Тактическая операция по проверке версии о невиновности по уголовным делам о взяточничестве
Автор: Поляков Игорь Михайлович
Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy
Рубрика: Актуальные проблемы адвокатской практики
Статья в выпуске: 3 (62), 2023 года.
Бесплатный доступ
На примере конкретного уголовного дела автор выявил актуальность регулярного взаимодействия следователя и адвоката на стадии досудебного производства. Причем такое взаимодействие эффективно и полезно в первую очередь для самого следователя, который и должен выступать инициатором таких встреч. Это непросто и становится возможным только в результате формирования специального криминалистического мышления следователя, учитывающего позицию стороны защиты, способного усмотреть в рассуждениях адвоката процессуальную правоту и обоснованность аргументов, дабы избежать дальнейших сложностей и затрат расследования при отсутствии судебных перспектив по делу. Только одновременное выдвижение и проверка как следственных версий, так и версий о невиновности, позволят преодолеть барьеры тенденциозности и профессиональной деформации, которые так губительны сегодня. Автор также предлагает модель тактической операции «Проверка версий о невиновности», алгоритм которой может быть полезен для практических работников.
Версии о невиновности, контрверсия, взяточничество, коррупционные преступления, адвокат, взаимодействие с защитой, криминалистическое мышление следователя, тактическая операция
Короткий адрес: https://sciup.org/140298613
IDR: 140298613 | DOI: 10.52068/2304-9839_2023_62_3_50
Текст научной статьи Тактическая операция по проверке версии о невиновности по уголовным делам о взяточничестве
Обеспечение конструктивного, продуктивного взаимодействия следователя с другими участниками процесса, в том числе с обвиняемыми и их защитниками, – важная задача следователя.
Однако результаты интервьюирования респондентов – 30 следователей следственного управления Следственного комитета РФ по Приморскому краю (в рамках исследования было опрошено 30 следователей с различным стажем работы, а также 45 адвокатов со стажем в профессии более 5 лет) показали, что 10 из них не считают нужным осуществлять какое-либо взаимодействие с адвокатами, полагая, что последние заведомо искажают имеющуюся в их распоряжении информацию, предоставляя ее необъективно и только в выгодном для подзащитного свете. Тем самым они «мешают» следователю оценивать качество доказательств. 15 следователей выразили готовность к общению с адвокатами при условии инициирования последними такового. И только 5 следователей (к слову говоря, с опытом практической работы более 5 лет) положительно отозвались о необходимости взаимодействия с защитой в обсуждении спорных вопросов по своей инициативе.
Аналогичное интервьюирование 45 адвокатов Адвокатской палаты Приморского края подтвердило нежелание многих следователей обсуждать спорные вопросы, возникающие в ходе предварительного следствия. Ответ следователей укладывается в обобщенную фразу: «Аргументированную позицию следствия узнаете при ознакомлении с материалами уголовного дела в порядке ст. 217 УПК РФ. Можете оспорить ее в суде. В настоящее время какие-либо обсуждения мне не интересны. Не хочу тратить на вас свое время».
В результате, помимо прочих негативных последствий, такая предвзятость как практическая закономерность может привести к процессуальному поражению стороны обвинения в наиболее нежелательной для него форме – оправдательного приговора.
Так, по ст. 291.2 УК РФ осужден гр. П. – студент вуза, который передал свидетелю Н., также студенту, действующему под контролем сотрудников отдела экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБ и ПК) УМВД РФ по г. Владивостоку при проведении ОРМ «Оперативный эксперимент», за проставление положительной оценки преподавателем З. деньги в сумме 5000 руб. за экзамен без его фактической сдачи. Обвиняемый П. вину не признавал, настаивал на прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям. В ходе предварительного рас- следования адвокатом П. заявлялись неоднократные ходатайства, в которых обращалось внимание на наличие провокационно-подстрекательских действий со стороны сотрудников оперативного подразделения (в значении п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»). Предлагалось дать надлежащую оценку тому, что Н., будучи лично знаком с одним из оперативных сотрудников, согласился содействовать ему (в порядке ст. 17 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ «Об ОРД»)) и самостоятельно инициировал размещение в студенческом чате информации-предложения о возможности аттестоваться по учебной дисциплине без подготовки к экзамену. Несколько студентов согласились, включая осужденного П., и передали деньги в качестве взятки. Уголовные дела в отношении иных студентов выделены в отдельное производство.
По комментируемому же делу следствие неоднократно отказывало в удовлетворении ходатайств адвоката. Как уже отмечалось, в суде первой инстанции П. был осужден. Суд кассационной инстанции вернул дело на новое рассмотрение в апелляционный суд, который прекратил дело по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, за отсутствием состава преступления [1].
В обоснование своих выводов суд, помимо прочего, сослался на показания свидетеля Н. (студента-провокатора), что ОРМ в отношении обвиняемого П. до момента проведения оперативного эксперимента не проводились, предварительными данными о его готовности передать взятку правоохранительные органы не располагали. Таким образом, как заключил суд, умысел П. на передачу денег З. (преподавателю) сформировался под настойчивым воздействием самого Н. А его действия координировались и направлялись сотрудниками ОЭБ и ПК, которые действовали в нарушение ФЗ «Об ОРД», запрещающего подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация, ч. 8 ст. 5).
Анализ материалов уголовного дела, к сожалению, очень типичного для практики, а также опрос респондентов-следователей с демонстрацией этого примера и ему подобных, наглядно демонстрируют ряд типичных, причем существенных процессуальных нарушений законодательства об ОРД и грубых тактических ошибок, допущенных следователем. Они связаны, в первую очередь, как уже отмечалось, с предвзятым отношением не только к конкретному адвокату, но и ко всем адвокатам в целом.
