Светотеневой «рисунок» в поэзии И.Б. Клишбиева

Автор: Кажарова Инна Анатольевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Прочтения

Статья в выпуске: 1 (60), 2022 года.

Бесплатный доступ

В предлагаемой статье акцентируется вопрос о потенциале смысловых закономерностей, заключенных в светотеневой образности литературного произведения. На материале подстрочных переводов стихотворений малоизвестного автора адыгской литературы И.Б. Клишбиева исследуются различные вариации сочетаний образов тьмы и света, раскрывается их концептуальность. Прослеживается движение от визуальной контрастности образов тьмы и света на раннем этапе творчества к нарастанию психологической выразительности и символизации их в дальнейшем. Значения тьмы и света конкретизируются с точки зрения общекультурных коннотаций, в контексте этнической истории и мифопоэтики, но, главным образом, в контексте биографии художника. Поэзия И. Клишбиева насыщена образами света, их интерпретация обнаруживает ряд индивидуальных аспектов. Так, световые образы раскрываются в его стихотворениях через тесную связь с образами звуковыми. При этом звук может выступать в качестве характеристики света, либо располагаться с ним в одном образно-смысловом ряду. Активность тьмы, при том что ее вариации в рассматриваемом творчестве менее разработаны, а значения менее индивидуализированы, определяет мировоззренческий подтекст развития световых образов. Наиболее выразительным и информативным в плане отражения запечатленных в биографии поэта духовных эволюций оказывается образ бессильного света. Свет бессильный, не отражающийся, «звучащий», но «неслышный» появляется в произведениях, которые предположительно можно отнести к раннему периоду творчества; отталкиваясь от обобщенных значений, он со временем преобразуется в устойчивый символ изображенного И. Клишбиевым мира, а шире - в символ его собственной судьбы.

Еще

Свет, тьма, звук, исмаил клишбиев, образ, биография, мотив, коннотации

Короткий адрес: https://sciup.org/149139963

IDR: 149139963

Список литературы Светотеневой «рисунок» в поэзии И.Б. Клишбиева

  • Балека Ян. Синий - цвет жизни и смерти. Метафизика цвета. М.: Искусство - ХХ1 век, 2008. 408 с.
  • Кажарова И.А. Оппозиция «душа / тело» в адыгской поэзии // Человек. 2013. № 1. С. 46-62.
  • Клишбиев И.Б. В огне не сгоревшие стихи. Нальчик: Издательство КБИГИ, 2009. 171 с.
  • Кудаева З.Ж. Мифопоэтическая модель адыгской словесной культуры. Нальчик: Эльбрус, 2008. 296 с.
  • Опрышко О.Л. Жизни и судьбы: ученики Кабардино-Горского реального училища. 1909-1920. Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2020. 344 с.
  • Открытый список. URL: https://ru.openlist.wiki/Клишбиев_Измаил_ Батырбекович_(1893) (дата обращения 01.05.2021).
  • Павлович Н.В. Язык образов. М.: Азбуковник, 2004. 527 с.
  • Тауфик И., Сагадеев А. Ал-Када вал-Кадар // Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. С. 125.
  • Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1996. 256 с.
  • Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 639 с.
  • Чочиев Г.В. Деятельность черкесского общества единения и взаимопомощи в Османской империи в 1908-1914 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 9(59). Ч. I. С. 196-200.
  • Эльбердов Х.У Избранные произведения. Нальчик: Эльбрус, 1993. 416 с.
Еще
Статья научная