Телемемуары на современном российском телевидении (на примере программ "Серебряный шар" и "Намедни")
Автор: Пьянзина И.В., Цапюк Н.В.
Журнал: Огарёв-online @ogarev-online
Статья в выпуске: 19 т.3, 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье предпринимается попытка определить место телемемуаров в системе жанров современного российского телевидения. Раскрывается их значение для общества, а также сущность данного телевизионного жанра.
Автор, ведущий, жанр, журналист, программа, телемемуары
Короткий адрес: https://sciup.org/147248945
IDR: 147248945
Текст научной статьи Телемемуары на современном российском телевидении (на примере программ "Серебряный шар" и "Намедни")
Современное российское телевидение представляет собой совокупность разного рода жанров. Один из самых популярных – телемемуары. Интерес аудитории к телемемуарам во многом объясняется тем, что к таким передачам зритель питает особое доверие, потому что мемуарист воспроизводит ту часть действительности, которую он проживал лично, его воспоминания основаны на непосредственных впечатлениях, окрашены эмоциями, при этом на первом плане в передаче – сам автор и герой мемуаров. Число передач, построенных на воспоминаниях, все увеличивается, появляются новые формы исповедальности, что доказывает возрастающий к ним интерес телезрителей. Авторы программ стремятся запечатлеть для современников и потомков опыт своего участия в истории, осмыслить себя и свое место в ней. «Ток-шоу», интервью, фильмы, творческие встречи сегодня на телевидении представляют собой «телемемуары».
Для того чтобы определить место телемемуаров в системе жанров современного российского телевидения, их значение для развития общества, раскроем сущность жанра мемуарной литературы, так как традиция телемемуаристики на отечественном телевидении была заложена именно писателями.
Филологический подход к категории мемуарного жанра определяют статьи Г. Г. Елизаветиной [3; 4], которая предлагает критерии анализа мемуарного текста: 1) с точки зрения его жанрового обозначения; 2) с точки зрения отношения к реальности с выяснением меры его фактографической точности; 3) с точки зрения художественности и документальности произведения; 4) с точки зрения характеризующего данного автора 1
материала. Исследовательнице принадлежит самая дробная классификация мемуарных текстов: автобиография (рассказ только о себе); исповедь (подобный же рассказ, отличающийся большей откровенностью); мемуары (в большей степени касающиеся политики и истории); воспоминания (разнообразный материал, допускающий неточность хронологии и непоследовательность изложения) [4, с. 243].
Отметим, что «предложенная классификация жанровых форм автобиографии достаточно схематична и сама по себе не может определить жанрового своеобразия того или иного произведения мемуарной литературы, хотя и приближает к его раскрытию» [8, с. 15].
В своем определении мемуарного жанра исследовательница опирается на концепцию М. М. Бахтина, способствующую уяснению особенностей жанрового своеобразия мемуарноавтобиографической прозы: «для автобиографии характерны особый тип биографического времени и «специфически построенный образ человека, проходящего свой жизненный путь» [2, с. 281].
«Данное определение раскрывает сущность основной проблемы мемуаристики – сочетание документальности и художественности в одном произведении» [8, с. 15]. Именно поэтому необходимо обратиться к концепции Л. Я. Гинзбург, согласно которой «литература вымысла черпает свой материал из действительности, поглощая его художественной структурой; фактическая достоверность изображаемого, в частности, происхождение из личного опыта писателя, становится эстетически безразличной (она, конечно, существенна для творческой истории произведения). Документальная же литература живет открытой соотнесенностью с борьбой этих двух начал» [3, с. 9–10].
Сущность мемуарной литературы попытались раскрыть также И. Янская и В. Кардин, используя для этого понятие «документально-художественная литература». По их мнению, «в основе искусства лежит реальность, трансформирующаяся в сознании художника. Малая степень трансформации – документальная литература, большая – художественная, средняя – документально-художественная» [11, с. 72]. Однако «малая», «большая», «средняя» – понятия относительные, непросто их измерять и сопоставлять. Критерии разграничения документальной и художественной литературы определены исследователями несколько схематично.
«В качестве первоосновы необходимо убедиться, что вымысел и реальная историческая правда не противоречат друг другу. Для этого нужны определенные предпосылки, среди них – уважение к факту и понимание того, что достоверность документа часто относительна» [8, с. 16]. Мемуарист должен обладать культурой, особым, художественно-историческим мышлением, уметь почувствовать атмосферу ушедшей эпохи.
Следует отметить, что данная позиция совершенно справедлива и в отношении определения специфики жанра телемемуаристики. Документальность, лежащая в его основе, становится причиной ряда особенностей средств изображения, подхода к материалу и принципов его отбора. Кроме того, «выстроенный» сюжет в подлинно мемуарном произведении невозможен. Хотя автор не просто сообщает о том, что было в его жизни, а организует факты, руководствуясь определенным пониманием действительности и конкретными задачами, зависящими еще и от того, пишутся ли им мемуары, автобиография или воспоминания [8, с. 16].