Следователь, изучив ходатайство адвоката на первоначальном этапе расследования, не посчитал нужным его удовлетворить и проверить доводы о невиновности. Как это часто бывает на практике, помимо письменного ходатайства у следователя с адвокатом было несколько бесед в кабинете. В ходе непроцессуального общения следователь мог бы адекватно оценить правовую позицию защиты, ее стратегию и тактику, убедительность аргументов и, как следствие, оценить потенциальные риски для стороны обвинения. А ведь все обстоятельства, определявшие позицию стороны защиты и окончательный приговор, были известны следователю еще на момент возбуждения дела. Были все возможности внимательно проверить версию о невиновности (ее разновидность – о невиновности в силу допущенной провокации в ходе ОРМ) и своевременно выбрать одно из правовых решений:
-
– отказать в возбуждении дела;
-
– прекратить его на следствии;
-
– расследовать дело, но уже с иным предметом доказывания (иными эпизодами преступлений, составами).
Тем самым были бы соблюдены требования закона, не было бы необходимости в значительных затратах государственных органов.
На этом примере, аналогов которого в практике, повторимся, множество, а также по результатам анализа специальной литературы можно предложить следователям модель тактической операции по проверке версий о невиновности, которая включает важный элемент – эффективное взаимодействие следователя с адвокатом. Представим эту модель в кратком изложении и поэтапно. А для наглядности сделаем это на примере именно этого уголовного дела:
-
– 1 этап. «Аналитическая работа следователя»;
-
– 2 этап. «Изучение контрверсий и переговоры с защитой»;
-
– 3 этап. «Проведение следственных и иных действий, направленных на проверку доводов защиты»;
-
– 4 этап. «Использование специальных знаний»;
-
– 5 этап. «Оценка судебной перспективы по уголовному делу».
-
2.1. Внимательно изучить письменное ходатайство адвоката и дать ему объективную правовую и тактическую оценку;
-
2.2. При необходимости пригласить адвоката и, применив тактический прием «Установление психологического контакта», получить более подробное устное обоснование позиции защиты;
-
2.3. При условии установления надлежащего психологического контакта и в ситуации, если, например, адвокат относится к числу добросовестных, настоящих профессионалов по делам этой категории, авторитетных в своем регионе, посоветоваться с ним, прямо обсудить возможность проведения тактической операции по проверке версии о невиновности.
-
2.4. В определенных случаях с адвокатом можно даже обсудить последовательность и тактику проведения следственных действий, иных мероприятий в рамках тактической операции, оптимизировать их, а возможно, даже попросить помощи (например, оперативный вызов к следователю свидетелей защиты и т. п.).
Раскроем содержание этапов подробнее.
Этап 1. «Аналитическая работа следователя»
Мышление следователя должно изначально быть восприимчивым к критическому анализу 52
информации обвинения, причем как бы с позиции защиты. Следователь еще на этапе возбуждения уголовного дела должен критически относиться к любым сведениям и обстоятельствам, в том числе представленным оперативным материалам, и усмотреть признаки подстрекательства.
Этап 2. «Изучение контрверсий и переговоры с защитой»
Здесь следователю необходимо:
Этап 3. «Проведение следственных и иных действий, направленных на проверку доводов защиты»
-
3.1. Например, вызов и дополнительный допрос свидетеля Н., в частности, об обстоятельствах знакомства с оперативным сотрудником, об инициативе размещения в студенческом чате подобного объявления, согласовании текста СМС-обращения и т. п.
-
3.2. Дополнительный допрос оперативного сотрудника по аналогичным вопросам.
-
3.3. Допрос в качестве свидетелей студентов, которые просмотрели указанное сообщение и обсудили его с Н., настаивавшим на коллективном вручении преподавателю З. денег.
-
3.4. При наличии противоречий – очные ставки между студентами; студентами и оперативными сотрудниками и т. п.
-
4.1. Не всегда обязательно, но иногда можно провести судебно-лингвистическое исследование (экспертиза или заключение специалиста, до-
- прос эксперта или специалиста и т. п.) для выявления не только смысловой нагрузки текстовой информации в переписке, но и смысла текста с точки зрения побудительных, возможно, подстрекательских (как в примере), мотивов его автора – студента Н.
-
4.2. Допрос эксперта или специалиста.
-
4.3. Проведение очных ставок между обвиняемым и свидетелями, включая сотрудников полиции т. п.
-
5.1. Межведомственного совещания с участием прокурора / начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры субъекта РФ, надзирающего за уголовными делами данной категории, оперативных сотрудников и руководителя следственного отдела. Предмет совещания – обсуждение судебной перспективы по конкретному делу. В данном случае – целесообразности дальнейшего расследования с учетом, в том числе, неустранимости такого нарушения закона, как провокационно-подстрекательские действия, допущенные при передаче взятки.
-
5.2. Вместе с тем мы не рекомендуем полностью защитительную направленность мыслительной деятельности представителей стороны обви-
- нения. На оперативном совещании могла бы быть выдвинута наступательная следственная версия о множественности подобных преступлений в вузе, организованной преступной коррупционной деятельности; о вероятности совершения теми же или иными студентами иных, в том числе аналогичных, преступлений.
Этап 4. «Использование специальных знаний»
Этап 5. «Оценка судебной перспективы по уголовному делу» [2]
Необязательный этап. Он уместен при наличии обоснованных сомнений следователя. При наличии таковых он может инициировать проведение:
Список литературы Тактическая операция по проверке версии о невиновности по уголовным делам о взяточничестве
- Апелляционный приговор Приморского краевого суда от 14.05.2019 (дело № 22-2049/2019).
- Гармаев Ю.П. Судебная перспектива по уголовному делу: понятие, виды, значение // Вестник Бурятского государственного университета. 2008. № 2. С. 151-154.