Теоретические основы концепции социоэкономического пространства
Автор: Матвеев Михаил Михайлович
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Экономика
Статья в выпуске: 3, 2011 года.
Бесплатный доступ
Экономические, социальные, политические трансформации охватили современные общества и государства. Научное обоснование этих изменений в современных исторических условиях является важной междисциплинарной задачей. Сегодня сложился ряд направлений обоснования теоретических и методологических аспектов теорий экономического и социального пространства. При этом следует признать, что пока еще не выработаны единые концептуальные положения для этих теорий, которые позволили бы интегрировать разработанные положения экономического пространства и социального пространства в единую, логическую концепцию социоэкономического пространства. Одна из причин такого положения, на наш взгляд, заключается в том, что еще не найдены совместимые теоретико-методологические основы, на которых могут базироваться эти концепции. Задача поиска концептуальных основ единства теорий экономического и социального пространства в одну концепцию социоэкономического пространства определила цель данного исследования.
Социоэкономика, экономическое и социальное пространство, социальные отношения, воспроизводство, экономика
Короткий адрес: https://sciup.org/14931325
IDR: 14931325
Текст научной статьи Теоретические основы концепции социоэкономического пространства
Новый ракурс для определения наблюдаемых в обществе трансформаций дает концепция социоэкономического пространства. Данная концепция рассматривали ученые: П. Бурдье, К. Поланьи, М.А. Шабанова, Н. Биггарт, М. Грановеттер, Т.И. Заславская, П. Сорокин и др. Однако следует признать недостаточность данных исследований.
Актуальность проблемы методологического определения единства социоэкономи-ческого пространства как системы экономического и социального пространства в эволюционном процессе социально-экономического развития постсоветских независимых государств в условиях глобальных изменений, думается, является бесспорной. Отсутствие единого подхода к существующим теориям экономического и социального пространства не позволяет приступить к разработкам ряда практических проблем системного функционирования единого социоэкономического пространства на территориях стран СНГ.
Проблема научно-практического обоснования новых моделей хозяйственного развития, которые должны основываться как на принципах рыночной организации, так и на фундаменте социальных отношений, сложившихся исторически и закрепленных традиционно, юридически и культурно, включает в себя и определение взаимосвязи различных методологических подходов к категории пространства.
Известно, что физическое, политическое, экономическое, социальное пространство являются пространствами различных категорий и описываются своими науками по-разному.
Концепция социоэкономического пространства должна включать общие методологические свойства, которые совпадают и едины для различных типологических состояний данной категории. Так еще французский социолог Пьер Бурдье писал, что «физическое пространство определяется по взаимным внешним сторонам образующих его частей, в то время как социальное пространство – по взаимоисключению (или различению) позиций, которые его образуют, так сказать, как структура рядоположенности социальных позиций» [1, с. 36–77].
Важной проблемой, требующей практической реализации, также выступает потребность в инструментарии, позволяющем анализировать состояние социоэкономического пространства в плоскости территориально-политических образований как единого целого. Отсюда вытекает необходимость теоретико-методологического определения характеристик социоэкономического пространства для прогнозирования и управления социальноэкономическим развитием содружества государств, государства, региона в контексте формирования единого социально-экономического пространства.
Главной целью данного исследования является определение общих элементов, позволяющих создать единый методологический подход к объединению в единую концепцию существующих теорий экономического пространства и социального пространства.
И. Кант писал в трактате «К критике чистого разума»: «Вне себя мы не можем наглядно представить времени, точно так же как пространство нельзя представить находящимся внутри нас» [2]. Как философские категории пространство и время и сегодня не имеют однозначного определения среди ученых. Однако в понятийном аппарате существует их определение, основанное на философско-физическом взгляде на предмет исследования. Так в «Физическом энциклопедическом словаре» сказано, что «Пространство – это совокупность отношений, выражающих координацию материальных объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентацию). Пространство выражает порядок расположения одновременно существующих объектов, их протяженность. Время – совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность» [3, с. 22–35].
В экономической литературе известно множество публикаций на эту тему. В этих работах исследуются различные виды пространств: социальное, экономическое, финансовое, инновационное, информационное, глобальное и др. При этом каждое из видов пространства «вычленяется» для проведения соответствующего анализа в соответствии с определяемой целью, задачами, объектом и субъектом, предметом исследования, а также подходом, который использует автор для своего исследования.
В рассмотренной нами литературе часто экономическое пространство рассматривается авторами как категория, тесно совмещенная с так называемой «теорией размещения производства». Известно, что впервые в этой теории экономику начали рассматривать как пространственную категорию [4]. Определенный вклад в теорию экономического пространства внес Ф. Перрокс, по мнению которого экономическое пространство является силовым полем, порожденным предприятиями, фирмами и их взаимодействиями. Часто в экономической литературе под экономическим пространством понимают определенные географические рамки, в которых функционирует экономическая система. При этом границами таких рамок у различных авторов определяются границы от мирового экономического пространства до региональных экономик.
