Тенденции и перспективы защиты предпринимателей от незаконного уголовного преследования в современной России

Автор: Козбанов Андрей Игоревич

Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy

Рубрика: Актуальные проблемы адвокатской практики

Статья в выпуске: 1 (32), 2018 года.

Бесплатный доступ

Цель: Определение основных тенденций и возможных перспектив обеспечения защиты предпринимателей от незаконного уголовного преследования в современной России. Методология: Использовались формально-юридический метод, метод сравнительного анализа. Результаты: В настоящей статье автор поднимает крайне актуальную для современной России проблему - возможность защиты предпринимателей от незаконного уголовного преследования. В Уголовном кодексе РФ и правоприменительной практике доминирует избыточная уголовно-репрессивная линия в отношении субъектов предпринимательской деятельности, характеризующаяся криминализацией деяний, не представляющих общественной опасности, и влекущая за собой рост случаев незаконного уголовного преследования предпринимателей. Автор выявляет основные тенденции развития российской уголовно-правовой системы относительно экономических преступлений, обращает внимание на основные изменения в уголовном законодательстве, направленные на защиту предпринимателей от незаконного преследования. Новизна/оригинальность/ценность: Научная значимость настоящей статьи объясняется актуальностью и важностью затронутой в ней темы, практическая значимость - возможностью использования полученных результатов для совершенствования российского уголовного закона и правоприменительной практики.

Еще

Предпринимательство, уголовный кодекс, экономические преступления, декриминализация, гуманизация уголовного права

Короткий адрес: https://sciup.org/140225162

IDR: 140225162

Текст научной статьи Тенденции и перспективы защиты предпринимателей от незаконного уголовного преследования в современной России

Свобода предпринимательства является одним из фундаментальных принципов рыночной экономики. Статья 8 Конституции Российской Федерации гласит, что в стране гарантируется свобода экономической деятельности, а статья 34 Конституции РФ раскрывает этот принцип более детально, подчеркивая право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Однако в процессе выработки механизмов, защищающих молодую рыночную экономику России, государство остановилось на уголовном преследовании как наиболее эффективном средстве воздействия на предпринимателей, демонстри- рующих экономическое поведение, выходящее за установленные законом рамки.

В Уголовном кодексе РФ присутствует целый комплекс статей, предусматривающих уголовную ответственность за совершение экономических преступлений. Однако заложенное в законодательстве уголовно-правовое воздействие на бизнес представляется избыточным, в первую очередь, в силу таких факторов, как криминализация не представляющих общественной опасности деяний (большая часть экономических преступлений), несоразмерность степени общественной опасности данных деяний и установленных за них в Уголовном кодексе РФ уголовно-правовых санкций.

Избыточность уголовно-репрессивных мер в отношении экономических преступлений обусловила развитие правоприменительной практики по пути, представляющему сохранение и усиление многочисленных рисков для отечественного бизнеса. Результатами такой практики стало большое количество уголовных дел, возбужденных в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, но виновность фигурантов которых в процессе расследования оказывается недоказанной. Серьезной проблемой для предпринимательского сообщества стала неоправданная практика применения исключительной меры пресечения в виде заключения под стражу на стадии расследования.

Естественно, что эта тенденция, внимание на которую неоднократно обращали на высшем государственном уровне и президент [4], и премьер-министр [10], и федеральный и региональные уполномоченные по правам предпринимателей [9], крайне негативно отражается на общем состоянии российской экономики, способствуя сохранению низкой инвестиционной привлекательности страны, росту процессов теневизации в экономике и, как следствие, в обществе в целом, снижению мотивации населения страны, в том числе и молодежи, к занятию предпринимательской деятельностью.

Высокие риски привлечения предпринимателей к ответственности за экономические преступления повышают коррупцию в государственном аппарате и правоохранительных органах, поскольку предприниматели стремятся с помощью неформальных механизмов влияния снизить вероятность применения в отношении себя мер уголовно-репрессивного характера. Одновременно жесткость законодательства в отношении бизнеса способствует формированию благоприятной среды для совершения преступлений коррупционной направленности, злоупотребления своими полномочиями со стороны государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов и специальных служб. Так, в 2016 году лишь 15 % уголовных дел, возбужденных в отношении предпринимателей, были доведены до суда [9]. Как отмечает А.Ю. Головин, обращаясь к криминалистическим аспектам проблемы, недобросовестные сотрудники правоохранительных органов могут использовать свои полномочия для организации давления на предпринимателей и манипуляции их поведением в собственных корыстных интересах или интересах третьих лиц [3].

Актуальность проблемы незаконного преследования предпринимателей обусловливает существенный научный и практический интерес к вопросам совершенствования российского законодательства и правоприменительной практики в направлении обеспечения защиты бизнеса от незаконного уголовного преследования. Данным вопросам посвящены работы многих современных представителей уголовно-правовой науки, в том числе И.А. Александровой [1, 2], Г.Е. Есакова [5], П.В. Жестерова [6], Т.О. Кошаевой [7], Л.М. Фети-щевой [12] и др. исследователей.

