его идеи получили развитие только за последние годы.
«Смарт-контракт («умный контракт») - это компьютерная программа, которая отслеживает и обеспечивает исполнение обязательств. Стороны прописывают в нем условия сделки и санкции за их невыполнение, ставят цифровые подписи. Умный контракт самостоятельно определяет, все ли 2
исполнено, и принимает решение: завершить сделку и выдать требуемое (деньги, акции, недвижимость), наложить на участников штраф или пеню, закрыть доступ к активам.»2
Сущность такого контракта между сторонами сделки в том, что покупатель должен заплатить вознаграждение, чтобы получить товары, услуги или документы. Механика таких контрактов предусматривает правила, условия и штрафы, аналогичные тем, которые предусмотрены в традиционных бумажных контрактах. Самим автором идеи такой контракт определяется как «набор обещаний, определенных в цифровой форме, включая протокол для сторон по выполнению этих обещаний». Таким образом, смарт-контракт можно описать как программный код, в который заложено содержание контракта и принцип его работы автоматическое самоисполнение части или всего контракта путем подключения к сети. Оплата может осуществляться в автоматическом режиме одновременно с заказом нового товара при получении. Это исключает необходимость бумажной волокиты и полностью искореняет мошенничество и различные риски. Интеллектуальные контракты проводят анализ ситуации и определяют виновного с помощью различных датчиков. Страховщики смогут подготовить претензии с учетом условий использования транспортного средства клиентом, например.
Интеллектуальные контракты применимы для трудных сделок, чтобы упростить процесс их исполнения и помочь снизить затраты. Одним из примеров такого использования является применение смарт-контрактов для улучшения видимости в цепочках поставок, ипотеки или торгового финансирования. Эти контракты предназначены для обеспечения надлежащего исполнения без риска нарушения контракта.
Автоматическое исполнение контрактов достигается путем преобразования договорных положений в алгоритмические или технические операции, основанные на правилах, которые сигнализируют о поведении одной стороны до осуществления платежа. Как только действие партнера инициализировано, результат, для которого закодирован смарт-контракт, обычно не может быть остановлен (за исключением случаев, когда результат зависит от неудовлетворительных условий). в виде цифрового кода. Обе стороны сделки остаются анонимными, а контракт становится публичным. В то же время стороны остаются анонимными и, что очень важно подчеркнуть-независимость сторон, т.е. смарт-контракты заключаются без посреднических услуг. Всегда есть возможность проверить действительность контракта, т. е. является ли он мошенническим или нет.
Контракт проверяется на соответствие рыночным условиям. Контракт между сторонами находится в децентрализованном реестре в зашифрованном виде. Никто не волен их изменить по собственному желанию. Основная логика здесь заключается в автоматизации принципа выбора вариантов, отказываясь от первоначального варианта, на самоисполняющейся основе. В специальной литературе часто приводится пример традиционного торгового автомата. Торговый автомат является прототипом смарт-контрактов. В своей основе механизм рассчитывает и распределяет изменения и выбор продукта клиентом. Источником контракта являются сами стороны сделки. Нет необходимости привлекать юристов, использовать функции принуждения и надзора. Всю работу выполняет электронная система обработки информации, поэтому любые манипуляции и уловки со стороны недобросовестных контрагентов исключены.
Положительным аспектом смарт-контрактов является упрощение, т. к. бумажные контракты отнимают много времени, а со смарт-контрактами все упрощается и ускоряется. В результате все бизнес-процессы происходят гораздо быстрее. Если одна из сторон не выполняет свои договорные обязательства, обмен не происходит и через некоторое время становится полностью недействительным. Использование смарт-контрактов исключает затраты на юридические услуги, бюрократические проволочки, нотариальную документации и т. д. Поэтому по своей сути и составу разделов и необходимых для признания договора действительным условий, 4
внешнеторговый договор, заключенный посредством использования смарт-контрактов, ничем не будет отличаться от внешнеэкономического контракта, заключенного в классическом варианте, но будет записан в цифровом виде и условия будут проверяться автоматически, и исключены временные затраты на различную бумажную волокиту3.
На данный момент технология применения смарт-контрактов недостаточно описана в действующем правовом поле. В прошлогоднем докладе Банка России «Развитие рынка цифровых активов в Российской Федерации» затрагивался вопрос регулирования смарт-контрактов:» Действующее законодательство уже содержит правовые основы регулирования смарт-контрактов. В частности, предусмотрена возможность вносить в информационную систему записи на основании сделки, совершенной в результате наступления определенных обстоятельств (без дополнительного волеизъявления сторон), путем применения информационных технологий в соответствии с правилами информационной системы, в которой учитываются ЦФА (цифровые финансовые активы) Однако для предоставления возможности полноценного использования данной технологии необходимо предусмотреть правила применения смарт-контрактов, обеспечив должный уровень надежности и безопасности финансовых операций».4 На данный момент еще недостаточно проработаны вопросы ответственности разработчиков смарт-контрактов, стандартизации базовых требований к смарт-контрактам, понятности и прозрачности условий смарт-контракта, и аспект опубликования кода смарт-контрактов, когда практике работы с такого рода финансами исходный код смарт-контрактов появляется в открытом доступе и публикуется для проверки пользователями. Исходный код смарт-контрактов публикуется для того, чтобы пользователи могли проверить правильность его исполнения и согласованность с основами бизнес-логики. Кроме того, такой подход позволяет проводить независимый аудит кода смарт-контракта и защищает права пользователей.
