Теоретические подходы к анализу причин маргинального поведения виктимных детей

Автор: Хамрина Лариса Юрьевна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Педагогические науки

Статья в выпуске: 2, 2013 года.

Бесплатный доступ

Теоретическими подходами анализа причин маргинального поведения виктимных детей является изучение самого маргинального поведения как базового уровня маргинальности, которое занимает важное звено в его логической цепи. По сути, это основной конструкт, позволяющий исследовать данное явление на эмпирическом уровне. Трудно не согласиться с точкой зрения по поводу того, что «маргинальны не люди, а их связи и отношения».

Виктимные дети, маргинальное поведение, подход, причины, процесс

Короткий адрес: https://sciup.org/14935174

IDR: 14935174

Текст научной статьи Теоретические подходы к анализу причин маргинального поведения виктимных детей

Маргинальное поведение виктимных детей рассматривается непосредственно со следующими составляющими – маргинальной личностью и маргинальной ситуацией, а также ситуацией преодоления кризиса [1]. Основное значение имеет место быть виктимной ситуации как комплексного фактора, инициировавшего формирование маргинального поведения виктимных детей.

В самом общем виде маргинальное поведение виктимных детей можно понимать как промежуточную позицию, неопределенности, под воздействием маргинальной ситуации в которую группа или индивид попадают.

Проблему исследования маргинального поведения виктимных детей определяют две задачи:

  • 1.    Исследование механизмов формирования социально новой структуры. Это предопределяет обращение к наиболее глубокому уровню создания позиций статусных ролей ребенка, и, прежде всего, промежуточных, переходных, маргинальных, где интенсивнее «накопления» новых качеств, наиболее отличительны показатели характера социальнозначимых процессов.

  • 2.    Индивидуализация процессов адаптации, которые происходят на индивидуальном или групповом уровне в результате пертурбации положения.

Поэтому многообразие подходов к решению поставленных задач сосредотачивается в направлениях, в которых маргинальное поведение виктимных детей рассматривается:

  • -    как элемент формирования социально новой структуры. Это главное направление фокуса внимания педагогов и социологов, исследующих процессы педагогических отклонений;

  • -    как состояние личности, которая адаптируется к трудноразрешаемым ситуациям. Данная традиция характерна для европейской системы исследований маргинальности [2]. Это область исследований, параллельная с педагогикой.

Исходя из вышесказанного, автор рассматривает маргинальное поведение виктимных детей как объективно заданные противоречия в разнообразии поведения, определяющейся, с одной стороны, многообразием ролевых и функциональных характеристик ребенка, с другой стороны, посредническими состояниями перехода из одного в другой статус. При этом большое количество случаев маргинального поведения ребенка при «серьёзном изменении вида профессиональной деятельности, образа жизни, системы социальной коммуникации; переходе индивидуальной личности из одной социальной среды в другую среду; смене одного темпорального статуса на другой; смене профессионального, социального, политического, религиозного или экономического статуса» [3, т. 2].

Таким образом, маргинальное поведение виктимных детей характеризует динамическую сторону структуры, акцентированную для измененного состояния социальной структуры [4].

Индивидуальный анализ позволяет увеличить границы эвристических возможностей понятия «маргинальное поведение виктимных детей» и эффективнее применять его потенциал для характеристики маргинального процесса.

Экзистенциальная философия «взросла» из философии жизни (Дильтей, Ницше, конец XIX - начало XX в.) [5].

Для понимания маргинального поведения виктимных детей видится значимым нормативный и ролевой аспект социальнозначимого поведения любого ребенка [6, с. 331]. С точки зрения экзистенциализма, например, Ясперса, «человек всегда находится в ситуации и не может выйти из ситуации, не попав в другую» [7]. Однако при этом возникают иные радикальные моменты ограниченности бытия. Это - то поведение, которое не столько определяется в индивидуальностях, а сколько являются в качестве обобщенного положения дел, которые при этом принадлежат самому бытию.

Исследователи разных взглядов предлагают отличные подходы к определению сущности маргинального поведения виктимных детей, его психологических механизмов. При большом количестве трактовок этого явления маргинальность в общих чертах присутствует во многих дефинициях и понимается как с прямой целью направленное причинение физического и психического урона другому человеку [8].

