Телязиоз крупного рогатого скота мясных пород в Северном Зауралье

Бесплатный доступ

Изучено распространение телязиоза у крупного рогатого скота мясных пород в Северном Зауралье. Определена сезонная и суточная динамика численности промежуточных хозяев телязий - зоофильных мух и влияние профилактических инсектицидных обработок на экстенсивность телязиозной инвазии.

Телязии, зоофильные мухи, мясной скот, инсектицидные обработки

Короткий адрес: https://sciup.org/14083454

IDR: 14083454

Текст научной статьи Телязиоз крупного рогатого скота мясных пород в Северном Зауралье

Импортный скот подвергся значительному влиянию экологических факторов, но, несмотря на значительную разницу в климате, животные успешно адаптировались к суровым условиям в регионе, на что указывают высокие показатели воспроизводства коров 2-й генетико-экологической генерации [2, 3].

Помимо абиотических факторов, на ввезенных животных существенное влияние оказывали и биотические, среди которых доминировали паразитарные системы, достаточно широко представленные в Северном Зауралье [4, 5]. Одним из инвазионных заболеваний, имеющих широкое распространение в Тюменской области, является телязиоз [6, 7].

Телязиозы крупного рогатого скота – гельминтозные заболевания, вызванные паразитированием нематод подотряда Spirurata семейства Thelaziidae. Гельминты паразитируют в протоках слезной железы, слезно-носовом канале, под третьим веком и в конъюнктивальном мешке. Клиническое проявление телязио-зов характеризуется развитием конъюнктивитов, кератоконъюнктивитов и язвой роговицы. Отсутствие лечения этого заболевания ведет к снижению привесов и надоев молока, а в запущенных случаях к потере зрения и, как следствие, к преждевременной выбраковке [8–10].

Телязиоз у крупного рогатого скота в Зауралье вызывают два вида нематод: Thelazia gulosa и Th. skrjabini. Поражают они животных не в равной степени, так, доминирующим видом телязий является Th. gulosa, она встречается в 91,3 % случаев, а Th. skrjabini лишь в 8,7 % [10].

Особенностью ведения мясного скотоводства является тот факт, что животные половину года проводят на пастбище, подвергаясь при этом нападению зоофильных мух – промежуточных хозяев телязий.

Учитывая высокую инвазированность аборигенных животных телязиями [10], перед нами была поставлена следующая цель : установить степень заболеваемости скота мясных пород телязиозом, определить факторы, влияющие на уровень инвазирования телязиями в условиях Северного Зауралья.

Материалы и методы. Для изучения распространения телязиоза среди скота импортной селекции проводили осмотр животных и отбирали смывы с конъюнктивальной полости для микроскопического исследования и подтверждения диагноза. С этой целью были обследованы животные пород: герефордская, лиму-зинская, салерс, шароле и обрак. Всего за период с 2002 по 2011 год обследован скот из 12 хозяйств 8 муниципальных районов области, всего 8341 голова крупного рогатого скота мясных пород. Для прижизненной диагностики телязиоза использовали метод Н.М. Городовича (1966). При посмертной диагностике применяли метод К.И. Скрябина (1928) в модификации Н.М. Городовича (1966) и О.Н. Третьяковой (1965).

Для установления сезонной и суточной динамики зоофильных мух – промежуточных хозяев телязий в течение всего пастбищного сезона проводили учет мух за три минуты. Для профилактики телязиоза использовали систематическую обработку животных эмульсиями синтетических пиретроидов. Для инсектицидных обработок крупного рогатого скота применяли штанги горизонтальные распылительные цельнотрубные универсальные (ШГРЦУ), позволяющие равномерно распределить инсектицид по поверхности тела животного, и опрыскиватель портативный ранцевый гидропневматический универсальный (ОПРГПУ), позволяющий при небольшом расходе инсектицида обеспечить его равномерное распределение и удержание на волосяном покрове животных. Все конструкции, используемые в эксперименте для распыления инсектицидов, изобретены доктором ветеринарных наук, профессором, заслуженным деятелем наук Сергеем Дмитриевичем Павловым (ГНУ ВНИИВЭА Россельхозакадемии) [11].

