Тенденции развития мировой и российской нефтегазовой отрасли

Автор: Алемасова Н.Ф.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 2-1 (11), 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены основные тенденции развития мирового и российского рынка добычи жидких углеводородов и природного раза. Исследованы перспективы разработки нетрадиционных запасов и ресурсов шельфа.

Добыча жидких углеводородов, добыча газа, нетрадиционные запасы, технология gtl, ресурсы шельфа

Короткий адрес: https://sciup.org/140107202

IDR: 140107202

Текст научной статьи Тенденции развития мировой и российской нефтегазовой отрасли

Исследуем тенденции развития нефтяной отрасли в России и мире.

Мировое потребление жидких углеводородов будет расти средним темпом 1,2% ежегодно и достигнет 105 млн. барр./сутки к 2025 г. Наибольшее увеличение спроса на нефть будет приходиться на транспортный сектор, в котором нефть остается основным энергоносителем (доля нефти – более 90%). Потребление жидких углеводородов будет увеличиваться, в первую очередь, за счет развивающихся стран, где транспортный сектор переживает резкий подъем. Ожидается значительный рост количества автомобилей, развитие морского, авиа- и железнодорожного транспорта. Кроме того, росту спроса на нефть в развивающихся странах будет способствовать промышленный сектор, в частности, за счет нефтехимической промышленности. В то же время, потребление жидких углеводородов в развитых странах будет оставаться относительно стабильным из – за невысоких темпов роста экономики и дальнейшего повышения эффективности использования топлива в автотранспорте.

Последнее десятилетие характеризовалось ростом затрат в геологоразведке и добыче, что связано с истощением ресурсной базы традиционной нефти. Растущий спрос на углеводороды заставляет компании вовлекать все более дорогостоящие нетрадиционные запасы в разработку. В частности, вести добычу на глубоководном шельфе, разрабатывать месторождения нефти с высокой вязкостью, вести добычу нефти из низкопроницаемых коллекторов. Сейчас около 15 млн. барр./сутки нефти на рынке имеет стоимость рентабельной добычи выше 70 долл./барр. К примеру, проекты по добыче сланцевой нефти в США окупаются, в среднем, при цене нефти 80 долл./барр. Будущий прирост добычи будет обеспечиваться в основном за счет освоения нетрадиционных запасов. Более 70% прироста предложения жидких углеводородов в 2010 – 2025 гг. будет происходить за счет высокотехнологичных методов разработки и альтернативных видов топлива, таких как сжиженные газы, GTL/CTL и биотоплива. Наибольший прирост добычи будет приходиться на глубоководный шельф, низкопроницаемые коллекторы в США, тяжелую нефть Канады и Венесуэлы. Кроме того, ожидается рост производства сжиженных газов, прежде всего, на Ближнем Востоке и в США.

Развитие технологий по бурению горизонтальных скважин и гидроразрыву пласта позволили сделать рентабельным вовлечение в разработку значительного объема нетрадиционных запасов углеводородов в США. В первую очередь началось активное освоение запасов сланцевого газа, что впоследствии привело к обвалу рыночных цен на газ. Запасы сланцевой нефти в США неоднократно пересматривались в течение последних нескольких лет. В 2008 г. Геологическая служба США (USGS) оценила извлекаемые запасы нефти по формации Баккен в 3,65 млрд. барр. В 2013 г. ведомство повысило оценку запасов до 7,4 млрд. барр. При прогнозировании добычи сланцевой нефти, необходимо учитывать потенциал по бурению скважин. Максимальное количество скважин будет зависеть от продуктивной площади пригодных для бурения участков и плотности сетки скважин. По имеющимся оценкам, максимальное количество скважин, которое можно пробурить в формации Баккен на территории Северной Дакоты составляет 33 – 39 тысяч. С увеличением плотности сетки скважин удельные запасы на скважину снижаются, что также необходимо принимать во внимание при прогнозировании добычи. Интенсификация добычи сланцевой нефти путем увеличения темпов бурения приведет к быстрому исчерпанию ресурсов. Поддержание стабильно высоких уровней добычи потребует дальнейшего наращивания числа буровых установок, что повлечет за собой потребность в дополнительных буровых бригадах. Однако одной из проблем является недостаток квалифицированных специалистов по гидроразрывам пластов. Добыча сланцевой нефти требует использования большого количества водных ресурсов. При проведении гидроразрыва пласта потребляется 5 – 19 млн. литров воды. Это может послужить ограничением в отдельных регионах добычи. Существуют опасения относительно экологической безопасности добычи сланцевой нефти. При проведении гидроразрыва пласта на малых глубинах есть риск попадания химреагентов в грунтовые воды. Также могут возникать проблемы с утилизацией отработанного раствора. Добыча также может быть сопряжена с выбросами метана и прочих опасных соединений в атмосферу.