Исследования работ экономистов, связанных с теорией экономического пространства, дают возможность сделать вывод о том, что при многообразии различных подходов большинство их основано на «территориальном» принципе отношения к категории экономического пространства, так как экономическое пространство в этих исследованиях рассматривается с точки зрения географических рамок хозяйствования, осуществления воспроизводственных процессов.
Из практического опыта функционирования фирмы можно сделать вывод, что взаимодействие пространства и времени в воспроизводственных процессах находит свое отражение в эффективности хозяйственной деятельности фирм как особого вида движения. Это «движение» можно измерить «отношением освоенного полезного пространства к времени его освоения или затратам на это ресурсов своей жизни». Значит, под экономическим пространством следует понимать то пространство, «в котором ведется хозяйство, идут экономические процессы» [5, с. 44–55].
Из этого можно сделать вывод, что экономическое пространство характеризуется экономическими категориями: стоимостью, полезностью, эффективностью; имеет меновую и потребительную стоимость, цену, ценность; выражается через издержки и доходы; определяется инвестициями и прибылью. При этом «параметры и тенденции эволюции экономического пространства отражают логику и динамику воспроизводства его эндогенных компонентов – факторов производства [5, с. 58–70]:
– человеческого (А);
– технического (Т);
– природного (М);
– институционального (Ins);
– организационного (О);
– информационного (Inf)».
А значит, производство продукта можно представить как функцию (F) взаимодействия всех его факторов:
Q = F (A, Т, М, Ins, О, Inf).
Все эти факторы относятся к деятельности человека, являются определенными элементами человеческого труда, а значит его бытия, существования, общения, отношений и реального взаимодействия в экономическом пространстве. Следовательно, экономическое пространство можно представить в определенной мере обособленным видом жизнедеятельности, жизненным пространством, которое создается особой системой отношений между людьми «в трансформациях и трансакциях факторов».
Следует отметить и другие контексты данной категории. Так, политический контекст категории «экономическое пространство» – как «единое экономическое пространство», т. е. экономическую зону, образованную несколькими объединившимися в экономический союз государствами. В социально-юридическом контексте единое экономическое пространство отражает единую социально-правовую базу, выравнивание темпов развития отдельных регионов и даже государств [6, с. 11–22].
Известно, что физическая пространственная модель дополняется равноправным временным измерением. В нашей работе также понадобится дать определение времени как экономической и социальной категории. Время в философском смысле – это «особая форма существования развивающейся материи». В астрономическом смысле –
«это время, измеренное на основе наблюдений вращения Земли вокруг оси относительно звезд и Солнца» [7].
В экономике время – это «время реакции конкретных активов на изменение общей экономической ситуации» [8]. Под реакцией следует понимать такое изменение факторов производства, которое ведет к изменению объемов производства и, следовательно, объемов предложения. Изменение общей экономической ситуации означает изменение потребностей, которое ведет к изменению платежеспособного спроса и изменению производственных технологий. Время реакции – это длительность адаптации экономических процессов, в том числе активов фирмы к происходящим изменениям внешних условий.
Социальное пространство – термин, введенный П. Бурдье в работе «Физическое и социальное пространство» для обозначения абстрактного пространства, конституированного ансамблем подпространств или полей, которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала. Рассматривая категорию «социальное пространство», следует сказать о том, как эта категория определена в соответствующей литературе.
Один из первых социологов, говоривших о социальном пространстве и времени, – Г. Зиммель – сводил общество к взаимодействию индивидов, а это взаимодействие к пространству и времени как чистым «социальным формам» кантианского толка. М. Кастельс утверждал, что «социальное пространство не есть отражение, фотокопия общества, оно и есть общество» [9, с. 44]. П. Сорокин различал социальное и геометрическое пространство. Он сводил социальное пространство к «народонаселению Земли, к системе социальных отношений индивидов, групп, популяций, составляющих его координаты» [10, с. 111–120]. И. Валлерстайн в своих исследованиях отмечает, что «традиционная культура социологии Дюркгейма, Маркса и Вебера не знала проблемы социального времени. Эта культура признавала, с одной стороны, вечное время, а с другой – эпизодическое». Но ни вечное, ни эпизодическое время, как мы сегодня знаем, не является социальным временем, т. е. временем, которое построено и определяется существованием человеческого общества [11, с. 58–60].