Результаты исследований. В связи с тем, что племенные животные при ввозе в Тюменский регион были взяты под опеку Департамента агропромышленного комплекса и мясной компании, им оказывали пристальное внимание ветеринарные врачи, как государственной службы, так и научного профиля. В результате специально для импортных животных была разработана интегрированная система противопаразитарных мероприятий для крупного рогатого скота мясных пород [12], одним из этапов которой являлись инсектицидные обработки животных эмульсиями пиретроидов против гнуса и зоофильных мух. Ежегодно перед пастбищным сезоном для скота к местам выпаса доставляли и устанавливали опрыскивающие устройства, с помощью которых осуществлялась защита животных от гнуса и зоофильных мух. В зависимости от местности, где располагался скот, возможностей предприятий, квалификации и ответственности персонала, обслуживающего животных, для инсектицидных обработок использовали стационарные устройства в виде штанг (ШГРЦУ) либо портативные ранцевые конструкции. Штанги использовались на пастбищах, где была возможность подключения электроэнергии и использования достаточного количества воды (при каждой обработке на одно взрослое животное необходимо 500 мл, на молодняк 250 мл, то есть на средний гурт из 150 взрослых животных и 30 телят необходимо 85,2 литра воды). Использование ранцевых распылителей для хозяйств наиболее просто, так как на одну обработку гурта из 100–150 голов достаточно двух литров дизельного топлива.

Для определения кратности инсектицидных обработок против промежуточных хозяев телязий были проведены исследования по изучению сезонной и суточной динамики численности зоофильных мух в местах выпаса животных. Установлено, что первые мухи появляются на животных (в зависимости от погоды) с 1–2-й декады мая и паразитируют до 3-й декады сентября (в тёплую осень единичные экземпляры мух встречаются до 1-й декады октября).

Нападение мух на животных при благоприятных условиях отмечалось на протяжении всего светового дня, но наибольшая их активность отмечена с 13 до 20 часов. Как в начале мая, так и в конце сентября на животных нападали единичные экземпляры мух – 2,6 + 0,4 особи (причем в сентябре преобладают кровососущие виды мух). В первой и во второй декаде июня за 3-минутный учет нападение мух равнялось 5,7 + 1,3 и 7,4 + 2,0 особи соответственно. Пик их активности отмечали со второй декады июня по вторую декаду августа. За 3-минутный учет число мух в области головы составило 17,8 + 2,4 особи на одно животное. В третьей декаде августа количество мух на животных резко сокращалось и составляло 4,8 + 0,8 особи.

За период исследований установлено, что не все животноводы добросовестно использовали опрыскивающую аппаратуру в целях профилактики телязиоза. Так, в хозяйствах, где стабильно применяли эмульсии синтетических пиретроидов, заболеваний телязиозом не регистрировали. И напротив, в хозяйствах, где пренебрегали инсектицидными обработками, животные страдали от телязиоза. Так, из 8341 обсле- дованных голов не подвергались профилактическим обработкам вообще или была нарушена их кратность в разные периоды исследований – 1547 голов мясного скота (табл.).

Распространение телязиоза среди крупного рогатого скота мясных пород в Северном Зауралье

Порода обследованных животных

Всего обследовано, голов

В том числе молодняка, голов

Из них инвазировано

Всего больных животных, гол.

