Тенденции и особенности интеграционных процессов в биофармацевтической отрасли

Автор: Поспелова И.Н.

Журнал: Вестник Алтайской академии экономики и права @vestnik-aael

Рубрика: Экономические науки

Статья в выпуске: 1 (43), 2016 года.

Бесплатный доступ

Дано определение понятия «биофармацевтический кластер», выделены группы его участников. Изучен отечественный и зарубежный опыт формирования и развития кластерных структур в области биофармацевтики. Выделены преимущества кластеризации биофармацевтической отрасли.

Биофармацевтика, жизнеобеспечение, регион, кластер, инновации, конкурентоспособность

Короткий адрес: https://sciup.org/142179250

IDR: 142179250

Текст научной статьи Тенденции и особенности интеграционных процессов в биофармацевтической отрасли

Локализация в отдельных регионах хозяйствующих субъектов, разрабатывающих и внедряющих технологии производства лекарственных и профилактических средств, позволяет использовать хорошо зарекомендовавшую за рубежом кластерную политику развития биофарма-цевтической отрасли. Ее значение проявляется в необходимости формирования на региональном уровне системы производственных предприятий, научно-исследовательских учреждений и органов государственной власти для повышения конкурентоспособности предприятий отрасли и региона в целом.

При этом биофармацевтический кластер понимается автором как группа географически сконцентрированных предприятий биофармацевтиче-ской отрасли и поддерживающих их организаций (научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений), расположенных в определенном регионе, производящих идентичную или взаимодополняющую продукцию, объединенных информационными потоками и экономическими интересами, за счет чего повышается конкурентоспособность кластера в мировом хозяйстве.

Учитывая специфику биофармацевтики в кластере, должны быть представлены следующие группы участников: биофармацевтические заводы; поставщики сырья и вспомогательных веществ; дистрибьюторы производимой продукции; производители тары и упаковки; информационно-маркетинговые компании; органы власти субъекта РФ; вузы, готовящие квалифицированные кадры и при необходимости занимающиеся научно-исследовательской работой; бизнес-инкубаторы и юридические компании патентных поверенных; лаборатории, в том числе вузов.

В настоящее время в России существует практика формирования и развития кластерных структур в виде некоммерческих партнерств. При этом члены кластерных партнерств представлены четырьмя группами: образовательной, научной, производственной и социальной. Основной целью создания некоммерческих партнерств явля- ется консолидация усилий представленных групп для создания и продвижения инновационной биофармацевтической продукции на российском и зарубежном рынках. При этом в кластере производство продукции может представлять технологическую цепочку производства продукции, начиная от ее разработки и заканчивая продажей.

Как свидетельствует мировой опыт, развитые страны широко практикуют кластерные формы организации предприятий в фармацевтической отрасли. Так, в США действует около 9 фармацевтических и биотехнологических кластеров, в Германии – 4, во Франции – 10 [1].

Отечественный опыт свидетельствует о том, что экономическое развитие отраслей специализации регионов зависит в большей степени от таких факторов, как территориальное расположение и квалификация трудовых ресурсов. Однако наиболее динамично развиваются те отрасли и регионы, где сформировались кластеры.

Ярким примером развития фармацевтики в регионе на основе кластерного подхода является Некоммерческое партнерство (НП) «Центр развития биофармацевтического кластера «Северный». НП представляет объединение Московского физико-технического института (МФТИ) (ядра кластера) с малыми инновационными компаниями, научно-исследовательскими организациями, производственными компаниями, осуществляемое при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Правительства Московской области, администраций городов Долгопрудный и Химки. Кластер «Северный» ориентирован на создание вокруг МФТИ пояса малых инновационных предприятий и корпоративных лабораторий в области живых систем. В состав БФК «Северный», помимо МФТИ, входят фонд «Сколково», Центр высоких технологий «ХимРар», компании «Акрихин», «Герофарм», ГК «Протек», ФГУП НПЦ «Фармзащита» и др. [2].

Представляется, что ключевыми факторами формирования и развития высокотехнологичного кластера «Северный» являются:

  • -    ведущая роль Московского физико-технического института как исследовательского научного центра;

  • -    ведущая роль крупных предприятий;

  • -    зависимость от условий ведения бизнеса, создаваемых государственными органами власти;

  • -    существование единой концепции развития фармацевтической отрасти и региона в целом.

