Теоретические основы сейсмостойкости зданий и сооружений
Бесплатный доступ
В статье представлен обзор мнений и новостей мировых ученых, направленных на обнаружение землетрясений. Упоминаются ученые, внесшие вклад в изучение силы землетрясений.
Землетрясение, теория, сейсмический коэффициент, сила инерции, динамический коэффициент
Короткий адрес: https://sciup.org/14127529
IDR: 14127529
Текст научной статьи Теоретические основы сейсмостойкости зданий и сооружений
При землетрясении «неравномерная» вибрация земли создает большие трудности в создании точной и совершенной теории расчета зданий и сооружений на воздействие сейсмических сил. При решении такой задачи возобладала «статическая теория», предложенная японским ученым Омори в первой четверти ХХ века (1900 г.). Согласно этой теории конструкция рассматривается как абсолютно твердое тело и вибрирует вместе с землей, то есть предполагается, что все ее точки получают такое же ускорение, как и земля. Согласно теории, сила инерции, создаваемая в любой конструкции сооружения, равна произведению ее массы на ускорение вибрации грунта.
В выражении, предложенном Омори, он называется коэффициентом сейсмичности и определяется по уровню сейсмичности региона. В нормативных документах бывшего Союза величина этого коэффициента составляет 0,1 для регионов с 9, 8 и 7 баллами; брали 0,05 и 0,025.
Зная максимальное ускорение земли и вес здания, можно было определить максимальную силу инерции, то есть сейсмическую силу, создаваемую в здании или сооружении, по формуле, предложенной Омори.
Анализ состояния зданий и сооружений при землетрясении показал, что статическая теория не свободна от недостатков. Известно, что очень немногие здания входят в категорию абсолютно уникальных сооружений. Считается, что деформация конструкций играет важную роль в решении проблемы вибрации. Однако, несмотря на это, выражение, предложенное Омори, является несомненным шагом вперед в научном подходе к проектированию сейсмостойких конструкций [1]. При землетрясении «неравномерная» вибрация земли создает большие трудности в создании точной и совершенной теории расчета зданий и сооружений на воздействие сейсмических сил. При решении такой задачи возобладала «статическая теория», предложенная японским ученым Омори в первой четверти ХХ века (1900 г.). Согласно этой теории, конструкция рассматривается как абсолютно твердое тело и вибрирует вместе с землей, то есть предполагается, что все ее точки получают такое же ускорение, как и земля. Согласно теории, сила инерции, создаваемая в любой конструкции сооружения, равна произведению ее массы на ускорение вибрации грунта.
В выражении, предложенном Омори, он называется коэффициентом сейсмичности и определяется по уровню сейсмичности региона. В нормативных документах бывшего Союза величина этого коэффициента составляет 0,1 для регионов с 9, 8 и 7 баллами; брали 0,05 и 0,025.
Зная максимальное ускорение земли и вес здания, можно было определить максимальную силу инерции, то есть сейсмическую силу, создаваемую в здании или сооружении, по формуле, предложенной Омори. Анализ состояния зданий и сооружений при землетрясении показал, что статическая теория не свободна от недостатков. Известно, что очень немногие здания входят в категорию абсолютно уникальных сооружений. Считается, что деформация конструкций играет важную роль в решении проблемы вибрации. Однако, несмотря на это, выражение, предложенное Омори, является несомненным шагом вперед в научном подходе к проектированию сейсмостойких конструкций [1].
В 1920 году японский ученый Мононобе предложил учитывать деформацию конструкции при определении сейсмических сил. Он принимал здания и сооружения как систему с равными степенями свободы, и предполагалось, что грунт колеблется по гармоническому закону. Это добавляется как динамический коэффициент b к выражению, предложенному Омори.
Отмечая важность теории Мононобе, остановимся на некоторых ее недостатках, препятствовавших ее широкому использованию. Опыт показал, что большинство сооружений разрушается в начальной фазе землетрясения, т. е. в первые минуты до затухания удельных колебаний. Специальные вибрации сочетаются с вынужденными колебаниями, усиливая эффект удара. Это не отражено в формуле Мононобе. Кроме того, Мононобе не учел в своей теории явление демпфирования, а величина сейсмической силы стремилась к бесконечности при одинаковых значениях периода колебаний грунта и специальных вибрационных обработок сооружения. Само собой разумеется, что это неверно. Наконец, в теории Мононобе, как и в теории Омори, поскольку сооружения принимаются в виде системы со степенями свободы, равными единице, не решается вопрос о распределении сейсмических сил по высоте сооружения [2].
В 1927 г. грузинский ученый К.С. Завриев доказал это. К.С. Завриев доказал, что коэффициент динамичности в начальные моменты вибрации вдвое больше выражения, предложенного Мононобе.