Маргинальное поведения виктимных детей уже в младшем возрасте принимает различные формы. В педагогике принято выделять физическую и вербальную маргинализацию виктимного ребенка, каждая из которых имеет косвенные или прямые формы. Наблюдения показывают, что все эти формы можно увидеть уже в любой группе детского дошкольного учреждения [9].

Косвенная вербальная маргинализация виктимного ребенка направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляются они в разных высказываниях в виде демонстративного крика, направленного на устранение сверстника; жалоб; агрессивных фантазий.

Прямая вербальная маргинализация виктимного ребенка представляет собой вербальные формы унижения другого и оскорбления. Постоянны такие «детские» формы прямой вербальной маргинализации, как оскорбления и дразнилки.

Косвенная физическая маргинализация виктимного ребенка направлена на принесение любого материального ущерба другому непосредственно через физические действия.

Сам процесс создания самосознания сильно изменяет характер взаимоотношений вик-тимного ребенка с такими окружающими его людьми, как сверстниками, так и взрослыми, что и приводит к видимой перестройке работы институтов социализации. У виктимного ребенка проявляется отчетливо стремление к самостоятельности, автономности, эмансипации, от родителей. Это стремление к взрослению неслучайно. Именно таким образом активно формируется сознание, защищаемое от внушаемого влияния взрослых.

Таким образом, можно сказать, что нестабильность в политической, экономической и социальной сферах общества значительно расширяет спектр педагогических и экономических факторов, активно стимулирующих маргинальное поведение виктимных детей. Среди них выделяются такие факторы, из которых Г.М. Миньковский выделил 10 видов семейных структур с различным воспитательным потенциалом [10, с. 221]:

  • 1.    Воспитательно-сильные - доля таких семей в количестве обследованных составляет 15-20 %, воспитательная обстановка близка к оптимальной. Главный ее признак – высокая нравственная атмосфера семьи.

  • 2.    Воспитательно-устойчивые - такой тип семьи создает в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье и недостатки преодолеваются с помощью других институтов социализации, прежде всего школы.

  • 3.    Воспитательно-неустойчивые - такой тип семьи создает в целом благоприятные возможности для развития детей, но для этого типа семьи характерна деформированная педагогическая позиция родителей, которая, тем не менее, выравнивается благодаря сравнительно высокому воспитательному потенциалу семьи.

  • 4.    Воспитательно-слабые с утратой социального контакта (семьи) с детьми и контроля над ними. Семьи, где родители по разным причинам не в состоянии правильно воспитать детей, утратили контроль за их поведение, уступив свое влияние обществу сверстников.

  • 5.    Воспитательно-слабые с постоянной конфликтной атмосферой.

  • 6.    С агрессивно-негативной конфликтной атмосферой.

  • 7.    Маргинальные семьи, отягощенные сексуальной и алкогольной сексуальной деградацией.

  • 8.    Психически отягощенные.

Последние 5 видов семей имеют отрицательное значение с социально-педагогической точки зрения.

В большинстве случаях виктимные дети воспринимают поведение взрослых в семье как обычное, нормальное, сами эмоционально равняются на родителей и стараются воспроизвести стереотипы их поведения.

Из всех переживаемых виктимным ребенком «кризисных» периодов жизни наиболее трудными является период юношеского возраста.

Этот период характеризуется происходящими серьезными изменениями в психике ребенка, организме, да и в самом характере взаимоотношений несовершеннолетнего с окружающими.

Ссылки:

  • 1.    Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1999.

  • 2.    Онзимба Ленюнго Ж.Б. Проблема маргинальной личности в американской социологии // Вестник РУДН. 2003. № 4–5. С. 178–183.

  • 3.    Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. Социальные программы / сост. Панова А.Н., Холостова Е.И. М., 2007.

  • 4.    Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. 1992. № 2. С. 11-13.

  • 5.    Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

  • 6.    Хайдеггер М. Быти и время. М., 1991.

  • 7.    Гайденко П.П. Философия Философия культуры карла Ясперса // Вопросы философии. 1972. № 9. С. 22-24.

  • 8.    Раттер М. Помощь трудным детям: пер. с англ. / под общ. ред. А.С. Спиваковской. М., 1987.

  • 9.    Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / отв. ред. Е.И. Холостова. М., 2012.

  • 10.    Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. М., 2011.

Статья научная