Еще одним примером развития фармацевтической отрасли в регионе на основе кластерного подхода является Калужский фармацевтический кластер, который создан в 2009 г. на основании «Стратегии развития Калужской области», утвержденной руководством региона. Управляющая компания – НП «Калужский фармацевтический кластер» – создана в феврале 2012 г. В качестве учредителей выступили 10 крупнейших мировых и российских фармацевтических компаний: ООО «Ново-Нордиск» (структурное подразделение Novo Nordisk A/S), ООО «Хемофарм» (структурное подразделение STADA CIS в составе международной группы компаний STADA AG), ООО «НИАРМЕДИК ПЛЮС», ЗАО «Берлин Хеми» (структурное подразделение Berlin-Chemie AG в составе международной группы Menarini Ind), а также малые и средние фармацевтические компании: ООО «МИР-ФАРМ», ЗАО «Обнинская химико-фармацевтическая компания» (ЗАО «ОХФК»), группа компаний «Медбиофарм», ООО «БИОН» и Медицинский радиологический научный центр МЗ РФ. В настоящее время резидентами кластера являются 50 отраслевых региональных субъектов. Соучредителями НП «Калужский фармацевтический кластер» стали 16 компаний и научно-исследовательских организаций. На фармацевтических предприятиях кластера выпускают более 50 наименований лекарственных средств (многие входят в список жизненно необходимых и важнейших лекарств), на этапе регистрации находятся более 10 наименований [3].

НП «Калужский фармацевтический кластер» с марта 2013 г. стал членом Европейской платформы кластерного сотрудничества, которая является площадкой, созданной для поддержки и взаимодействия кластеров и способствующей повышению транснационального и международного сотрудничества. Сегодня платформа объединяет более 1900 кластеров из 47 стран мира, включая Южную Корею, Мексику, Австралию, Новую Зеландию, Индию, Мадагаскар многие другие страны [4].

Кластер фармацевтической и медицинской промышленности в Санкт-Петербурге создан в 2010 г. в целях эффективного решения одной из приоритетных задач городского правительства по развитию фармацевтической и медицинской промышленности и сферы биотехнологий. Развитие кластера осуществляется в соответствии с принятой правительством Санкт-Петербурга Концепцией по развитию кластера и в целях обеспечения реализации «Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 г.» и федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» [5].

Далее рассмотрим предпосылки формирования кластерных инициатив в Алтайском крае, которому характерны следующие особенности:

  • -    относительно малый размер регионального рынка сбыта;

  • -    большой природно-ресурсный потенциал;

  • -    наличие специализированной инфраструктуры;

  • -    сельское хозяйство и химическое производство как основные поставщики ресурсов для производства БАД;

  • -    ограниченность производства региона сельскохозяйственным и оборонным секторами;

  • -    высокий уровень конкуренции между товаропроизводителями БАД и космецевтиков;

  • -    активная поддержка региональных органов власти.

Биофармацевтический кластер, созданный на территории Алтайского края, отличается от кластеров Московской и Калужской областей тем, что производимую предприятиями-участниками продукцию можно разбить на 3 группы:

  • 1)    химико-фармацевтическая продукция;

  • 2)    биофармацевтическая продукция (продукция на основе использовании природных ресурсов Алтайского края);

  • 3)    продукты питания с заданными полезными свойствами.

Алтайский биофармацевтический кластер (АБФК) создан в виде некоммерческого партнерства в 2008 г. В его состав вошли: ЗАО «Эвалар», ЗАО «Алтайвитамины», ФНПЦ-НПК «Алтай», ОАО «Востоквит», ЗАО «Бальзам», Институт проблем химико-энергетических технологий СО РАН, НИИ садоводства Сибири им. М.А. Лиса-венко СО РАСН, Бийский технологический институт, ОАО «Михайловский завод химических реактивов», ОАО «Алтайхимпром» им. Г.С. Верещагина, представители администрации Алтайского края и другие участники [6].

Цель деятельности АБФК – способствовать формированию научных и управленческих ре- шений, максимально благоприятствующих развитию кластерных взаимодействий региональной и российской промышленности на основе передовых технологий, производства пищевой и фармацевтической продукции, медицинской техники [7].

Таким образом, функции трех сформированных кластеров (Московского, Калужского – Санкт-Петербургского и Алтайского) соответствуют функциям региональных экономических кластеров:

  • 1)    увеличение производительности труда и эффективности производства за счет географической концентрации компаний-партнеров и компаний-конкурентов из одной отрасли;

  • 2)    стимулирование инноваций за счет информационного обмена между компаниями и их сотрудниками;

  • 3)    упрощение коммерциализации знаний за счет взаимодействия компаний с вузами, НИИ и технопарками, расположенными в географической близости от кластера;

  • 4)    повышение жизненного уровня населения региона.

Все рассматриваемые кластеры, действующие на территории РФ, представляют совокупность предприятий, добившихся конкурентоспособности в ходе взаимного соперничества, способных поддерживать и расширять свои преимущества. Для развития конкурентоспособности участников рассмотренных кластеров и территорий, на которых они сформированы, представляется необходимым:

  • 1)    разработать государственную стратегию инновационного развития регионов на основе объединения интересов региональных властей, образовательной, научной сферы и коммерческих компаний и начать ее реализацию;

  • 2)    способствовать созданию благоприятных условий в кластере для формирования нематериальных активов как основного условия защиты от недобросовестной конкуренции и повышения конкурентоспособности как отдельных участников кластера, так и региона в целом;

  • 3)    обеспечить заданный приоритет инновационной деятельности в кластерных партнерствах;

  • 4)    создавать условия для достижения экономической эффективности использования нематериальных активов, что будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности региона и формированию его бренда (репутации);

  • 5)    развивать кооперацию между государством и частными компаниями.

