Святоотеческая экзегеза в толкованиях на псалмы преподобного Амвросия Оптинского

Автор: Филатов Лука

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 5 (70), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье показано влияние святоотеческой экзегезы на толкование псалмов преподобного Амвросия Оптинского. Источники его экзегезы определены на основе ссылок, сделанных самим преподобным, а также компаративи- стским методом. Важные результаты удалось получить, изучая оптинские архивы. В 1864 г. старцу Амвросию была прислана рукопись русского перевода «Толковой Псалтири» Евфимия Зигабена. В основе толкований преподобного Амвросия лежат творения наиболее известных экзегетов христианского Востока и аскетическая литература

Преподобный амвросий оптинский, толкование псалмов, "толковая псалтирь" евфимия зигабена, святоотеческая и аскетическая экзегеза

Короткий адрес: https://sciup.org/140190220

IDR: 140190220

Список литературы Святоотеческая экзегеза в толкованиях на псалмы преподобного Амвросия Оптинского

  • Алфавитный патерик, или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. 416 с.
  • Собрание писем оптинского старца иеросхи-монаха Амвросия: в 3 ч. М.: Паломник, 1995.
  • Анастасий Синаит, прп. Беседа на 6-й псалом/пер. Оптина м-ря. М., 1869.
  • Афанасий Великий, свт. Толкование на псалмы//Творения: в 4 т. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Т. 4. С. 40-422.
  • Василий Великий, свт. Беседы на Псалмы//Творения: в 7 ч. М., 1845. Ч. I.
  • Вишняков Н., свящ. О происхождении Псалтири. СПб., 1875. 549 с.
  • Глубоковский Н. Н. Блаженный Феодорит епископ Кирский. Его жизнь и литературная деятельность: в 2 т. М., 1890.
  • Горский А. В., прот. Максим Грек, Святогорец//Прибавление к Творениям св. Отцов. 1859. Ч. 18. Кн. 2.
  • Добротолюбие: в 5 т. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004.
  • Добротолюбие, или Словеса и главизны священного трезвения: в 2 т. М.:Изд-во Сретенского монастыря, 2002.
  • Добротолюбие, или Словеса и главизны священного трезвения: в 4 ч. М.,1793-1797.
  • Дорофей авва, прп. Душеполезные поучения. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. 238 с.
  • Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь: в 2 ч. М., 1993 (репринт 1882 г.).
  • Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы//Полное собрание творений. М.,1995-1996 (репринт 1889 г.). Т. 5.
  • Иоанн Синайский, прп. Лествица. СТСЛ, 2007. 495 с.
  • Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица и Слово к Пастырю: Полуславянский пер. М.: Изд-во Оптиной Пустыни, 1851. 405 с.
  • Святаго отца нашего Исаака Сирина, епископа бывшего Ниневийского слова духовно-подвижнические, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским. М.: Изд-во Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1854. 580 с.
  • Каширина В. В. Литературное наследие Оптиной пустыни. М., 2006. 512 с.
  • Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-Восточной Церкви от конца XI до середины XV века. СПб., 2003. 430 с.
  • Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни: в 2 ч. М., 1876.
  • Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни: в 2 т. М.,2008.
  • Лука (Филатов), иерод. Переводческие труды и переписка епископа Поликарпа (Радкевича) в Российской государственной библиотеке//Отечественные архивы. 2011. № 4. С. 71-75.
  • Лука (Филатов), иерод. Толкование преподобного Амвросия Оптинского на «Песни Восхождения»//Скрижали. 2013. Вып. 5. С. 141-148.
  • Лука (Филатов), иерод. Толкования на псалмы преподобного Амвросия Оптинского в свете творений архиепископа Иринея (Климентьевского) и епископа Палладия (Пьянкова)//Скрижали. 2013. Вып. 6. С. 93-102.
  • Макарий Египетский, прп. Духовные беседы. СТСЛ, 1994 (репринт 1904 г.).468 с.
  • Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария: в 6 т. Изд-во Введенской Оптиной П устыни,1862-1863.
  • Макарий Оптинский, прп. Собрание писем преподобного Макария Оптинского к монахам: в 2 т. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014.
  • Опись книг библиотеки скита Оптиной пустыни. Отделение I-VI. 207л.//НИОР РГБ. Ф. 213. К. 30. Ед. хр. 4.
  • Предисловие к русскому изданию «Толкования на Псалтирь Евфимия Зигабена, дополненного Никодимом Святогорцем» (для издания Оптиной пустыни), датированное 1865 г. 12 л.//НИОР РГБ. Ф. 214. Опт. 682-1.
  • Сидоров А. И. Преподобный Анастасий Синаит и его творения//Преподобный Анастасий Синаит: избранные творения. М., 2003. С. 5-22.
  • Феодорит Кирский, блж. Изъяснение псалмов//Творения: в 2 т. М., 2004.Т. 2. 536 с.
  • Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет. Книга 1: Общее историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги. М., 2003. 442 c.
  • Anastasius Sinaita. Oratio in Sextum Psalmum // PG. 89. Col. 1077-1144.33. Apophthegmata Patrum // PG. 65. Col. 72-440.
  • Athanasius Alexandrinus. Expositiones in Psalmos//PG. 27. Col 59-591.
  • Basilius Magnus. Homiliae super Psalmos//PG. 29. Col. 209-494.
  • Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im Bysantinischen Reich. München,1959. 835 s.
  • S. Dorotheus Archimandrita. Doctrinae // PG. 88. Col. 1617-1836.38. Euthymius Zigabenus. Comment. In Psalterium // PG. 128. Col. 41-1325.
  • Joannes Chrysostomus. Expositiones in Psalmos//PG. 55. Col. 35-534.
  • Joannes Climacus. Scala Paradisi//PG. 88. Col. 631-1164.
  • Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Lieteratur von Iustinian bis zum Ende des Ostromischen Reiches (527-1453). Munchen, 1897. 1193 s.
  • Pseudo-Macarius. De perfection in spiritu//PG. 34. Col. 841-852.
  • Pseudo-Macarius. Epistolae//PG. 34. Col. 405-445.
  • Pseudo-Macarius. Homiliae//PG. 34. Col. 449-822.
  • Teodoretus Cyrensis. Interpretatio in Psalmos//PG. 80. Col. 857-2002.
  • Stead G. C. St. Athanasius on the Psalms//Vigiliae Christianae. 1985. Vol. 39.№ 1. P. 65-78.
  • Ἑρμηνεία εἰς τοὺς ἑκατὸν πεντήκοντα Ψαλμοὺς τοῦ…Δαβίδ, …κυρίου Εὐθυμίου τοῦ Ζυγαδήνου, μεταφρασθεῖσα… δὲ εἰς τὴν ἁπλουτέρανδιάλεκτον παρὰ …Νικοδήμου ἁγιορείτου …. 2 τομ. Κωνσταντινούπολιν, 1819, 1821.
  • Φιλοκαλία τῶν ερῶν νηπτικῶν συνερανισθεῖσα παρά τῶν ἁγίων καὶ θεοφόρωνπατέρων ἡμών· ἑν ᾗ διά τῆς κατὰ τὴν πρᾶξις καὶ θεωρίαν ἠθικῆς φιλοσοφίας ὁ νοῦςκαθαίρεται, φωτίζεται, καὶ τελειοῦται. Venezia, 1782.
Еще
Статья научная