Теологический историзм: аспекты взаимоотношений христианства и истории

Автор: Колесников Сергей Александрович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Историософия

Статья в выпуске: 3 (106), 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается проблема смысла исторического процесса, фундаментальные основания которого обретаются в религиозно-духовном мировидении. Обессмысливание истории в современной культуре приобретает стратегический размах, и этим тенденциям необходимо противопоставить духовные альтернативы подлинного смысла истории. В принятии смысла истории, в самом процессе его поиска раскрывается степень зрелости методологии исторического исследования. Максимально результативным действием, как представляется, в преодолении современных тенденций аномии истории должна стать активация ресурса христианско-сакрального историзма. Одним из примеров подлинного христианского историзма выступает Символ веры как историческое явление и как явление, преображающее историю. Открытость истории, глубинные исторические интуиции, отточенный механизм духовноисторической памяти-преемственности, ресурс благодатно-динамического преображения истории и другие концепты определяют специфику христианско-теологического историзма (теоисторизма). Теологический историзм способен сохранить адекватно-духовное понимание истории, предлагает свои, церковно выверенные методики истинности истории, позволяющие выявить сакральные смыслы исторических побед и поражений. Основы тео-историзма требуют своей дальнейшей разработки, это скорее еще комплекс вопросов, а не сложившихся системных ответов. На данном этапе первоочередной задачей становится моделирование контуров ситуации вопрошания о сущности, методологии, профессиональных перспективах тео-историзма.

Еще

Теологический историзм, христианство и история, религиозный смысл истории, духовные основания изучения истории

Короткий адрес: https://sciup.org/140301642

IDR: 140301642   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2023_3_277

Список литературы Теологический историзм: аспекты взаимоотношений христианства и истории

  • Бальтасар (2006) — Бальтазар Г. У., фон. Теология истории. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. 136 с.
  • Барт (2006) — Барт К. Введение в евангелическую теологию. М.: Центр Нарния, 2006. 192 с.
  • Барт (2010) — Барт К. Толкование Посланий к Римлянам и Филиппийцам. М.: ББИ, 2010. х + 306 с.
  • Барт (2016) — Барт К. Послание к Римлянам. 2-е изд. М.: Изд-во ББИ, 2016. Iii + 521 c.
  • Бердяев (1990) — Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 176 с.
  • Блок (1986) — Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М.: Наука, 1986. 254 с.
  • Василий Кривошеин — Василий (Кривошеин), архиеп. Символические тексты в Православной Церкви. Электронная библиотека Одинцовского благочиния. URL: http://www. odinblago.ru/sivolicheskie_teksti (дата обращения: 07.07.2023).
  • Из истории русской культуры, т. 4 (1996) — Из истории русской культуры. М.: Языки русской культуры, 1996. Т. 4. 844 с.
  • Карташев — Карташев А. В. Церковь в ее историческом исполнении. URL: http://www. golubinski.ru/ecclesia/kartashev/vlijanie.htm (дата обращения: 07.07.2023).
  • Коллингвуд (1980) — Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980. 486 с.
  • Костромин (2012) — Костромин К., свящ. История славянского текста символа веры через призму истории раскола XVII в. // Христианское чтение. 2012. № 3. С. 32-65.
  • Кроче (1998) — Кроче Б. Теория и история историографии. М.: Языки русской культуры, 1998. 192 с.
  • Мейндорф (2007) — Мейендорф И. Византийское наследие в Православной Церкви. Киев: Центр православной книги, 2007. 352 с.
  • Молчанов (1986) — Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. М.: Международные отношения, 1986. 445 с.
  • Отто (2008) — Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. 272 с.
  • Павленко (2000) — Павленко Н. И. Петр I. М.: Молодая гвардия, 2000. 428 с.
  • Соловьев (1881) — Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.: Унив. тип. (Катков и К°), 1881. Т. 4. 413 с.
  • Соловьев (1962) — Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М.: Соцэкгиз, 1962. Кн. 8. 674 с.
  • Творения святого Ипполита (1898) — Творения святого Ипполита, епископа Римского, в русском переводе. Вып. 1-й. Казань: Казанская духовная академия, 1898.
  • Тойнби (1991) — Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. 736 с.
  • Тош (2000) — Тош Дж. Стремление к истине: Как овладеть мастерством историка. М.: Весь Мир, 2000. 294 с.
  • Успенский (1996) — Успенский Б. А. Избранные труды. Т. I: Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Языки русской культуры, 1996. 608 с.
  • Флоровский (1998) — Флоровский Г.В. Догмат и история. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1998. 488 с.
  • Флоровский (2005) — Флоровский Г.В. Христианство и цивилизация. СПб.: Изд-во РХГА, 2005. 862 с.
  • Флоровский: Богословские статьи — Флоровский Г.В. Богословские статьи. Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florovskij/bogoslovskie-stati-o-svjashennom-pisanii-vypusk-1/#0_1 (дата обращения: 07.07.2023).
  • Хайдеггер (1993) — Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 447 с.
  • Ченцов (1869) — Ченцов Н. Древние формы символа веры Православной Церкви, или так называемые апостольские символы. СПб.: Тип. департамента уделов, 1869. 207 с.
  • Шпенглер (1993) — Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1993. Т. 1. 663 с.
  • Элиаде (1987) — Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. 312 с.
  • Duby, Lardreau (1980) — Duby G., Lardreau G. Dialogues. Paris: Flammarion, 1980. 198 p.
  • Oakeshott (1933) — Oakeshott М. Experience and Its Modes. Cambridge, 1978. 369 р.
Еще
Статья научная