Отечественный опыт развития биофарма-цевтической отрасли показывает, что именно в рамках кластерных партнерств возможно восстановить жизненный цикл инновационного продукта от идеи до производства. Результатами сотрудничества предприятий, органов государственной власти, научной и образовательной сферы должны стать новые продукты для обеспечения нации качественными и эффективными средствами профилактики различных заболеваний. В рамках кластерного партнерства у отечественных предприятий есть возможности для создания собственных БАД и космецевтиков по классической цепочке «идея – промышленный образец – испытания – совершенствование продукта – производство».

При этом кластеризация биофармацевтиче-ской отрасли позволяет:

  • 1)    переносить и использовать технологии из одной области биофармацевтики в другую через информационный обмен между хозяйствующими субъектами;

3) постоянно повышать квалификацию разработчиков и менеджеров хозяйствующих субъектов, являющихся участниками кластерного формирования;

  • 2)    переносить знания о новых принципах и эффектах, полученных в лабораториях научноисследовательских центров, в промышленные технологии производства;

  • 4)    создать условия для разработки и защиты новых научных технологий как основы для привлечения инвестиций;

  • 5)    минимизировать затраты, связанные с продвижением продукции на национальный и зарубежный рынки;

  • 6)    обеспечить непрерывный процесс внедрения инновационных разработок в области биофармацевтики в промышленное производство;

  • 7)    организовать производство БАД и косме-цевтиков в соответствии с существующими мировыми стандартами качества;

  • 8)    ускорить сроки реализации инвестиционных проектов;

  • 9)    уменьшить инвестиционные риски для участников кластера;

  • 10)    увеличить масштабы производства и усовершенствовать организацию научного сопровождения деятельности биофармацевтических предприятий кластера;

  • 11)    повысить инвестиционную привлекательность региона и увеличить налоговые поступления в бюджеты различных уровней;

  • 12)    снизить трансакционные издержки действия внешних систем, в том числе патентной,

трансформировав их в издержки управления некоммерческим партнерством [8].

При этом затраты, понесенные из регионального бюджета, связанные с формированием и развитием кластера, будут компенсированы за счет налоговых поступлений в региональный бюджет и последовательного увеличения инвестиционной привлекательности региона для привлечения все новых участников биофармацевтического рынка на территорию региона.

В результате формирования и развития био-фармацевтического кластера будут решены задачи в области:

  • -    повышения эффективности и качества БАД и космецевтиков, производимых на территории региона;

  • -    укрепления материально-технического потенциала отрасли;

  • -    развития кадрового потенциала.

Среди направлений реализации кластерной политики развития биофармацевтической отрасли можно выделить следующие:

  • -    поддержка малых и средних предприятий и обеспечение их кооперации со всеми участниками кластера, поскольку именно они являются основными объектами кластерной политики;

  • -    организация научно-исследовательских центров на базе профильных вузов субъектов РФ с целью создания новых и совершенствования производимых БАД и космецевтиков, а также

привлечения квалифицированных специалистов для реализации инновационных проектов;

  • -    создание условий для внедрения в медицинскую практику парафармацевтиков и косме-цевтиков на территории региона;

  • -    разработка специализированных программ обучения и привлечение высококвалифицированного персонала;

  • -    создание положительного имиджа участников кластера и региона, бренда в целом для увеличения доли частных инвестиций.

Кластеризация такой отрасли как биофармацевтика в отдельных регионах является актуальнейшей задачей, о чем свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, а также специфика отрасли, в которой получение качественного конечного продукта связано с проведением клинических исследований и значительными затратами на их осуществление, высокой квалификацией кадров, кооперацией и одновременной конкуренцией. Анализ развития фармацевтической отрасли показывает, что объединение предприятий биофармацевтической отрасли вокруг научноисследовательских центров и вузов позволяет минимизировать трансакционные издержки и повысить уровень рентабельности производства, что в свою очередь способствует росту производства конкурентоспособной продукции и увеличению темпов роста валового регионального продукта.

Список литературы Тенденции и особенности интеграционных процессов в биофармацевтической отрасли

  • Болл, С.В. Особенности формирования фармацевтических кластеров в России/С.В. Болл, С.В. Иванов. -URL: http://www.farmbiotex.ru.
  • Биофармакластер на базе МФТИ. -URL: http://pharmcluster.ru.
  • Биофармакластер на базе МФТИ. -URL: http://pharmcluster.ru.
  • Фармацевтический вестник. -URL: http://www.pharmvestnik.ru/.
  • Биофармакластер на базе МФТИ. -URL: http://pharmcluster.ru.
  • Министерство экономического развития РФ. -URL: http://economy.gov.ru/.
  • Алтайский биофармацевтический кластер. -URL: http://www.altaybio.ru.
  • Пивоварова, Е.В. Устойчивое развитие биофармацевтического производства в Республике Алтай/Е.В. Пивоварова, Д.Г. Галкин//Вестник Алтайского государственного аграрного университета. -2013. -№5. -С. 156-160.
Статья научная