Экспериментально доказано, что значения сейсмических сил, определенные на основе формул Завриева и Мононобе, довольно сильно отличаются друг от друга. Этим трудом К. С. Завриев основал «динамическую теорию» определения сейсмических сил. Значительный вклад в развитие динамической теории внесли также американские ученые М. А. Био, Г. В. Хаузнер, Р. Р. Мартель, Дж. А. Алфорд и другие [8].
Чтобы преодолеть трудности математического выражения сложного и неравномерного движения Земли во время землетрясения, американский ученый М.А. В 1934 г. Био предложил метод экспериментального определения динамического воздействия землетрясения на модели. Суть этого метода заключается в том, что к подвижной платформе прикрепляют маятники с разными периодами свободных колебаний (0,1-2,4 с) и платформа вибрирует, как при землетрясении. Вибрация платформы приводит в движение маятники (осцилляторы). Отклонение и ускорение маятника фиксировались с помощью измерительных приборов. В связи с этим каждая акселерограмма землетрясения может быть проанализирована экспериментально и определен максимальный эффект, который она вызывает в модели здания (маятника). По записи ускорений всех маятников строится график, представляющий связь между максимальным ускорением колебания масс маятника и периодом свободных колебаний массы, т. е. спектр ускорений. Даже сейчас проводится множество экспериментальных анализов землетрясений, произошедших в Соединенных Штатах Америки, на основе корректных данных разработан график, называемый стандартным спектром ускорений.
Если период свободных колебаний системы известен, то можно определить максимальную силу инерции, возникающую в этой системе при движении Земли, по графику, учитывающему спектр. Эта сила равна произведению ускорения, соответствующего периоду свободных колебаний системы, на массу графа [2].
Говоря о развитии динамических методов расчета сейсмических сил, И.Л. Уместно будет кратко коснуться научной деятельности Корчинского. В прошлом веке значение этих работ в детальной разработке динамического метода и его практическом применении за счет сейсмостойких конструкций считалось чрезвычайно высоким. И.Л. Корчинский в своей книге, изданной в 1954 г., на основе анализа сейсмограмм некоторых слабых землетрясений, происходивших в сейсмических районах, предложил получать закон колебаний Земли в виде затухающих синусоид. При практическом расчете конструкций на воздействие сейсмических сил считается достаточным применение одной демпфирующей синусоиды. Даже сейчас в практических расчетах принимаются и сейсмические воздействия в таком виде.
На основе этого законодательства разработаны и широко применяются при проведении строительных работ нормативные правила расчета зданий и сооружений на воздействие сейсмических сил [3].
Список литературы Теоретические основы сейсмостойкости зданий и сооружений
- Xakimov, S., & Dadaxanov, F. (2022). State of heat conductivity of walls of residential buildings. Science and innovation, 1(C7), 223-226.
- Yuldashev, S., & Xakimov, S. (2022). Темир йўл транспортидан келиб чиқадиган тебранишлар ҳақида. Science and innovation, 1(A5), 376-379
- Yuvmitov, A., & Hakimov, S. R. (2021). Influence of seismic isolation on the stress-strain state of buildings. Acta of Turin Polytechnic University in Tashkent, 11(1), 71-79.
- Шаропов, Б. Х., Хакимов, С. Р., & Рахимова, С. (2021). Оптимизация режимов гелиотеплохимической обработки золоцементных композиций. Матрица научного познания, (12-1), 115-123.
- Ювмитов, А. С., & Хакимов, С. Р. (2020). Исследование влияния сейсмоизоляции на динамические характеристики здания. Acta of Turin Polytechnic University in Tashkent, 10(2), 14.
- Хакимов, С. (2022). Актив ва пассив сейсмик усуллари ҳамда уларнинг асосий вазифалари. Journal of Integrated Education and Research, 1(2), 30-36.
- Хакимов, С., Шаропов, Б., & Абдуназаров, А. (2022). Бино ва иншоотларнинг сейсмик мустаҳкамлиги бўйича хорижий давлатлар (россия, япония, хитой, ақш) меъёрий хужжатлари таҳлили. barqarorlik va yetakchi tadqiqotlar onlayn ilmiy jurnali, 806-809.
- Khakimov, S. R., & Sharopov, B. K. (2023). Educational Quality Improvement Events Based on Exhibition Materials in Practical Training Lessons. American Journal of Language, Literacy and Learning in STEM Education, 1(2), 5-10.
- Khamidov, A. I., & Khakimov, S. (2023). Study of the Properties of Concrete Based on Non- Fired Alkaline Binders. European Journal of Geography, Regional Planning and Development, 1(1), 33-39.
- Khamidov, A., & Khakimov, S. (2023). Moisture loss from freshly laid concrete depending on the temperature and humidity of the environment. science and innovation, 2(a4), 274-279.
- Rasuljon o’g’li, K. S., & Muhammadjanovna, K. F. (2023). Advantages and disadvantages of using steel reinforcements and composite reinforcements in building structures. amaliy va fundamental tadqiqotlar, 2(6), 1-5.
