Теоретические подходы к определению конституционного строя РФ и его основ

Автор: Лебедева Наталья Викторовна, Огурцов Алексей Юрьевич

Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel

Статья в выпуске: 1, 2017 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена комплексному исследованию теоретических подходов к определению конституционного строя РФ и его основ, которые являются относительно новыми для России как в конституционном праве, так и в законодательстве, поскольку они вошли в научный оборот и законодательство лишь в начале 90-х гг. XX в. Отмечается, что в юридической литературе отсутствуют единые общепризнанные понятия и конституционного строя, и его основ. В связи с этим на базе анализа имеющихся в литературе определений сформулированы названные понятия, а также обозначены их элементы. При исследовании соотношений категорий «основы конституционного строя» и «конституционный строй» именно нормы-принципы, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ и составляющие основы конституционного строя, позволяют конкретизировать содержание конституционного строя в целом и раскрыть его сущностные характеристики.

Еще

Конституционный строй, основы конституционного строя, общественный строй, основы общественного строя, государственный строй, нормы-принципы, конституционно-правовой институт

Короткий адрес: https://sciup.org/14931987

IDR: 14931987

Текст научной статьи Теоретические подходы к определению конституционного строя РФ и его основ

Понятия конституционного строя и его основ являются центральными как в российском конституционном праве, так и в соответствующем праве зарубежных стран [1; 2, р. 632–652; 3, р. 437–474]. В советском государствоведении при анализе конституций СССР, союзных и автономных республик использовались такие фундаментальные категории, как «общественное устройство», «общественно-политический строй», «основы общественного строя и политики», отражающие по сути одно и то же содержание.

Термины «конституционный строй» и «основы конституционного строя» являются относительно новыми как в российском конституционном праве, так и в отечественном законодательстве, поскольку вошли в научный оборот и законодательство лишь в начале 1990-х гг. Процесс формирования конституционного строя в России связан с демократическими преобразованиями в политической, экономической и социальной сферах. Появление названных понятий непосредственно было связано с разработкой и обсуждением Конституции РФ 1993 г. Впервые категория «конституционный строй» получила юридическое закрепление на I Съезде народных депутатов РСФСР в 1990 г. Позже VI российским Съездом народных депутатов в Конституцию РФ 1978 г. в последующие ее редакции было включено положение о незыблемости основ конституционного строя России.

Следует отметить, что в юридической литературе отсутствуют единые общепризнанные понятия как конституционного строя, так и его основ. Для уяснения названных категорий необходимо провести разграничение между ними. Прежде всего нужно определить содержание самого термина «основы». Так, по мнению А.А. Безуглова и С.А. Солдатова, под основами в общем значении следует понимать исходные положения, начала какого-либо явления, которыми охватывается совокупность важнейших его свойств, черт, особенностей, определяющих его сущностное содержание [4, с. 116–117]. С учетом этого основы конституционного строя включают не весь объем общественных отношений, которые составляют суть конституционного строя, а лишь совокупность важнейших, ключевых общественных отношений, отражающих устройство общества и государства [5, с. 117].

В качестве основ конституционного строя Российской Федерации выступают главные устои государства и общества, базовые принципы. К этим нормам-принципам, содержащимся в гл. 1 Конституции РФ, относятся следующие: принцип признания человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности; принципы демократизма, народовластия, государственной суверенности, правового государства, федерализма; принцип разделения властей; принцип единства государственной власти; принцип идеологического многообразия и политического плюрализма; принцип светскости российского государства; принцип приоритета социального развития государства; принцип свободы экономической деятельности и многообразия форм собственности; принцип признания и гарантированности местного самоуправления и т. д.

Некоторые из принципов конституционного строя носят декларативный характер, т. е. являются нормами-принципами, их содержание раскрывается иными конституционными положениями. Нормы-принципы, закрепленные в гл. 1 «Основы конституционного строя», взаимосвязаны и тесно переплетены между собой, поэтому их необходимо рассматривать не как набор отдельных характеристик российского государства, а как их систему.

По мнению С.А. Авакьяна, основы конституционного строя представляют собой устои, закрепленные в Конституции РФ, которые определяют конституционный строй общества и государства и раскрывают характер государства, общества и общественных отношений, власти, статуса личности, политического режима, собственности и форм хозяйствования [6, с. 326]. Как полагает А.С. Прудников, под основами конституционного строя РФ следует понимать главные устои государства, его базовые принципы, призванные обеспечить России характер конституционного государства [7, c. 105].