По мере истощения традиционных запасов нефти на суше ресурсы шельфа играют все более заметную роль в обеспечении растущего потребления. Доказанные запасы нефти на шельфе оцениваются в 280 млрд барр., а добыча составляет примерно 30% от мировой. С развитием технологий увеличивается глубина осваиваемых шельфовых месторождений. Около 27% шельфовой добычи приходится на глубоководье (глубина более 300 м), и эта доля будет со временем расти. В настоящее время существует технологическая возможность по бурению на глубинах, превышающих 3000 м. Однако разработка таких запасов предполагает многомилионные инвестиции. Существенный прирост добычи ожидается после 2015 г., когда будут введены в эксплуатацию новые крупные месторождения.

Наиболее перспективной альтернативой нефтяным топливам, является технология Gas to Liquids (GTL). Технология, основанная на синтезе жидких топлив из угольного метана. GTL – технология дает возможность перерабатывать метан, содержащийся в природном газе в широкий спектр продуктов, важнейшими из которых являются дизельное топливо и керосин с улучшенными экологическими характеристиками. Крупнейшим действующим проектом является Pearl GTL в Катаре. Единственным проектом, находящимся в стадии строительства, является Escravos GTL в Нигерии. Небольшое количество действующих и запланированных проектов обусловлено высокой стоимостью строительства установок GTL. В ближайшие несколько лет технология GTL не будет представлять серьезной угрозы для нефтяной промышленности. Однако в более отдаленной перспективе ситуация может кардинально измениться в связи с дальнейшим развитием методов переработки метана [3].

Говоря о перспективах развития российской нефтяной отрасли стоит отметить дальнейшее развитие нефтеперерабатывающей промышленности: планируется ввод мощностей, направленных на углубление вторичных процессов на ряде действующих предприятий, также строительство нового нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в г. Находка.

В нефтетрубопроводных мощностях произойдет завершение проекта «Восточная Сибирь – Тихий океан» с возможным ответвлением в Китай, ввод в эксплуатацию нефтепровода «Бургас – Александруполис», строительство второй нитки Балтийской трубопроводной системы, нефтепровода Харьяга – Индига, расширение нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума [1].

Далее рассмотрим перспективы развития мирового и российского рынка газодобычи.

Ключевыми факторами роста спроса на газ стали экологичность и низкая стоимость по отношению к другим видам ископаемых топлив. В Азии и на Ближнем Востоке газовая генерация будет заменять угольную и нефтяную соответственно. Потребление газа также будет расти в Северной Америке. Еще один драйвер роста генерирующих газовых мощностей — опасения многих стран по поводу безопасности и надежности атомной электроэнергетики. Ключевым регионом роста потребления газа будет являться Китай, который к 2020 году станет одним из крупнейших в мире потребителей и импортеров газа. Потребление газа в мире до 2025 г. будет расти темпом 2,2% ежегодно. Таким образом, потребление газа будет расти наиболее высокими темпами среди ископаемых видов топлива.

Рост добычи нетрадиционного газа позволит США в середине текущего десятилетия начать экспорт газа и, по различным оценкам, стать нетто-экспортером газа к 2020 г. Основным преимуществом американских проектов сниженного природного газа являются сравнительно низкие капитальные затраты в связи со значительным количеством уже построенной импортной инфраструктуры, которая может быть быстро подготовлена для начала экспорта сжиженного природного газа. Значительные ресурсы нетрадиционного газа есть в Азии и Латинской Америке, при этом наилучшими условиями для добычи сланцевого газа обладает Китай. Стоит отметить, что неразвитость газовой инфраструктуры и жесткая ограниченность водных ресурсов в Китае не позволят в ближайшей перспективе сделать себестоимость добычи нетрадиционного газа столь же низкой и прирост добычи столь же быстрым, как в США. Для наращивания добычи требуется большое количество современных буровых установок, в настоящий момент подобный парк необходимого размера есть только в Северной Америке. Еще одним ограничивающим фактором, помимо наличия в достаточном количестве квалифицированного персонала, является наличие мощностей для гидроразрыва пласта.

