Свобода как «подлинный способ» человеческого существования

Автор: Плотников Владимир Валерьевич

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Власть-конспект

Статья в выпуске: 12, 2007 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/170164060

IDR: 170164060

Текст статьи Свобода как «подлинный способ» человеческого существования

свобода как «подлинный способ» человеческоГо существования (в контексте проблемы социального детерминизма)

В общефилософском плане детерминизм является признанием универсальной связи в мире и зависимости его явлений от совокупности условий и факторов.

л юди с глубокой древности стремились разобраться в сложном комплексе окружающих их природных и социальных явлений, пытаясь найти первоначало всего существующего и вывести из них все многообразие предметного мира, построив его в причинную цепь, что можно усмотреть в первых космогонических построениях и натурфилософских концепциях. Подобные попытки генетического объяснения реальности, в первую очередь о происхождении жизни и человека, содержатся почти во всех древних мифах.

Характерным является то, что в рамках причинной взаимосвязи реальность представляет собой некое метафизическое целое. Действительно, если все взаимосвязано и детерминировано, следовательно – все уже есть. И тогда любая попытка свободного выбора обречена. В рамках детерминизма рождается трагедия как вид искусства, но по сути она есть подлинное отражение античного мировоззрения, опирающегося на причинный фатализм.

Нельзя отрицать факт взаимосвязи онтологии и социума, а также отрицать историческую преемственность учений. Современное общество, привязанное к новоевропейской концепции видения мира, в основании своем содержит результаты античной культуры, снятые христианской парадигмой, и имеет своим результатом научную картину мира. Проблемы, идущие из прошлого, не исчезают, а лишь меняют акценты, а следовательно, античный фатализм находит свое выражение в иных социальных формах.

Ч-то собой представляет социальный детерминизм на уровне противоречия: свобода выбора – фатальная необходимость? В первую очередь статичную одновременность существования пространства и времени в контексте конечного количества неисчислимого множества причин и следствий. По сути мы имеем дело с законченной онтологией, выражающейся на уровне общества в специфике мировоззренческих установок.

ПЛОТНИКОВ

Владимир

Валерьевич – кафедра философии КубГУ

Трагизм Древней Греции как раз и происходит из онтологической предзаданности, из цикличности истории и метафизического понимания пространства. Отсюда возникает вечный вопрос смысла существования и возможности свободного выбора как одного из основных критериев самореализации личности. С тех пор проблема менялась и приобретала иные внешние образы. Христианство дает нам понятие свободы выбора как основного качества, характеризующего в человеке его божественное начало. Р-азумность приобретает личностный характер и возвышается над античным фатализмом силой духа. Мир духовный противопоставляется материальному, детерминированному, а свобода провозглашается неотъемлемым человеческим качеством – будь то раб или вельможа. Ч-еловек получает свободу выбора и свободу мышления. Тем самым в ряде причинных взаимосвязей возникает момент, с необходимостью снимающий трагизм античного детерминизма.

В то же самое время не все так просто. Современность, являя собой наследие культурной и философской традиции, так или иначе не разрешила проблему свободы и необходимости. В условиях растворенности человека в обществе, основанной на социокультурных, исторических, религиозных и иных ценностях, выбор представляется не настолько свободным, как это кажется на первый взгляд. Культура, идущая к обеднению ценностей, их смешению и популяризации элитарного, дает человеку весьма небогатый выбор, подменяя его личную свободу псевдосвободой, которую субъект зачастую выбирает самолично. Несвободное бытие характеризуется утратой индивидуальности. Ч-еловек не хочет быть самим собой, а стремится «быть как все». Ч-еловек старается не «выделяться» из массы, а потому невозможно никого сделать ответственным за свои поступки.

Показательно то, что современное общество стремится к спокойствию, что связано в первую очередь с прогнозируемостью будущего, с научным обоснованием стабильности тех или иных процессов. Современные предсказания зачастую мало чем отличаются от древних оракулов, но даже рассматривая лишь строго научную причинную взаимосвязь событий и их следствий, необходимо отметить, что наука имеет под собой два основания. Первое: отказ от возможности существования личности, устранение понятия свободы или вероятности в пользу объективизации мира, ибо объективность в полном смысле этого слова есть в первую очередь устранение субъекта. Таким образом, мир представляет собой нечто метафизически мертвое. Второй путь представляет собой взаимосвязь религии и науки, где всякая причинность с необходимостью ведет нас к доказательству бытия Б-ога.

Свобода предполагает некое всеобщее основание. На уровне системы ценностей подлинное бытие связано с фило- софствованием, не боящимся осознания конечности человеческого существования. Согласно Хайдеггеру свобода выражается в самоопределении человека и поэтому она является фундаментальной характеристикой его существования. Само же существование выражено двояким образом: как подлинное и неподлинное. Это зависит от того, какой модус времени оказывается выдвинутым на первый план: будущее, направленность к смерти или настоящее.

Неподлинное бытие – перевес моментов настоящего – выражается в том, что «мир вещей» заслоняет от человека его конечность. Поскольку в качестве сущего, с которым встречается человек в мире, могут выступать или вещи, или другие люди и, следовательно, та среда, в которую погружается человек, является или вещественно-природной, или социальной, то подлинное бытие представляет собой такой способ его существования, при котором человеческое бытие оказывается целиком поглощенное своей средой, предметной или социальной.

Свобода человека связана с осознанием конечности. Ч-еловек, поглощенный средой, живущий только настоящим и не задумывающийся о смерти, несвободен. Традиционное понимание человека в конечном счете основывается на истолковании человека по аналогии с вещами, на забвении или своей временности, историчности, конечности. Ч-еловек, истолковывая себя как сущее наряду с другими сущими, приходит в состояние отчуждения, при котором от него оказывается сокрытой сама подлинная возможность бытия.

Подлинное существование есть осознание человеком своей историчности, конечности и свободы.

Свобода изначально «владеет» человеком, она гарантирует ему соотнесенность с сущим в целом. Ч-еловек обладает полной свободой, свободой самоопределения, свободой творчества и только в свободе он обретает свое подлинное существование.

Статья