- Khamidov, A., Akhmedov, I., Shavkat, Y., Jalalov, Z., Umarov, I., Xakimov, S., & Abdunazarov, A. (2022). Investigation of the properties of concrete based on non-firing alkaline binders. Spectrum Journal of Innovation, Reforms and Development, 10, 92-100.
- Kholmirzayev, S., Akhmedov, I., Khamidov, A., Umarov, I., Dedakhanov, F., & Hakimov, S. (2022). USE OF SULFUR CONCRETE IN REINFORCED CONCRETE STRUCTURES. Science and innovation, 1(A8), 985-990.
- Kholmirzayev, S., Akhmedov, I., Khamidov, A., Yusupov, S., Umarov, I., & Hakimov, S. (2022). Analysis of the effect of dry hot climate on the work of reinforced concrete elements. Science and innovation, 1(A8), 1033-1039.
- Kholmirzayev, S., Akhmedov, I., Rizayev, B., Akhmedov, A., Dedakhanov, F., & Khakimov, S. (2022). Research of the physical and mechanical properties of modified serobeton. Science and innovation, 1(A8), 1009-1013.
- Akhmedov, I., Khamidov, A., Kholmirzayev, S., Umarov, I., Dedakhanov, F., & Hakimov, S. (2022). Assessment of the effect of sedibles from sokhsoy river to kokand hydroelectric station. Science and innovation, 1(A8), 1086-1092.
- Ахмедов, И., Ризаев, Б., Хамидов, А., Холмирзаев, С., Умаров, И., & Хакимов, С. (2022). Перспективы развития железобетонных конструкций в узбекистане. Journal of new century innovations, 19(6), 60-70.
- Ризаев, Б., Ахмедов, И., Хамидов, А., Холмирзаев, С., Хакимов, С., & Умаров, И. (2022). Влияния температурно-влажностного режима на водопоглощение легких бетонов на порыстых заполнителях. Journal of new century innovations, 19(8), 192-201.
- Ризаев, Б., Ахмедов, И., Хамидов, А., Холмирзаев, С., Хакимов, С., & Умаров, И. (2022). Жаҳонда кичик гэсларни ривожлантиришнинг ҳозирги замон анъаналари. Journal of new century innovations, 19(8), 110-119.
- Холмирзаев, С., Аҳмедов, И., Адҳамжон, Ҳ., Ризаев, Б., Умаров, И., & Хакимов, С. (2022). Қуруқ иссиқ иқлимли шароитларда қурилган ва фойдаланаётилган бетонли ва темир бетон конструкцияларни ҳолати. Journal of new century innovations, 19(7), 180-190.
- Ахмедов, И., Ризаев, Б., Хамидов, А., Холмирзаев, С., Умаров, И., & Хакимов, С. (2022). Деформативность железобетонных колонн из тяжелого бетона в условиях сухого жаркого климата. Journal of new century innovations, 19(6), 171-182.
- Bakhodir, R., Islombek, A., Adhamjon, K., Sattor, K., Isroiljon, U., & Sodikjon, K. (2022). Calculation of deformation changes of centrally compressed reinforced concrete columns in dry hot climatic conditions. Journal of new century innovations, 19(6), 162-170.
- Хамидов, А., Ахмедов, И., Холмирзаев, С., Ризаев, Б., Умаров, И., & Хакимов, С. (2022). Исследование свойств бетонов на основе негорючих щелочных вяжущих конструкциях. Journal of new century innovations, 19(6), 123-134.
- Ахмедов, И., Ризаев, Б., Хамидов, А., Холмирзаев, С., Умаров, И., & Хакимов, С. (2022). Анализ влияния сухого жаркого климата на работу железобетонных элементов. Journal of new century innovations, 19(6), 39-48.
- Bahodir, R., Islombek, A., Adhamjon, H., Sattor, K., Isroiljon, U., & Sodiqjon, H. (2022). influence of aggressive media on the durability of lightweight concrete. Journal of new century innovations, 19(6), 318-327.
- Arifjanov, A., Babajanov, F., Akhmedov, I., Fozilov, O., & Umarov, I. (2023). Analysis results of data obtained in natural field research in mountain river Sokhsoy. In E3S Web of Conferences (Vol. 365, p. 03017). EDP Sciences.
- Arifjanov, A., Atakulov, D., Akhmedov, I., & Hoshimov, A. (2022, December). Modern technologies in the study of processes in channels. In IOP Conference Series: Earth and Environmental Science (Vol. 1112, No. 1, p. 012137). IOP Publishing.
- Axmedov, I., Muxitdinov, M., Umarov, I., & Ibragimova, Z. (2020). Assessment of the effect of sedibles from sokhsoy river to kokand hydroelectric power station. InterConf.