Теоретические основы обеспечения безопасности финансово-экономической системы России

Автор: Лысенко Ю.В.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 5-1 (18), 2015 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140114503

IDR: 140114503

Текст статьи Теоретические основы обеспечения безопасности финансово-экономической системы России

Стратегические и программно-целевые методы, используемые при разработке основ обеспечения безопасности финансово-экономической системы Российской Федерации, направлены на выполнение интересов национальной экономики страны в ситуациях усиления общемировых рисков и на формализацию концепции национальной безопасности страны. Благодаря грамотному выбору методов научно и цивилизованно должно идти построение управленческого процесса, который должен обеспечивать устойчивое развитие России.

В связи с все большей открытостью мировых национальных систем особенно актуальными становятся мероприятия по обеспечению государственной безопасности. Безопасность нации – понятие емкое и общесистемное, которое масштабно отражает не только задачи по сохранению единой суверенности государства, но показывает и выполнение задач по обеспечению устойчивого развития страны при участии в глобализирующейся мировой финансово-экономической системе в соответствии с обозначенными приоритетами и целями жизнедеятельности нации. Разработка основ безопасности вызвана тем, что в процессе глобализации финансово-экономических систем наблюдаются серьезные противоречия, которые создают угрозы стабильному развитию и неделимости страны, угрозы государственным объединениям [1].

Финансово-экономическая безопасность является основным элементом национальной безопасности. Исследование научной литературы показало, что проблемам экономической безопасности уделяется большое внимание, а проблемам финансовой безопасности – значительно меньше. Выявление состава и специфики рисков, способных нанести существенный ущерб финансовой безопасности государства, не имеет системного характера. Часто финансовую безопасность рассматривают как составную часть экономической безопасности, но в процессе ее исследования не учитывается ряд основных законов, позиций и методов анализа функционирования взаимосвязанных экономической и финансовой систем.

Составными элементами национальной защищенности неотъемлемо рассматриваются финансовая безопасность и экономическая безопасность. Эти виды безопасности взаимосвязаны, но они не являются равнозначными элементами единого целого. В обстановке усиления рисков и угроз эффективность политики безопасности нации при соблюдении ее государственных интересов может состояться только при помощи синергетических эффектов от взаимодействия ее неотъемлемых компонентов. Для этого актуально рассмотрение с позиций государственных интересов России взаимозависимостей и взаимосвязей экономической и финансовой безопасности. Необходимо сформулировать авторское определение финансово-экономической безопасности [2].

Итак, под финансово-экономической безопасностью страны нами рассматривается уровень развития финансово-экономической системы, который отражает национальную силу государства. Развитая финансовоэкономическая система обеспечивает необходимые и достаточные условия, позволяющие разрешить внутренние противоречия и преодолеть внешние угрозы. Тем самым при сохранении целостности и единства страны развивается национальная самодостаточность, успешно реализуются национальные интересы, сохраняется общественно-экономическая и финансовая стабильность, может в какой-то степени достигаться геоэкономическое превосходство.

В последнее время в определении условий развития экономики ведущую роль играет финансовая сфера и финансы занимают первое место. На значение, сущность и ролевое место финансов влияют мировые процессы глобализации и интернационализации. По причине нарастания процессов дерегулирования и глобализации финансовая сфера гипертрофируется. Такое развитие меняет сущность финансового рынка, который становится особым надэкономическим финансовым производством, действующим по своим законам, использующим свои уникальные технологии. Следствием этого становится ослабевание народнохозяйственных инструментов управления, изменение схем распределения доходов, изменение содержания многих других базовых категорий.

В XXI в. нарастает диспропорциональное противоречие между необходимостью обеспечивать темпы экономического роста в соответствии с темпами увеличения населения и потенциалом экономики, природы удовлетворения потребностей. Данное противоречие в последние десятилетия сглаживается стимулированием не собственно экономического роста, а глобализацией и развитием финансовых рынков, что косвенно воздействует на экономику и ее восприятие социумом. В результате финансовая система стала основополагающим фактором развития экономики и социума, а финансы перестали быть рядовой категорией обслуживания современных экономических процессов. Таким образом, глобализация и интернационализация экономик привела к тенденции усиления роли финансов в общественных и экономических связях, финансы стали самостоятельным сегментом, определяющим возможности развития экономики [1].

Последствия проводимой политики отразились в разрыве между финансовыми и материально-вещественными потоками. Оторвавшись от экономического базиса, финансы стали играть главную роль в устройстве общественно-экономических отношений. Финансовый капитал и финансовая система стали ключевым фактором, определяющим воспроизводство.

Рост и увеличивающиеся сложности финансовых рынков вызывают диспропорции в финансовом развитии, а это критически обостряет противоречия в экономике, нарушает воспроизводственный процесс и отрицательно влияет на жизнедеятельность населения. Нельзя не придавать спекулятивной природе финансов и их мобильности значение, так как в этом кроется разрушительная сила для стабильного развития государственной экономической системы.