Несколько иной точки зрения придерживается А.Н. Кокотов. Так, по его мнению, глава 1 Конституции РФ представляет собой своего рода «конституцию в конституции». Именно поэтому никакие иные ее положения не могут вступать в противоречие с основами конституционного строя и должны уточнять нормы гл. 1. Основы – система исходных конституционных принципов, определяющих духовно-культурные, социально-экономические, политико-управленческие, правовые, в том числе конституционно-правовые, устои российского общества. Они составляют ядро конституционного строя. Конституционный строй в свою очередь – модель устройства общества и государства, задаваемая всем множеством конституционно-правовых норм [8, с. 51].

Как справедливо отмечает Н.В. Бутусова, основы конституционного строя выступают в качестве основополагающего конституционно-правового института, нормы которого обладают высшей юридической силой в отличие от иных конституционных положений. Последние направлены на регулирование общественных отношений, представляющих собой совокупность политических, экономических, социальных и духовных устоев, отражающих сущность черт российского государства и социума [9, с. 17–29]. Приведенное положение позволяет сделать вывод, что совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере отечественной государственности, образует конституционно-правовой институт, занимающий одно из ведущих мест в системе конституционного права. В силу этого правовые нормы данного института можно назвать конституционным фундаментом, являющимся одним из важнейших правовых ориентиров, направленных на всестороннее преобразование общественной и государственной жизни нашей страны.

Можно согласиться с мнением В.И. Червонюка, в соответствии с которым понятием основ конституционного строя охватывается закрепленная в конституционных нормах совокупность фундаментальных принципов государственного и общественного строя. В них получили правовое выражение базовые ценности такого строя. Содержащиеся в гл. 1 Конституции РФ положения, представляющие собой основы конституционного строя РФ, имеют наивысшую юридическую силу в сравнении с другими конституционными нормами [10, с. 90–91].

В юридической литературе существуют различные определения понятия конституционного строя. Так, Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин считают, что он представляет собой форму, способ организации государства, который закреплен в конституции [11, с. 76]. М.В. Баглай трактует консти- туционный строй как порядок, обеспечивающий соблюдение прав и свобод человека и гражданина, а государство действует при этом в соответствии с конституцией [12, с. 98]. Как видим, в приведенных определениях конституционный строй ограничивается организацией только государства. Однако если обратиться к действующей Конституции РФ, то очевидно, что в ней закрепляется организация как государства, так и гражданского общества. На это неоднократно обращали внимание ученые в научной литературе [13, с. 326].

Н.А. Богданова рассматривает конституционный строй как устройство государства и общества, закрепленное нормами конституционного права [14, с. 84]. Как нам представляется, конституционный строй устанавливается не всеми нормами конституционного права, а лишь теми, которые отражены в Конституции РФ.

В научной литературе наряду с понятиями «конституционный строй», «общественный строй» используется категория «государственный строй». Как правило, они применяются как синонимы, но вместе с тем государственный строй представляет собой характеристику любого из государств (как тоталитарного, так и демократического), которая содержит совокупность всех элементов устройства государства, организации деятельности его органов, взаимодействия государства с общественными объединениями [15, с. 325; 16, с. 121].

Исследуя соотношение указанных понятий, О.Е. Кутафин приходит к выводу, что общественный и государственный строй может быть неконституционным, а воздействие государства на общество – неправовым. Его влияние на общественный строй посредством норм конституции и положений иных легитимных источников права свидетельствует о началах конституционного строя [17, с. 108].

По справедливому замечанию М.В. Баглая, наличие конституции и закрепления в ней государственного строя еще не означает, что в государстве установлен конституционный строй, он становится реальным при соблюдении двух условий: если конституция демократическая и если она соблюдается [18, с. 115]. По мнению С.А. Авакьяна, конституционный строй содержит базовые начала общества и государства, в том числе ключевые политические отношения, представляя собой основу государственного строя [19, с. 347].

Следует обратить внимание, что ряд ученых отождествляют категории «конституционный строй» и «основы конституционного строя», понимая их как равнозначные. Как считает С.А. Авакьян, действующая Конституция РФ использует понятие «основы конституционного строя» в качестве наиболее обобщенного. Закрепленные в ней устои определяют конституционный строй общества и государства, являясь его «основами» [20, с. 326].

Несмотря на некую противоречивость в отождествлении конституционного строя и его основ, большая часть авторов склонна подходить к трактовке конституционного строя именно через его основы. Они представляют собой определенную характеристику той или иной разновидности государственного и общественного строя, базирующейся на принципах народовластия, разделения властей, приоритета прав и свобод человека, подчинения государства интересам гражданского социума [21, с. 319].

