Таёжная овсянка Ocyris tristrami в бореальной части Буреинского нагорья

Автор: М.Ф. Бисеров

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 2554 т.34, 2025 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140311414

IDR: 140311414

Текст статьи Таёжная овсянка Ocyris tristrami в бореальной части Буреинского нагорья

В период с 24 мая по 4 июня 2025 в нижнем течении реки Дубликан (левый приток Буреи) на территории Дубликанского краевого заказника нами проводились исследования населения птиц склоновых и долинных местообитаний бассейна этой реки и её притока – реки Ороджимен (50º87′ с.ш., 132º88′ в.д.). Работы в данном районе проводились спустя 26 лет после предыдущих наших работ.

В ходе исследований неоднократно отмечались таёжные овсянки Ocyris tristrami , уже разбившиеся на пары (рис. 1). Ранее, в 1999 году, в течение июля-сентября эта овсянка не встречалась здесь ни на маршрутных учётах, ни в отловах паутинными сетями (Бисеров, Медведева 2003).

Рис. 1. Самка таёжной овсянки Ocyris tristrami в зарослях рябинника рябинолистного в пойме реки Дубликан.

31 мая 2025. Фото автора

В бассейне Амура таёжная овсянка распространена до 53º с.ш. (Степанян 1990). Но это относится лишь к районам Нижнего Приамурья, где её обнаружили в районе озёр Удыль и Кизи (Бабенко 2000). Вообще в

Хабаровском крае таёжная овсянка населяет только его южные районы (Нечаев, Гамова 2009). Это характерный обитатель хвойно-широколиственных и частично пихтово-еловых лесов (Глущенко и др. 2016).

В пределах Буреинского нагорья, занимающего южную и частично центральную часть Хабаровского края и крайнюю юго-восточную часть Амурской области, распространение таёжной овсянки ограничивается его окраинными юго-западными, южными и юго-восточными районами, занятыми хвойно-широколиственными лесами (Колбин и др. 1994; Бисеров 2003, 2007; Аверин и др. 2012; Антонов и др. 2016; Антонов, Ду-гинцов 2018).

У восточной окраины нагорья она обитает в хвойно-широколиственных, пихтово-еловых и берёзово-лиственнично-осиновых лесах в бассейне реки Горин (Колбин и др. 1994; Воронов 2000). Поскольку в Нижнем Приамурье орнитогеографическая граница проходит севернее Комсомольска-на-Амуре, где хвойно-широколиственный лес сменяется темнохвойной тайгой (Кистяковский, Смогоржевский 1973), то в северо-восточной части нагорья таёжной овсянки, видимо, нет, что подтверждается наблюдениями в бассейне реки Сулук (Брунов и др. 1988).

В западных, центральных и северных районах нагорья, занятых преимущественно лиственнично -еловыми лесами, таёжная овсянка не обнаружена (Смогоржевский, Кистяковский 1966; Назаренко 1984; Бисеров 2003; Колбин 2017).

В бореальную часть Буреинского нагорья таёжная овсянка проникает лишь по долине Буреи, где распространены прирусловые смешанные леса, и отмечена до устья реки Верхний Мельгин (Кистяковский, Смогоржевский 1964). Выше по Бурее, в соответствующих местообитаниях долины её левого притока — реки Дубликан, она не отмечалась ни в 1931, ни в 1999 годах (Афанасьев 1934; Бисеров, Медведева 2003). Северные же пределы распространения вида в центральной части нагорья ограничены пространствами Верхнебуреинской долины, где эта овсянка была встречена в приречных смешанных и пихтово-еловых лесах (Воронов 1976, 2000). По реке Бурее севернее широты посёлка Чегдомын (51°07' с.ш.), расположенного на Верхнебуреинской равнине, она в 19951999 годах не отмечалась (Бисеров 1999). В окрестностях этого же посёлка на осеннем пролёте в сентябре 2007 года таёжная овсянка также не отмечалась (Волков, Атрохова 2008).

Интересно, что в мае 2015 года эта овсянка была обнаружена в Зейском заповеднике и в его окрестностях, а в конце августе 2016 года там же на осеннем пролёте было встречено около 20 особей (Антонов и др. 2016), что гораздо западнее ранее известного предела распространения вида в Приамурье.

В 2025 году было пройдено по 8 км учётных маршрутов в склоновых и пойменных местообитаниях реки Дубликан в высотном диапазоне от

300 до 400 м н.у.м. Маршруты пролегали по бывшим лесовозным дорогам. Учёты проводились по методике Ю.С.Равкина (1967).