Наряду с прогрессом в освоении нетрадиционных ресурсов открываются новые крупные месторождения традиционного газа в новых регионах мира. Новыми источниками предложения газа на мировой рынок в скором времени могут стать месторождения Юго – Восточной Африки и Восточного Средиземноморья. Общий ресурсный потенциал региона может поддерживать экспорт на уровне 70 млн. т сжиженного природного газа в год, что наделяет регион экспортным потенциалом сравнимым с потенциалом США. Юго – Восточная Африка обладает хорошим расположением для поставок сжиженного природного газа на рынки Азиатско – Тихоокеанского региона, что, с учетом роста взаимосвязанности рынков, приведет к увеличению конкуренции и в Европе. С целью минимизации издержек в цепочке создания стоимости доли в добывающих проектах региона приобретают китайские и индийские вертикально – интегрированные компании. В самой Европе шельф Восточного

Средиземноморья к началу следующего десятилетия может стать новым глобальным источником сжиженного природного газа. Суммарные извлекаемые ресурсы средиземноморского шельфа Израиля, Кипра, Ливана и Египта, по разным оценкам, составляют несколько триллионов кубических метров газа.

Несмотря на прогнозируемые высокие темпы роста потребления газа в мире, спрос на газ в Европе вряд ли существенно возрастет в ближайшие 5 – 10 лет. Вызванное сланцевой революцией сокращение потребления энергетического угля в США привело к значительному росту предложения угля на европейском рынке при снижении цен на него. В результате уголь оказался экономически предпочтительнее газа в европейской генерации. Замещению газа углем также способствует низкая стоимость квот на выбросы углекислого газа. Низкие темпы роста экономики не позволяют ожидать значительного роста потребления газа в Европе, в отличие от быстрорастущих газовых рынков Азии и Ближнего Востока [3].

Что касается перспектив развития российский нефтегазовой отрасли, стоит отметить что разработка сланцевой нефти и газа в ближайшем будущем не предвидится, поскольку на данном этапе развития отрасли их добыча не рентабельна и экологически небезопасна, однако «Газпром» эксплуатирует 2 экспериментальные скважины. Необходимо повысить отдачу пластов на освоенных месторождениях за счет применения новых технологий интенсификации скважин [2].

Развивается добыча углеводородов на российском шельфе. Были введены в эксплуатацию Ванкорское, Верхнечонское, Приразломное и Бованенковское месторождения и ожидается ввод еще нескольких крупных месторождений.

Учитывая растущее значение сжиженного природного газа на мировом рынке природного газа, будут созданы новые мощности для его сжижения в России. На данный момент в России работает один завод по сжижению природного газа на Сахалине, его доля в мировой торговле составляет 4%. Для увеличения доли экспорта будет разработан режим организации экспорта с более широким кругом компаний. Также обсуждается строительство новых мощностей по сжижению природного газа на Ямале, на Сахалине и в приморском крае.

Перспективным рынком сбыта для России будут являться страны Азиатско – Тихоокеанского региона, в которых наблюдается высокий рост потребления энергоресурсов. Что связано, в первую очередь, с самыми высокими темпами экономического роста и большим потенциалом роста потребления населения [3].

Предусмотрено дальнейшее развитие газотранспортной системы: ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток», полная загрузка газопровода «Голубой поток», строительство газопровода «Южный поток» [1].

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод о ключевой роли нефтегазовой отрасли в структуре топливно – энергетического комплекса Российской федерации, поскольку он обеспечивает 30% ВВП и 70% доходов от экспорта. По объемам добычи нефти и газового конденсата Россия занимает 2 место после Саудовской Аравии, в 2013 году объемы их добычи составили 532,2 млн. т, в отрасли газодобычи Россия уступила лидирующую позицию Соединенным Штатам Америки и в 2013 году объем добычи газа составили 668 млрд. куб. м. Среди основных тенденций развития нефтегазовой отрасли можно выделить увеличение спроса на нефть и нефтепродукты в основном за счет транспортного сектора, освоение шельфа и месторождений с нетрадиционными запасами, использование альтернативных видов топлива. Для России ключевыми тенденциями будут являться развитие нефтеперерабатывающей промышленности, создание новых мощностей сжижения природного газа, разработка шельфа, расширение географии сбыта за счет стран Азиатско – Тихоокеанского региона.

Статья научная