Свадебный обряд меннонитов села неудачино Новосибирской области (по полевым материалам 2013 года)
Автор: Гейбель Ю.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: XIX, 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14522015
IDR: 14522015
Текст статьи Свадебный обряд меннонитов села неудачино Новосибирской области (по полевым материалам 2013 года)
Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г., одним из многочисленных этнических сообществ являются немцы. Их общая численность составляет 394 138 чел. (22 984 чел. – городское население, 170 154 чел. – сельские жители). Отдельной позицией в переписи выделены немцы-меннониты (4 чел.) [Итоги…, 2010].
Первые представители этого протестантского течения, возникшего в эпоху Реформации в Голландии, появились на территории Российской империи в середине XVIII в., после издания манифеста императрицы Екатерины Великой, согласно которому в Россию приглашались иностранцы [Бондарь, 1916, с. 1].
После окончания русско-турецких войн к российской территории были присоединены обширные Херсонская, Екатеринославская и Таврическая губернии, заселенные колонистами-меннонитами [Бондарь, 1916, с. 6]. По мере роста численности меннонитского населения возник дефицит земли, поэтому началось переселение вглубь страны. В Сибири, на территории Омского и Тюкалинского уездов, первые переселенцы-меннониты появились в конце ХIХ в. [Черказьянова, 1999].
Село Неудачино нынешнего Татарского района Новосибирской области в начале XX в. входило в состав Томской губернии. Село основано меннонитом Абрамом Нейфельд и его сыновьями, приехавшими из Западной Украины в 1905 г. Название село получило от фамилии омского помещика-офицера Неудачина, у которого переселенцы купили около 2 тыс. дес. земли [Штеффен, 2001, с. 81].
Вплоть до конца 1980-х гг. меннониты составляли 99 % жителей села. В начале 1990-х гг. начался их отток в Германию. В 2011 г. в селе проживало 90 меннонитов – детей и взрослых.
На сегодняшний день меннониты с. Неудачино сохраняют этническую идентичность. Они знают свою историю, имеют представление о месте выхода предков. Сохранение веры и неустанный труд являются смыслом их жизни.
Меннониты строго соблюдают календарные и семейные праздники. Главные среди них – Рождество и Пасха. Празднуют также Новый год,
День жатвы, Вознесение, Троицу. Семейные обряды во многом сохраняют традиционный характер. В ходе полевой этнографической экспедиции 2013 г. собраны материалы о свадьбе меннонитов с. Неудачино.
По воспоминаниям жителей села восстановлен свадебный обряд середины ХХ в. Тогда основным местом знакомства молодежи было молитвенное собрание, которое посещали все члены общины, независимо от возраста. При молитвенном доме действовал хор, который состоял в основном из молодых парней и девушек, что также давало возможность для общения молодых людей.
С 16 лет парням и девушкам разрешали ходить в сельский клуб. Могли они собираться и «по домам». Сложившейся паре разрешалось встречаться только по воскресеньям. После воскресного собрания (днем или вечером) молодой человек мог приходить домой к своей избраннице. Официально объявлять о начале отношений принято не было. Если отношения принимали серьезный характер, жених мог приходить к невесте и в субботний день.
Выходить замуж или жениться предпочитали на представителях «менонитской веры». По мнению информантов, познакомиться с иноверцем можно было, лишь выехав из села (например, для получения образования), что происходило редко.
Получив неполное или полное среднее образование, молодежь с. Не-удачино начинала работать. Перед свадьбой парень обязательно должен был отслужить в армии. Противоречие одной из основ своего вероучения, а именно – отказ от служения в армии, меннониты с. Неудачино объяснить не могут. Они утверждают, что уже и не знают, кто и когда отменил этот запрет. Брачный возраст мужчины определялся в 22–23 года, а женщины – 18–19 лет. При этом информанты отмечают, что в 18 лет девушки выходили замуж очень редко.
Продолжительность периода от знакомства до свадьбы варьировалась. В случае знакомства в молодом возрасте, девушка ждала парня из армии. Таким образом, молодые могли встречаться до 5 лет. Если отношения завязывались уже после службы парня, то до свадьбы могло пройти 1–3 года.
Когда молодые принимали решение пожениться, парень должен был идти к родителям девушки,чтобы просить ее руки. Шел он, как правило, один, без «свиты» или сватов. Невеста заранее предупреждала родителей о предстоящем визите, который было принято совершать в пятницу вечером. На встрече присутствовали только жених, невеста и ее родители.
Если родители девушки давали согласие на брак, через день (т.е. в воскресенье) в дом невесты приглашали родителей жениха и близких родственников с обеих сторон, чтобы объявить о помолвке и договориться о дате свадьбы.
До свадьбы невеста и ее родственники играли главенствующую роль в организации мероприятия. Все важные вопросы обсуждали в доме девушки. Даже в помещение невеста входила всегда первая, а жениха тянула за руку за собой. Обычно свадьбу играли через три недели после помолвки. В этот период жениху и невесту разрешали встречаться каждый день. Помимо собственно подготовки к свадьбе молодые продолжали работать. Близкие родственники с обеих сторон приглашали молодых к себе на ужин для знакомства с будущей родней.
На свадьбу приглашали обычно всех жителей села. Жених и невеста писали одно приглашение на всех, клали его в конверт, к которому прикалывали цветочек. Конверт приносили в один из дворов, а затем уже приглашенные, обязательно по ходу солнца, передавали его в следующий дом. Так приглашение проходило все село.