ЭИ, всего, %

молодняка

взрослых

голов

ЭИ, %

голов

ЭИ, %

Герефордская

738

159

84

52,8

76

13,1

160

21,7

Лимузинская

338

118

12

10,2

8

3,7

20

5,9

Шароле

142

37

5

13,5

2

1,9

7

4,9

Обрак

126

27

3

10,3

2

2,0

5

4,0

Салерс

203

61

9

14,8

3

2,1

12

5,9

Итого

1547

402

113

28,1

91

8,0

204

13,2

Полученные результаты позволяют утверждать, что крупный рогатый скот мясного направления, расположенный в Северном Зауралье, подвержен инвазированию телязиями. В наибольшей степени заболеваемость телязиозом встречалась у скота породы герефордская (рис.). Данный скот располагался на лесных пастбищах Сладковского района, где инсектицидные обработки не проводились вообще. Обследование проводили в 2005 и в 2006 годах в трех гуртах с разновозрастными животными. Установлено, что из 738 выпасающихся голов телязиоз встречался у 160 животных (ЭИ – 21,7%). Высокоинвазированной группой оказался молодняк до 2 лет, среди которых 52,8 % страдали от телязиоза в отличие от взрослых животных, среди которых телязиоз встречался в 13,1% случаях. Течение заболевания характеризовалось как одно-, так и двусторонним поражением глаз. Так, из 160 голов одностороннее инвазирование было отмечено у 138 голов (86,2%), двустороннее – у 22 голов (13,8 %).

Одностороннее проявление телязиоза у герефордского скота

В меньшей степени инвазировался скот пород лимузинская и салерс, среди которых больных теля-зиозом животных оказалось по 5,9 % от всего поголовья. Из обследованных 338 животных породы лимузин-ская, расположенных в Ишимском районе и не подвергавшихся систематическим профилактическим обработкам, в 2003 году диагноз телязиоз поставили 20 животным, из которых 12 голов (10,2%) – молодняк до

2 лет и 8 голов (3,7%) – взрослые животные. В данном случае двухстороннее поражение глаз наблюдалось только у одного взрослого животного.

Скот породы салерс располагался в Юргинском районе и был обследован в 2006 году, когда регулярных обработок его не проводили. Установлено, что из 203 животных диагноз телязиоз подтвердился у 12 голов, среди которых 9 голов молодняка (14,8%) и 3 (2,1%) головы взрослого скота. Двустороннее поражение глаз у скота породы салерс не регистрировали.

Минимальные показатели по заболеваемости телязиозом отмечены у скота пород обрак и шароле – 4,9 и 4,0 % соответственно.

Животные породы обрак были обследованы в Голышмановском районе в 2003 году на фоне нарушения регулярности инсектицидных обработок. Из обследованных 126 голов с диагнозом телязиоз выявлено 5 животных (4,0%), из них 3 головы молодняка (10,3%) и 2 (2,0%) головы взрослых животных. У всех животных регистрировали одностороннее поражение.

Крупный рогатый скот породы шароле располагался в Сладковском районе, его осмотр мы провели в 2005 году на фоне нарушения систематичности профилактических обработок. Из обследованных 142 голов, больных телязиозом, выявлено 7 животных, из них 5 голов (13,5%) молодняка и 2 (1,9%) головы взрослого скота. Двустороннего поражения скота не выявлено.

Заключение . Полученные результаты позволяют сделать вывод, что отсутствие профилактических мероприятий или нарушение систематичности инсектицидных обработок сказываются на здоровье животных. Так, скот, расположенный на лесных, заболоченных пастбищах, подвергался интенсивному нападению паразитических насекомых, в том числе зоофильных мух – промежуточных хозяев телязий, что привело к высокой заболеваемости телязиозом. Самые значительные показатели регистрировали у скота герефорд-ской породы (ЭИ – 21,7%), причем высокие показатели инвазированности фиксировали у молодняка (ЭИ – 52,8%). Животные этой породы наиболее злокачественно переносили заболевание, так как 13,8 % заболевшего скота имели двустороннее поражение глаз, несвоевременное лечение при котором неминуемо приводило к выбраковке. Опрыскивание инсектицидами, даже и нерегулярное, все же снижало вероятность возникновения телязиоза животных. Так, у животных, подвергавшихся опрыскиваниям инсектициадами несистематически, регистрировали телязиоз, но в значительно меньшей степени.

Таким образом, можно резюмировать, что важнейшим фактором, определяющим заболеваемость скота импортной селекции телязиозом, является наличие или отсутствие профилактических инсектицидных обработок от зоофильных мух – промежуточных хозяев телязий, проводимых в период лета.

Статья научная