П. Бурдье в «Социологии политики» рассматривает общество как «многомерное пространство, а социологию – как социальную топологию, где социальный мир можно изобразить в форме многомерного пространства». По его мнению, «структуру социального пространства составляет ансамбль четырех полей практик: экономической, социальной, культурной, политической, определяющих его многомерность и связанных между собой». При этом борьба за социальное пространство и власть над ним сосредоточивается вокруг соответствующих ресурсов: экономического – капитала; социального, культурного, политического, называемого им «символическими». Структура социального пространства, по его мнению, определяется «структурой распределения капитала и прибыли, специфических для каждого отдельного поля» [12, с. 154–159]. Социальное пространство – это один из видов пространства, наравне с физическим, экономическим, политическим, образовательным, экологическим, символическим и иными; совокупность процессов, отношений и взаи-мозависимостей в социальной сфере, иерархически связанных между собой. Обобщая рассмотренные подходы к определению социального пространства, следует сказать, что данная категория, как правило, определяется совместно с категорией «время» в совокупности, давая возможности оценки социальных общественных отношений в динамике.
Социальное пространство-время – это ряд параметров, таких как: физическое место, последовательность событий в вечном времени, социальные факты, параметры, измерения, компоненты общества, соединяющие это общество в целом и дополняющие физическое пространство-время [12, с. 48–55].
Далее для более полного понимания рассматриваемого предмета следует дать определение понятию «социальное время». Социальное время – время, в которое человеческая активность создает общество. Характеризуется возможностью ускорения или замедления в зависимости от частоты событий. Понятие социального времени, которое отлично от астрономического, предложили социологи П.А. Сорокин и Р. Мертон, связав его со временем выполнения общественных функций [13, с. 48]. Э. Жак охарактеризовал социальное время как время «намерений», в отличие от астрономического времени «последования» [14, с. 47–48]. Это время намерений и есть «проживаемое время интенций». Т. Хагерстранд описывает социальное время как время, воплощенное в событиях, вещах, условиях [15, с. 28–29].
Активные взаимные воздействия и отношения, возникающие в экономических и социальных процессах и протекающие в пространственно-временном континууме, определили актуальность развития междисциплинарного научного направления – социоэкономики, задача которой состоит в раскрытии социальной функции и объяснении хозяйственной деятельности в социальном контексте. Социальный контекст включает духовные, нравственные ценности, социальные приоритеты, предпочтения, которые оказывают влияние на хозяйственную, экономическую деятельность на макро- и микро уровнях.
В рамках концепции социоэкономического пространства проведем анализ категориям: «экономическое пространство», «экономическое время», «социальное пространство», «социальное время» и определим теоретические основы концепции социоэкономического пространства.
Физическое место экономических отношений, факторов, параметров, измерений, компонентов производственных процессов, происходящих между экономическими агентами по поводу процессов воспроизводства и основанных на финансово-технологических инструментах и механизмах, определяют экономическое пространство, дополняющее физическое пространство как его составную часть.
Социальное пространство – это ряд параметров, таких как: физическое место, социальные факты, параметры, измерения, компоненты общества, соединяющие это общество в целом и дополняющие физическое пространство, а также совокупность процессов, отношений и взаимозависимостей в социальной сфере, иерархически связанных между собой.
Обеим категориям свойственны отношения с категорией физического пространства как составных частей одного целого – общего пространства.
Экономика – хозяйственная деятельность – определяет экономическое пространство как физическое, географическое место для осуществления хозяйственной деятельности.
Социология, будучи наукой об обществе, цель которой – анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия, определяет социальное пространство как физическое, географическое место осуществления различных и многообразных социальных отношений и взаимодействий, в том числе и экономических.
Концепция социоэкономического пространства, по нашему мнению, может включать физическое пространство в качестве элемента сложной структуры неравновесной системы, объединяющей многообразие различных социальных отношений и взаимодействий с целью осуществления экономической деятельности в процессе общественного воспроизводства.
Ссылки:
Список литературы Теоретические основы концепции социоэкономического пространства
- Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
- И. Кант. К критике чистого разума. М., 2003.
- Физический энциклопедический словарь. М., 2001.
- И.Г. фон Тюнен. Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии. Карлсруэ, 1857.
- Иншаков О.В., Фролов Д.П. Экономическое пространство и пространственная экономика//ЭНСР. 2005. № 4 (31).
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
- Физический энциклопедический словарь. М., 2001..
- Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000. 385 с.
- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
- Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире/пер с англ. П. М. Кудюкина, под общей ред. Б. Ю. Кагарлицкого. СПб., 2001. 416 с.
- Sorokin P., Merton R.K. Social Time: A Methodological and Functional Analysis//American Journal of Sociology. 1937. Vol. 42. № 5. P. 615-629.
- Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время в поисках утраченного. М., 1997.
- Зарубин А.Г. Социальное время и особенности изменения его свойств в периоды общественно-политических кризисов//Вестник Ростовской гос. экономической академии. 2000. № 2 (12).