Таким образом, так как при внешнеэкономических сделках, связанных с международными договорами купли-продажи, данные сделки могут быть выражены посредством умных контрактов, возникает необходимость контроля данного вопроса со стороны таможенных органов, для дальнейшего проведения таможенного контроля и контроля заявленной таможенной стоимости. Если опираться на зарубежный опыт в сфере таможенного контроля, то блокчейн-технологии могут быт использованы для управления товарной номенклатурой и в сфере осуществления контроля страны происхождения товаров, и в сфере верификации сертификатов такого происхождения. Одной из перспектив использования блокчейн-технологий при таможенном контроле товаров, перемещаемых в рамках смарт-контрактов, считается возможность органов таможенного регулирования осуществлять автоматический выпуск деклараций на товары. Следующим преимуществом использования блокчейн-технологий при таможенном контроле товаров перемещаемых в рамках смарт-контрактов, считаются возможности анализа цепи поставок с целью совершенствования системы управления рисками. Сейчас нормативно регламентировано применение технологии блокчейн в таможенных органах РФ. Следующим преимуществом использования блокчейн-технологий в сфере таможенного регулирования товаров, перемещаемых в рамках смарт-контрактов, считается передача информационных сведений ФТС о цепи поставок участника ВЭД в рамках технологий блокчейн органам контроля. Так, возможна передача таких сведений для ФНС в целях осуществления налогового контроля5.
На данном этапе необходимо усиление нормативно-правовой базы с точки зрения регулирования смарт-контрактов, так как в перспективе множество внешнеторговых сделок будет заключено именно с использованием такой цифровой договорной формы. Сейчас базовым документом, регулирующим цифровые правоотношения, является Федеральный закон «О цифровых финансовых активах». Основными факторами, которые обеспечивают эффективность таможенного контроля товаров, перемещаемых в рамках смарт -контрактов, являются: повышение управляемости данными в рамках осуществления таможенного контроля; интегрирование органов таможенного регулирования в торговый процесс; повышение качества и безопасности товаров, перемещаемых в рамках смарт-контрактов; улучшение борьбы с финансовыми преступлениями.
Список литературы Сущность внешнеторговых договоров, выраженных в форме смарт-контрактов и перспективы осуществления таможенного контроля внешнеэкономических сделок, в рамках которых используются технологии блокчейн
- "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] URL:https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&ts=BgkLIcTGsv4385Un1&cacheid=AAA805481D0D288487E329F393ADD638&mode=splus&rnd=IJaHIcTht3NHofmT&base=LAW&n=380602&dst=1000000001#JFlLIcTB7hGbCTB6 (дата обращения: 21.02.2023).
- Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.07.2020 N 259-ФЗ (последняя редакция). // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&ts=d4TMIcTquXM9YknS1&cacheid=99E7E8B937446469AABF09DCDD5FC1CB&mode=splus&rnd=8lnXOA&base=LAW&n=422326&dst=1000000001#mh8NIcTy5jduCPdw2(дата обращения: 17.04.2023).
- В.М.Полякова Особенности организации таможенного контроля товаров, перемещаемых в рамках smart-контрактов// MODERN ECONOMY SUCCESS.-2021.- № 3. - С. 194-199, [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46301156 (дата обращения:18.03.2023).
- Орлова Галина Александровна, Савинов Юрий Анатольевич, Тарановская Евгения Вадимовна, Орешкин Валерий Алексеевич Разработка и применение смарт-контрактов в международной торговле // Российский внешнеэкономический вестник. 2020. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-i-primenenie-smart-kontraktov-v-mezhdunarodnoy-torgovle (дата обращения: 19.03.2023).
- Докладе Банка России "Развитие рынка цифровых активов в Российской Федерации" Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс]URL:https://cbr.ru/Content/Document/File/141991/Consultation_Paper_07112022.pdf.(дата обращения:25.03.2023).
- Глоссарий ВЭД. [Электронный ресурс] URL: https://www.alta.ru/information/glossarium/(дата обращения:21.02.2023).
- Смарт-контракты: как они работают и зачем нужны. [Электронный ресурс]URL: [Электронный ресурс] URL:https://pravo.ru/story/205151/(дата обращения:25.03.2023).