Склоновые биотопы района работ спустя 26 лет после предыдущего посещения представляют собой вторичные леса 50-60-летнего возраста, образовавшиеся на местах масштабных рубок в 1970-1980-х годах. Коренные лиственнично-еловые леса сохранились здесь в виде отдельных очагов в верхней части лесного пояса у водораздельной части Буреин-ского хребта. Древостой таких лесов в настоящее время образован в основном берёзой плосколистной Betula pendula , лиственницей Каяндера Larix cajanderi , осиной Populus tremula , ольхой пушистой Alnus hirsuta . Довольно редко встречается сосна обыкновенная Pinus sylvestris . В подросте высотой 1.5-2 м преобладает ель аянская Picea ajanensis . Высота основной массы древостоя до 15-18 м. В кустарниковом ярусе доминируют рододендрон даурский Rhododendron dauricum и ольха пушистая. В кустарничковом ярусе высотой 5-10 см доминирует брусника Vacci-nium vitis-idaea . Развит и травяной ярус (рис. 2).

Рис. 2 (слева). Склоновые местообитания по реке Ороджимен.

Рис. 3 (справа). Пойменные местообитания в долине реки Дубликан. Июнь 2025 года. Фото автора

В 1999 году ольхово-берёзово-лиственничный густой древостой на склонах был в возрасте 20-30 лет и высотой 4-6 м. Кустарниковый ярус в основном состоял из рододендрона даурского и жимолости съедобной Lonicera edulis . Кустарничковый и травяной ярусы были представлены зарослями брусники и различными травами.

В пойме Дубликана состав древостоя в настоящее время представлен в основном несколькими видами берёз, лиственницей, елью аянской и осиной с существенной примесью ив Salix sp., высотой около 20-25 м и более, со значительным участием черёмухи обыкновенной Padus avium .

Черёмуха Маака Padus maackii , ранее доминировавшая в составе древостоя, в настоящее время пребывает в крайне угнетённом состоянии и практически полностью выбыла из его состава. В подлеске доминируют рябинник рябинолистный Sorbaria sorbifolia , спирея Бовера Spiraea beau-verdiana , папоротник Dryopteris sp., багульник Ledum palustre (рис. 3).

В 1999 году берёзово-ольховые-ивовые пойменные леса с примесью лиственницы были меньшей высоты – до 6-15 м. Встречались отдельные сохранившиеся куртины высоких ив. В подлеске доминировала сви-дина белая Svida alba , рябинник рябинолистный, реже жимолость съедобная. Травяной ярус был более развитым, чем 26 лет спустя.

Можно считать, что оба биотопа на момент проведения работ находились примерно на этапе конца первой трети лесовосстановительной сукцессии. Следует отметить, что в бореальной зоне нагорья таёжная овсянка населяет местообитания, схожие с таковыми в бассейне реки Бикин в Приморском крае (Пукинский 2003). Там они представляют собой кедрово-лиственные леса с зарослями черёмухи и чубушника в нижнем ярусе, папоротниками и относительно бедным и редким разнотравьем, но гнездится и в смешанных лесах других типов, а также в старых лиственных лесах. В верховьях реки поселяется на склонах сопок.

Исследования 2025 года показали, что в склоновых местообитаниях плотность населения таёжной овсянки составила 10.4 ос./км2, а в пойменных биотопах – 15.0 ос./км2, что по шкале А.П.Кузякина (1962) соответствует статусу многочисленного вида. Однако численность заметно уступает таковой в хвойно-широколиственных лесах неморальной зоны Буреинского нагорья, где по данным за 2000-2011 годы она в предгнез-довой период составляла от 10.3 до 108.0 ос./км2 (Аверин и др. 2012), а в такой же период 2021-2025 годов – от 32.6 до 121.7 ос./км2 (неопубликованные данные автора). Численность также заметно ниже, чем в большинстве исследованных мест Приморского края (Глущенко и др. 2025).

Необнаружение таёжной овсянки в бассейне реки Дубликан в 1931 году, то есть ещё задолго до периода активного освоения данной территории, можно объяснить кратковременностью экспедиционных работ. В 1999 году таёжной овсянки здесь не могло быть по причине доминирования лесов раннесукцессионной стадии. Однако встречи этого вида на Верхнебуреинской равнине в пихтово-еловых лесах в середине 1970-х годов (также до периода активного освоения) свидетельствует о её обитании здесь и в прошлом.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Таёжная овсянка, скорее всего, исчезнувшая в бассейне реки Дубли-кан в результате масштабных рубок, спустя 50-60 лет является многочисленным видом вторичных смешанных лесов. В бассейне реки Дуб-ликан она, очевидно, обитала и до масштабных рубок леса, и её появление вновь произошло уже в конце первой трети лесовосстановительной сукцессии. В то же время её появление в бассейне верхней Зеи, скорее всего, является результатом расселения вида на северо-запад.

Далеко в пределы бореальной части Буреинского нагорья таёжная овсянка проникает только по смешанным лесам долины Буреи вплоть до Верхнебуреинской долины.

Как и в типичных кедрово-широколиственных лесах, в пределах бореальной зоны Буреинского нагорья таёжная овсянка предпочитает долинные смешанные леса с зарослями черёмухи, папоротниками, редким разнотравьем; по склонам – берёзово-ольхово-лиственничные леса.

Численность таёжной овсянки в лесах бореальной части Буреинского нагорья значительно ниже таковой в неморальной части нагорья и в Приморском крае.

Статья