В последнее время проблемы и угрозы финансово-экономической безопасности приобрели еще большую степень обострения. Это вызвано усугублением противоречий между субъектом и объектом, нарушением соответствия фактического состояния системы целевому (нормативному). В мировой финансовой системе возрастает квазимонополистическая роль стран, политика стимулирования развития экономики которых вызывается внутренним общественным эгоизмом, провоцирующим рост потребления, или значительным увеличением народонаселения. При этом формируются «финансовые пузыри», которые финансовый рынок делают аварийным и создают общесистемную высокую волатильность.

С целью решения этой наиострейшей проблемы необходимо перемещение финансово-экономической системы из отрицательно воздействующего состояния в целевое проблеморазрешающее направление. Если действия по разрешению проблем не будут эффективными, то наступит критическое отклонение и возникнут безвозвратные катастрофические явления – система не перейдет в целевое состояние, решение проблемы будет невозможным [4].

Мировой финансовый кризис является сигналом необратимости обнаруженных острых отклонений финансовой системы. Он показывает несогласованность нововведений, таких как транснациональный инструмент мультипликации денежных средств, новые кредитные институты (например, международные банки и холдинги), рынок производных финансовых инструментов. Эти нововведения появились еще в 70-годы прошлого столетия с целью стимулирования экономического роста и преодоления ограничений государственного регулирования рыночной экономики. Но они же довели до критических размеров сформировавшиеся диспропорциональности, в первую очередь разрыв между товарноматериальными и финансовыми потоками. Усиливающиеся противоречия данных нововведений являются причиной нестабильности и нарушения мирового баланса, так как превратили финансовую систему из механизма стимулирования экономического роста в очаг угроз экономической системе на национальных и мировом уровнях.

Описанный конфликт систем имеет диалектический характер, и его разрешение может стать мощным импульсом к дальнейшему позитивному развитию общественно-экономического устройства или полностью разрушить нынешнюю систему общественно-экономических отношений. Так сегодня можно интерпретировать проблему финансово-экономической безопасности стран мирового сообщества [4].

Тактические успехи наблюдаются при попытке сгладить проявленные противоречия посредством интернационализации и глобализации производства. Это только предоставляет возможность ведущим странам проводить в мировом масштабе дискриминационную перераспределительную политику, главная цель которой – стимулирование собственного благосостояния. Результатом такой политики открытости становится усложнение финансовых и экономических рынков, поведение которых уже нельзя объяснить имеющими место теоретическими концепциями.

Сложные и обострившиеся проблемы общемирового масштаба насытили современную финансово-экономическую систему, которая вошла в зону нестабильных состояний и повышенного риска. Исходя из этого, возрастает потребность в прогнозировании возможных угроз и опасностей, в формировании и на национальных в отдельности, и на мировом в общем уровнях соответствующих управленческих методов. Данный процесс должен быть системным, и тогда он наилучшим образом впишется в концепцию экономической безопасности.

Следует отметить, что при открытости национальной экономики необходимы изменения в методах научного познания и в разработке стратегий финансово-экономической безопасности. Исследование экономических и финансовых рынков с целью поиска инструментов обеспечения однородности, устойчивости и порядка при традиционном подходе основывается на их анализе как замкнутых систем. Данный подход является парадигмой в традиционном способе изучения процессов, протекающих в экономике и финансах [3].

Но по своей природе финансовые рынки и национальные экономики – это открытые для внешней среды и других материальных и финансовых потоков самоорганизующиеся системы, происходит свободный обмен информацией о движении капитала, рабочей силы, товара и т.п. При воздействии экзогенных факторов и конкуренции и по причине взаимодействия агентов внутри систем финансово-экономическая система активизируется, становится асимметричной, неравновесной.

Из сказанного следует, что при формировании новой методологии научного познания открытых финансово-экономических систем должны учитываться следующие особенности отношений в этих системах:

нелинейность, неустойчивость, неупорядоченность, неравновесность. Модификация научного подхода приведет к совершенно иной интерпретации процессов, протекающих на финансово-экономическом рынке, изменит понимание энтропии, случайности, необходимости и необратимости происходящего.

Список литературы Теоретические основы обеспечения безопасности финансово-экономической системы России

  • Луцик-Дубовая Т. А. Финансовая безопасность: оценка и направления укрепления////Режим прямого доступа: http://www.jurnal.org/articles/2014/ekon56.html
  • Иволга А. Б. Экономическая безопасность и ее составляющие как основа жизнедеятельности корпорации [Текст] / А. Б. Иволга // Молодой ученый // [Электронный ресурс] // Режим прямого доступа: http://www.moluch.ru/archive/36/4125/. - 2012. - №1. Т.1. - С. 113-116.
  • Беркимбаев Р.Б. Финансовая безопасность местного самоуправления основа национальной безопасности////Режим прямого доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-bezopasnost-mestnogo-samoupravleniya-osnova-natsionalnoy-bezopasnosti
  • Каурова Н. Н. Финансово-экономическая безопасность в условиях открытости национальной экономики (теоретико-методологический аспект). Специальность: 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва. -2013. -24 с.
Статья