Еще в декабре 2011 г. в Уголовный кодекс РФ были внесены изменения (ст. 76.1 УК РФ), предусматривающие наличие специального основания для освобождения лица от уголовной ответственности за ряд экономических преступлений в том случае, если оно совершило преступления впервые и выполнило все закрепленные в статье требования.

В Постановлении ВС РФ от 15 ноября 2016 г. № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности» лицам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести в сфере предпринимательской деятельности, была предоставлена возможность ходатайствовать о прекращении уголовного преследования по основаниям, которые предусмотрены статьями 75, 76 и 76.2 УК РФ.

Однако вследствие этих изменений для осуществления уголовно-репрессивных мер в отношении предпринимателей следственными органами стали еще более активно использоваться статья 159 УК РФ и смежные статьи. На это обстоятельство обратили внимание представители экспертного сообщества, юридической науки. Так, с 2012 по декабрь 2016 г. количество преступлений по ст. 159–159.6 выросло с 161 969 в 2012 году до 191 909 в конце 2016 г. [11]. Но здесь следует иметь в виду, что далеко не все преступления по ст. 159– 159.6 можно рассматривать в срезе экономических преступлений, значительная часть из них относится к сегменту общеуголовных.

Таким образом, потребность в защите предпринимателей от незаконного уголовного преследования сохранялась, что детерминировало принятие в конце 2016 года п. 3 ст. 299 УК РФ, в соответствии с которым предусмотрена уголовная ответственность для сотрудников следственных органов за незаконное возбуждение уголовного дела, если это деяние совершено в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или иной личной заинтересованности, а в результате деяния наступило прекращение предпринимательской деятельности либо ей был нанесен крупный ущерб. Однако существенных изменений в правоприменительной практике внедрение данной меры в уголовное законодательство не повлекло.

В российском экспертном юридическом сообществе перспективы декриминализации ряда экономических преступлений и общей либерализации уголовного законодательства в отношении экономических преступлений оцениваются неоднозначно. Уполномоченный по правам предпринимателей Б.Ю. Титов придерживается позиции о необходимости максимально широкой либерализации законодательства в отношении экономических преступлений, а также модернизации правоприменительной практики, в том числе посредством создания отдельного института, занимающегося борьбой с экономическими преступлениями. В.Д. Постанюк предлагает исключить лишение свободы в качестве меры наказания за экономические преступления небольшой тяжести, декриминализацию и административную преюдицию для экономических преступлений небольшой и средней тяжести, прекращение практики привлечения предпринимателей по ст. 159 УК РФ [8]. В то же время, например, И.А. Александрова придерживается точки зрения о необходимости ужесточения уголовного законодательства в отношении экономических преступлений и преступлений коррупционной направленности [1].

Если говорить о существующих тенденциях, то в направлении защиты бизнеса от незаконного преследования мы можем наблюдать постепенное смещение вектора государственной законодательной политики в сторону либерализации экономического блока Уголовного кодекса РФ. Поскольку уголовно-правовая политика государства в конечном итоге является отражением выбранного властью политического курса, можно говорить о поливариативности возможных изменений в законодательстве и правоприменении в сфере защиты предпринимателей от незаконного уголовного преследования.

Список литературы Тенденции и перспективы защиты предпринимателей от незаконного уголовного преследования в современной России

  • Александрова И.А. Определение курса современной уголовной политики противодействия преступности в сфере экономической деятельности//Вестник Нижегородской академии МВД. 2016. № 3 (35). С. 307-310.
  • Александрова И.А. Современная уголовная политика по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции: дис. … д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2016.
  • Головин А.Ю. Задачи криминалистики в сфере защиты предпринимателей от незаконного уголовного преследования//Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 1. С. 26-34.
  • Гордеев В. Путин поручил сократить число проверок и посадок предпринимателей . URL: https://www.rbc.ru/politics/19/08/2017/59982bbc9a7947315eb1cfd3.
  • Есаков Г.А. Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности (ст. 159.4 УК РФ): проблемы применения нормы//Уголовное право. 2014. № 3. С. 40-44.
  • Жестеров П.В. Уголовная репрессия в сфере экономической деятельности в России//Евразийская адвокатура. 2015. № 6 (19). С. 69-75.
  • Кошаева Т.О. Ответственность за преступления в сфере экономической деятельности: пути развития российского уголовного законодательства//Журнал российского права. 2014. № 6. С. 25-31.
  • Незаконное преследование представителей бизнеса в современной России: причины, тенденции и перспективы противодействия. Интервью с адвокатом Владимиром Дмитриевичем Постанюком//Евразийская адвокатура. 2017. № 6 (31). С. 7-11.
  • Титов сообщил Путину о сохранении проблемы с уголовным преследованием предпринимателей . URL: http://tass.ru/ekonomika/4285294.
  • Уголовное преследование за экономические преступления можно заменить штрафом -Медведев . URL: http://www.rapsinews.ru/legislation_news/20140919/272154536.html.
  • Ураков Д.И. Уголовное преследование по уголовным делам о мошенничестве в сфере экономической деятельности: дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2017. С. 4.
  • Фетищева Л.М. Применение мер пресечения при производстве по уголовным делам о преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской деятельности: дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2016.
Еще
Статья научная