В роли сюжета в мемуарах выступает сама жизнь. Отбор фактов позволяет автору выразить свое отношение к изображаемым лицам и событиям, помогает воссоздать прошлое таким, каким он хочет, чтобы увидели его читатели или зрители. Мемуарист дает возможность открывать в них что-то новое. Часто этим новым открытием становится сам автор. Такими идеями руководствовались авторы художественно-просветительской программы «Серебряный шар»: «Искусство наполняет душевное пространство только тогда, когда в нем есть отблеск идеального, когда открывается личность…».
Первоначально задачей цикла «Мой серебряный шар» было познакомить зрителей с жизнью выдающихся людей искусства. Повествование в программе велось об актерах и режиссерах, начиная от старых мастеров МХАТа и заканчивая современниками, составляющими славу отечественного и западного искусства. Для создателей проекта было очень важно вызвать интерес к героям программ. Ведущий передач – известный театральный критик, доктор исторических наук В. Я. Вульф придавал выпускам форму импровизированного монолога [1]. Важнейшими компонентами цикла «Мой серебряный шар» являются реальные события, документальная хроника, сохранившаяся на кинопленке, фрагменты из старых фильмов, воспоминания современников, дневниковые записи и письма. Именно они передают зрителю «аромат» эпохи, создают ощущение подлинности происходящего, усиливают эмоциональное воздействие, воссоздают образы героев.
В марте 2011 года Виталий Яковлевич Вульф ушел из жизни, однако его имя уже надежно вписано в историю отечественной культуры ХХ века. Яркая судьба и интересная творческая жизнь дали ему возможность реализовать себя в качестве театрального критика и писателя. Однако особенно популярным он стал, рассказывая о чужих судьбах на телевидении. Вульф в своих передачах всегда импровизировал. По свидетельствам очевидцев (например, Владислава Листьева), перед ним никогда не было ни текста, ни монитора-подсказки. Виталий Яковлевич из всех своих талантов наиболее высоко ценил именно дар устной речи.
Кроме того, в программах чувствуется причастность ко всему, о чем В. Я. Вульф рассказывал. Личное знакомство автора и ведущего программ со многими персонажами 3
придает его рассказам особую, доверительную ноту. Причастность могла быть как реальной, так и кажущейся. Ведь Вульф не мог дружить со всеми, о ком вел повествование (например, с Натальей Николаевной Пушкиной).
Главная цель телемемуаров очень точно сформулирована Леонидом Филатовым, «взявшим в качестве названия своей авторской передачи ответ Владимира Высоцкого на вопрос анкеты «Чего Вы хотите добиться в жизни?» – «Чтобы помнили». Это название отражает изначальный мотив, побуждающий любого мемуариста, берущегося за создание воспоминаний: «чтобы помнили» о нем, о событиях, свидетелем или участником которых он стал, о людях, с которыми его свела жизнь и т. п.» [9, с. 68–69].
Особое место среди телепередач в жанре мемуаристики занимает программа «Намедни. 1961–1991. Наша эра» (проект Леонида Парфенова). «Это уже не просто авторские мемуары, это попытка создания мемуаров целого поколения или «коллективной автобиографии» [9, с. 69]. Авторская программа Леонида Парфенова выходила в эфир Второй программы Центрального телевидения в период с ноября 1990 по 1991 год и канала НТВ в период с осени 1993 года по 30 мая 2004 года. За свое существование передача сменила три жанра: с 1990 по 1991 год и с 1993 по 1996 год выходила как информационная программа неполитических новостей за неделю, с 1 марта 1997 года по 28 декабря 2003 – в качестве документального проекта, с 9 сентября 2001 по 30 мая 2004 – как информационноаналитическая программа.
Свой проект «Намедни» Л. Парфенов построил по западной модели информационного вещания. Его появление стало ответом на потребность в комментированной информации у того слоя зрительской аудитории, который ориентирован на западные ценности. Передача сформировала новый тип телеинформации и новый тип телезрителя. На программе «Намедни» в наибольшей степени сказались процессы, происходящие в отечественной журналистике, а с именем ведущего Леонида Парфенова связываются такие тенденции, укрепившиеся в передаче как «инфотеймент», отстраненность и аполитичность. Эти тенденции нашли отражение не только в манере подачи информации, комментировании события, но и в тематическом и жанровом разнообразии, то есть в направленности на удовлетворение вкусов новой части аудитории. Программе «Намедни» отводилась функция формирования лица канала, особо подчеркивалась ее имиджевая роль. Роль ведущего аудиовизуальных СМИ в формировании имиджа канала – одна из важнейших проблем современного российского телерадиовещания. Имидж (образ) ведущего определяет концепцию канала.
На примере программы «Намедни» можно с уверенностью сказать, что образ, созданный Леонидом Парфеновым в передаче, актуален и по сей день. Это утверждение неоспоримо, потому что Леонид Геннадьевич – мастер своего дела и у него всегда было 4
осознание профессионального долга и социальной ответственности перед аудиторией. Он обладает также такими профессиональными качествами как: умение планировать и прогнозировать результат; коммуникабельность; устойчивость перед чрезвычайными ситуациями; адекватность; красноречивость; полнота и достоверность информации; осознание ответственности и морального долга перед информируемой аудиторией; инициативность.
Таким образом, телемемуары занимают важное место в системе жанров современного российского телевидения. Именно телемемуаристика способствует развитию общества посредством образа ведущего, умного и содержательного разговора на вечную тему «Чтобы помнили».