«Свои» и «чужие»: внутренние мигранты в представлениях жителей сибирских городов (на примере Иркутска, Красноярска и Томска)

Автор: Тимошкин Д.О., Сметанин Ф.А., Горшкова Д.Е., Волошин А.А., Иванов К.А., Корешкова Ю.О., Сорокина А.Е., Игнатенко С.А., Шапошникова-Мурашова Г.А.

Журнал: Регионология @regionsar

Рубрика: Социальная структура, социальные институты и процессы

Статья в выпуске: 2 (131) т.33, 2025 года.

Бесплатный доступ

Введение. Исследуется процесс формирования гражданской идентичности в современной России, рассматриваемый в контексте проблемы производства и преодоления границ между воображаемыми сообществами. Большинство существующих исследований сфокусированы на том, как трансграничная миграция влияет на переосмысление принимающим сообществом своей идентичности. При этом внутренние мигранты, являясь частью того же общества, могут воздействовать на идентификацию «мы-группы» внутри страны. Изучение этого вопроса важно для понимания конфигурации общегражданской идентичности и ее структуры с точки зрения поддержания и сохранения социальной солидарности. Цель работы состоит в выявлении механизмов, на основе которых представители «мы-группы» выстраивают границы в отношении внутренних мигрантов, а также в изучении проницаемости этих границ. Проанализировано влияние процессов внутренней миграции на представления жителей трех сибирских городов о «своих» и «чужих». Материалы и методы. Материалом исследования послужили данные девяти фокус-групп с жителями Иркутска, Красноярска и Томска в возрасте 18–36 лет, проведенных в 2023 г. Респонденты набирались методом снежного кома. Информация обрабатывалась с помощью тематического осевого кодирования, выполненного в программе MAХQDA-2020, а также дискурс-анализа. Результаты исследования. Установлено, что респонденты рассматривают и внутренних, и трансграничных мигрантов в качестве людей, попадающих в разрывы плотной сети коммуникаций, интегрированность в которую выступает основным признаком отнесенности к «мы-группе» носителей общегражданской идентичности. Внутренняя миграция способствует выстраиванию границ между местными и приезжими на локальном уровне. Коммуникация горожан и выходцев из сельской местности характеризуется сбоями, которые и служат для местного населения главной причиной исключения приезжих. Однако проницаемость границ по отношению ко внутренним мигрантам выглядит более явной, нежели по отношению к трансграничным. Исследование подтверждает, что главными факторами интеграции переселенцев в принимающую группу становятся включенность в локальные социальные сети и навыки использования городской среды. Обсуждение и заключение. Внутренние мигранты могут преодолеть разрыв с принимающим обществом гораздо быстрее, нежели трансграничные, что подтверждает тезис об укреплении общегражданской идентичности в России. Возникающие коммуникативные сбои, однако, несут в себе конфликтный потенциал и угрозу социальной солидарности. В связи с этим результаты исследования могут быть полезны при разработке мер в сфере миграционной политики, поскольку актуализируют ключевые проблемы, решение которых в дальнейшем становится стратегической задачей.

Еще

Гражданская идентичность, внутренняя миграция, локальная идентичность, преодоление границ, Сибирь

Короткий адрес: https://sciup.org/147250830

IDR: 147250830   |   DOI: 10.15507/2413-1407.129.033.202502.316-334

Статья научная