Тайна куклы
Автор: Перетягина Е.С.
Журнал: Сервис в России и за рубежом @service-rusjournal
Статья в выпуске: 4 (9), 2008 года.
Бесплатный доступ
Кукла - универсальная игрушка, она известна во всем мире с самых древних времен. Куклы были первой попыткой человека познать свою природу, постигнуть соотношение духовного и телесного, осмыслить сущность самой жизни. Раньше связь куклы с человеком была прочнее и ощущалась сильнее. Почтительное, трепетное отношение к куклам-игрушкам - одно из проявлений этой, когда-то прочной связи.
Кукла, культурное явление, символическая наполненность
Короткий адрес: https://sciup.org/140205433
IDR: 140205433
Текст научной статьи Тайна куклы
Кукла — воплощение сокровенного мира детства, когда все вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо. Человек взрослеет, но кукла-игрушка, кукла-образ, кукла-аллегория, кукла-произведение искусства продолжает жить рядом с ним, имея как бы два лица: одно, обращенное к заветному миру детства, а другое, напоминающее о псевдожизни и двойничестве. Не потому ли на всю жизнь мы сохраняем к куклам особое, не всегда осознанное отношение, рожденное исходящей от них неотразимой и порой пугающей, неизъяснимой, но действенной и притягательной магической силой [1, с. 5].
Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем особым положением, которое кукла, как культурное явление, занимает в жизни человека. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем себе представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. В оппозиции живое/мертвое, одухотворенное/бездушное куклу нельзя причислить ни к той, ни к другой стороне. В современном гуманитарном знании не существует, однако, однозначной, четкой дефиниции понятия «кукла», равно как не существует однозначности в отношении причисления куклы к сфере художественного творчества, ее вписанности в систему искусств.
Открытие и активное функционирование кукольных музеев и галерей (например, «Музея уникальных кукол» в Москве, музея «Кукольный дом» в Москве, Санкт-Петербургского музея игрушки, Санкт-Петербургского музея кукол, музея кукол в Петрозаводске, музея игрушек в Сергиевом-Посаде и др.), популяризация феномена «художественной», авторской куклы, возникновение рынка антикварной куклы, появление различного рода производства (небольших фирм, фабрик, мастерских), основным продуктом деятельности которых является кукла, выход в свет десятков книг и сотен статей, посвященных кукле, внедрение куклы в педагогический процесс, откровенная вестернизация и компьютеризация «игрушечного населения» нашей страны, интерес к фольклорной и «национальной» кукле, носящий художественный, педагогический и коммерческий характер, наводненность пространства массовой культуры кукольными персонажами, — все эти процессы, обозначаясь и переплетаясь в повседневности различными, порой эффектными, а порой и абсурдными способами, являются проявлениями одного комплексного феномена актуализации куклы.
В контексте сегодняшней «кукольной моды» существенна необходимость изучения художественного языка куклы, изобразительно-выразительных средств, факторов и критериев эстетической оценки куклы. О художественной специфике куклы сказано не так много, наиболее изученными и признанными остаются на сегодняшний день кукла театральная и кукла-игрушка. Другие же типы куклы (обрядовая, декоративная кукла) не часто попадают в поле зрения теоретиков и историков.
Кукла как культурный феномен, обеспечивающий преемственность между поколениями, концентрирует в себе социально-культурный опыт народа, национальные особенности. Она может выступать как средство межкультурного общения, и в процессе рассмотрения куклы в этом качестве высвечиваются и общие художественные особенности, и национально-культурные компоненты ее образа [2, с. 117.].
В наши дни кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Двадцать первый век — век новых технологий и синтеза искусств. Образ куклы, трансформируясь под влиянием той или иной эпохи, значительно модифицировался на протяжении своего существования [3, с. 56].
Но постичь «тайну» образа современной куклы, выявить в нем отголоски прошлого и элементы настоящего, не обратившись к истокам возникновения куклы, весьма затруднительно и однобоко.
Полифункциональность, многозначность и символическая наполненность куклы делают ее объектом изучения для целого спектра отраслей гуманитарного знания: искусствоведения, культурологии, философии, социологии, педагогики, психологии, этнографии, фольклористики и т.п.
Мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, а те превращались в людей, встречаются у многих народов. Верить ли легендам? Ученые полагают, что куклы появились едва ли не вместе с человеком, если под куклами понимать любые фигурки людей, даже те, которые созданы совсем не для игры. Так это или нет, но придется признать, что негласный союз между Богом, человеком и куклой заключен в незапамятные времена: кукла являлась образом и подобием человека, как человек был образом и подобием Господа. Сущность и назначение древних кукол отражает их японское название — «нинге», что означает «образ человека».