На венчание жених надевал темный костюм и обязательно с галстуком. Слева к карману пиджака крепился цветок с двумя лентами. Невеста надевала свадебное платье, фату и венок. Ей тоже слева крепили цветок, как у жениха, только без лент.
Достаток в семьях меннонитов того времени был небольшой, поэтому длина платья определялась наличием материала для его пошива. Иногда из-за отсутствия белой ткани платье невесты могло быть и черным. К подолу платья и к цветам жениха и невесты пришивали зелень, которую специально выращивали дома.
В селе была женщина, которая изготавливала свадебные венки. Если невеста не сохраняла невинность до брака, то надевать фату запрещалось. Белое платье в этом случае невеста тоже не надевала. Во время свадьбы всем незамужним и неженатым гостям, даже детям, прикалывали по два маленьких цветочка, которые делали из цветной бумаги или банта, и зелень. Незамужним и неженатым сестрам и братьям молодых прикалывали розочки белого цвета.
В субботу накануне свадьбы организовывался вечер подарков – «да-рильный вечер». Завершив домашние работы, все приглашенные на свадьбу собирались в молитвенном доме. Проповеди в этот вечер не было. Жениха и невесту в нарядной одежде усаживали на «престол». Гости, в порядке очереди, говорили им пожелания и одаривали: сначала родители невесты (как уже отмечалось, до свадьбы невеста была впереди), потом родители жениха, далее – бабушки и дедушки, близкие родственники, а потом и остальные. Родители старались подарить что-то существенное, необходимое в хозяйстве, либо деньги.
Совместная жизнь у меннонитов начиналась только после венчания. При этом законно зарегистрировать брак было предпочтительно до венчания в общине. В пятницу, перед свадьбой, молодые ездили в г. Татарск в ЗАГС. Известны случаи, когда регистрация проходила через месяц после венчания.
Как правило, свадьбу меннониты с. Неудачино играли в воскресенье. Утром невеста шла в дом к женщине, которая делала свадебный венок. Эта женщина одевала девушку и закрепляла на голове венок.
Так называемого «выкупа невесты» у меннонитов не было. Пока невесту готовили к венчанию, жених ждал ее в соседней комнате или на улице. Когда все приготовления невесты завершались, жених заходил за ней, и они вместе шли на собрание в молитвенный дом. Если свадьба была летом, то во дворе дома натягивалась палатка. Богослужение, венчание и свадебный обед проходили на улице.
Зимой свадьбу играли в доме. Если дом родителей жениха или невесты был недостаточно большим, чтобы вместить всех гостей, то праздновали у того из односельчан, кто располагал большим домом. Венчание проводил пресвитер общины. Молодые давали клятву быть верными друг другу. Далее они обменивались кольцами (если достаток семьи позволял их приобрести).
После венчания всех присутствующих приглашали на праздничный обед. Перед тем, как сесть за стол, пели. На свадьбе обязательно был ведущий, который контролировал ход мероприятия. Жених с невестой садились в конце стола, затем родители, близкие родственники и остальные гости. Часто все приглашенные не вмещались, тогда за стол усаживали группами. Сначала кормили молодежь, которая после обеда шла фотографироваться, а потом и остальных.
В перерыве ведущий предлагал гостям, не присутствовавшим на «да-рильном вечере», поздравить молодых и подарить подарки. На столе обязательным угощением был борщ, мясо, котлеты и компот. Вместо хлеба пекли «твойбок» – традиционную меннонитскую булочку. Алкогольных напитков не было. После обеда молодые люди играли, пели и танцевали. Свадьба продолжалась до 18.00. Вечером собиралась только молодежь. На ужин подавали кофе и сладкую выпечку. Иногда гости ходили в сельский клуб. В целом, торжество проходило сдержано. Праздничная церемония заканчивалась после ужина обрядом снятия свадебного венка. В с. Неудачино венок снимала подружка невесты. Вместо венка прикалывали бант на шпильке: это означало, что девушка замужем. Первое время после свадьбы она не снимала этот бант, а позже повязывала платок. Если у молодых не было своего дома, то первое время они жили в доме родителей жены, редко – в доме родителей мужа.
Традиционный характер свадьба меннонитов сохраняла и во второй половине ХХ в. Но в ходе миграции конца ХХ в. состав села изменился. В настоящее время 50 % населения составляют русские, 10 % – украинцы, белорусы, греки, армяне, эстонцы, татары, азербайджанцы, мордва. Однородность, характерная для традиционных меннонитских поселений начала XX в., исчезла.
Сокращение численности и отсутствие прежней изолированности, привели к трансформации традиционной культуры меннонитов, в т.ч. свадебной обрядности. Все чаще встречаются межнациональные браки и браки с представителями других религий. Однако, как и прежде, у меннонитов с. Неудачино свадьбой считается именно венчание. На сегодняшний день известны случаи развода в менонитских семьях, прошедших обряд венчания, что раньше считалось неприемлемым. Частично сохранились элементы свадебного обряда, но многое изменилось. Например, отменен запрет на спиртные напитки. Наряды жениха и невесты соответствуют современной моде. Сохраняются коллективный и религиозный характер праздника. Проблема сохранения элементов традиционной культуры стоит очень остро.