В музеях мира хранится множество фигурок, выполненных из глины, камня, рога и кости еще в каменном веке. Это предшественники кукол-игрушек: идолы, истуканы, кумиры, божества. В Евразии находят в основном женские статуэтки, созданные примерно 40 — 12 тыс. лет до н.э. По мнению ученых, палеолитических Венер, как их принято называть, почитали как воплощение плодородия и материнства. У них подчеркнуто толстые ноги и большая грудь. У некоторых народов Азии, Африки и Америки до сих пор сохранились первобытные формы кукол. Так, у индейцев хопи разрисованные человеческие фигурки из дерева, кости, обожженной глины и растительных материалов одновременно являются и игрушками, и культовыми предметами. Значит, человечество самозабвенно играет в куклы уже около 40 тыс. лет!
Кукла связана с понятиями жизни и смерти; в ней воплотилось свойственное мифологическому мышлению противопоставление живого и мертвого. Неживая кукла таинственным образом соотносится с живым существом, вызывая в глубинной памяти древние представления о превращении человека в неподвижного истукана и об оживании его мертвого подобия. Такие взгляды долго сохранялись во многих традиционных культурах.
На русском севере женщины делали кукол-двойников своих мужей, ушедших на службу или на войну, и кукла становилась «хозяином дома», полностью заменяя отсутствующего: ее угощали, развлекали, с ней советовались.
Если смерть уносила одного за другим членов семьи, в гроб к покойнику клали куклу. Обрядовую куклу подкладывали в гроб к умершему ребенку, считавшемуся самым опасным покойником: в куклу должна была перейти его жизненная сила. Воспоминания о таких куклах сохранились в сказках, где рассказывалось о куколках — волшебных помощницах. В сказке «Василиса Прекрасная» умирающая мать оставляет дочери бесценное сокровище — куколку. Подобные сказки существуют и у других народов. Так, в саамской сказке «Акань» («Бабушка») рассказывается о берестяных или бумажных куклах, сделанных бабушкой для любимого внука. Если мальчик не выполняет предписанные родовые правила, то кукла прилипает к его руке и выпивает каплю за каплей всю кровь, возвращая «воду жизни» в общий котел рода. Если же внук соблюдает правила, то к нему через куклу от бабушки переходит кровь, по представлениям древних — символ жизненной силы.
Сказки сохранили отзвуки воспоминаний о важнейшей магической роли куклы в верованиях разных народов. В большинстве случаев куклы связывались с представлением об умерших родственниках. «Деревянные болваны» или иные истуканы считались вместилищем души покойного. Их следовало кормить, и тогда дух умершего, вошедший в куколку как в посредника, помогал живым в земных делах. У некоторых народов, например, у японцев, китайцев, индийцев, эти древние представления живы до сих пор. Кукла помогает поддерживать связь между живыми и мертвыми, существуя на грани двух миров.
Издавна кукла служила символом перехода из одного состояния в другое, символом изменений и трансформации времени и пространства, играя роль жертвы-заместителя. На Руси проводы зимы сопровождались сжиганием чучела Масленицы, олицетворявшей все старое, — ее уничтожение являлось залогом рождения нового. С куклами связаны и другие обряды и поверья. Болгарские крестьяне верили, что если сделать куклу по прозвищу Герман из старого веника, украденного из дома беременной женщины, то можно спастись от засухи.
Однако кукла была способна не только помогать, но и причинять зло. Общеизвестно, что она служила элементом черной магии.
Свои позиции одного из символов общечеловеческой культуры кукла сдавала очень медленно. Изначально ее магическая роль превалировала, но со временем кукла-идол изменялась, приобретала черты лица, прическу, современный фасон одежды. Со временем ритуальная магическая роль забывалась, а игровая становилась главной. Так кукла постепенно превратилась в обыкновенную игрушку. Переходя из мистического обряда в детскую игру, от магии и мифа — к сказкам и веселым народным балаганам, от традиционных ремесел — к авторским откровениям кукла, древняя и вечно молодая, рассказывает нам о таинственных началах нашей собственной жизни. Как кукла, созданная неживой, послушной, может «оживать», когда в нее вдохнули дух игры и творчества, так и человек, лишенный Божественной искры, остается лишь «мертвой» механической конструкцией, безропотно следующей инстинктам и обстоятельствам. Ведь только осознанность делает нас подлинно живыми. Куклы — наши двойники, свидетельствуя о скрещении мира живого и неживого, одухотворенного и механического, своей мнимой жизнью напоминают нам о жизни подлинной и глубокой.
Магия куклы питала литературу и искусство, служа доказательством, что действительность есть мир игры, длящийся без конца, и трудно ответить утвердительно на вопрос, куклы придают людям человечность или, наоборот, люди — куклам [4, с. 6 — 8.].
Список литературы Тайна куклы
- Куклы мира/Ред. группа: М. Аксенова, Е. Ананьева, Т. Евсеева. М.: Мир энциклопедий Аванта +, 2007. 184 с.
- Оршанский Л.Г. Игрушки. Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М. -Пг.: Гос. изд.,1923. 155 с.
- Князева Е.В. Мир кукол. Спб.: Аврора, 2002. 60 с.