В юридической литературе существует точка зрения, согласно которой конституционный строй и его основы соотносятся между собой как общее и частное: основы закреплены в гл. 1 Конституции, а строй в целом наиболее полно определен в ее последующих главах и иных нормах действующего законодательства [22, с. 117]. О.Г. Румянцев полагает, что под конституционным строем следует понимать совокупность социальных отношений, а под его основами – систему регламентирующих их принципов [23, с. 28].

В научной юридической литературе встречаются различные классификации принципов основ конституционного строя РФ. Так, по мнению А.Н. Кокотова и М.И. Кукушкина, данные принципы условно можно разделить на две группы. В первую следует отнести принципы, в которых закреплены базовые начала организации публичной власти, среди которых правовой характер государства, народовластие, государственный суверенитет РФ, децентрализация в формах Федерации и местного самоуправления, разделение государственной власти, социальная направленность государства, его светский характер. Вторая группа принципов распространяется на общество в целом и включает принципы высшей ценности человека, его прав и свобод; равенства всех форм собственности; свободы предпринимательства; идеологического, политического многообразия [24, с. 94].

М.В. Баглай основы конституционного строя делит на пять групп: 1) гуманистические основы; 2) главные характеристики РФ; 3) экономические основы; 4) политические основы; 5) основы организации государственной власти [25, с. 99]. Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин предлагают выделять следующие основы: 1) политические, 2) экономические и социальные, 3) духовные [26, с. 129, 174, 190]. В.Е. Чиркин разграничивает основы: 1) экономической системы общества, 2) социальной системы, 3) политической системы, 4) духовной жизни [27, с. 77].

На наш взгляд, нормы-принципы, составляющие основы конституционного строя РФ, можно классифицировать на следующие группы, в которых закрепляются: политические и экономические основы, основы конституционного статуса личности, базовые характеристики РФ, принципы-гарантии. В связи с тем что указанные нормы-принципы отражают лишь основы конституционного строя, многие из них раскрываются в иных главах Конституции РФ.

При исследовании конституционного строя и его основ нельзя не учитывать мнения И.А. Конюховой, согласно которому при внимательном изучении положений гл. 1 Конституции РФ можно говорить о неравнозначности ее норм по характеру их фундаментальности. Часть из них действительно является принципами и основами, а в других содержатся положения, которые целесообразнее было бы закрепить в иных главах основного закона РФ. Так, часть 3 статьи 11, устанавливающая, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, федеративным и иными договорами в зависимости от степени детализации и характера регулируемых отношений, вполне логично вписалась бы в главу 3 о федеративном устройстве страны. Статью 6, касающуюся вопросов гражданства, можно было бы включить в главу 2, посвященную правам и свободам человека и гражданина, в качестве одной из первых статей, поскольку данная глава начинается именно с общих принципов правового положения личности [28, с. 537].

Таким образом, анализ определений позволяет трактовать конституционный строй в целом как устройство государства и общества, закрепленное в нормах Конституции РФ. Под его основами следует понимать отраженные в конституционных положениях принципы государственного и общественного строя, находящиеся под защитой российского государства и направленные на его развитие и функционирование. При выявлении соотношений категорий «основы конституционного строя» и «конституционный строй» именно нормы-принципы, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, конкретизируют содержание конституционного строя в целом и раскрывают сущностные характеристики России как конституционного государства.

Ссылки:

  • 1.    Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994.

  • 2.    Corey E. Rationalism and the Rule of Law: Michael Oakeshott and the American Constitutional Order // The University of Chicago Press. 2015. Vol. 4, no. 4. P. 632–652.

  • 3.    Adams E.M. Canada’s «Newer Constitutional Law» and the Idea of Constitutional Rights // McGill Law Journal. 2006. Vol. 51. P. 437–474.

  • 4.    Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России : учебник. М., 2003. С. 116–117.

  • 5.    Там же. С. 117.

  • 6.    Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. С. 326.

  • 7.    Конституционное право России : учебник / под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. М., 2006. С. 105.

  • 8.    Кокотов А.Н. Конституционное право России : курс лекций. М., 2013. С. 51.

  • 9.    Бутусова Н.В. Основы конституционного строя РФ как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования // Вестник МГУ. Сер.: Право. 2003. № 6. С. 17–29.

  • 10.    Червонюк В.И. Конституционное право России : учебное пособие. М., 2003. С. 90–91.

  • 11.    Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России : учебник. М., 2006. С. 76.

  • 12.    Баглай М.В. Конституционное право РФ : учебник. М., 2006. С. 98.

  • 13.    Авакьян С.А. Конституция России ... С. 326.

  • 14.    Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., 2002. С. 84.

  • 15.    Авакьян С.А. Конституционное право России : учебный курс. В 2 т. М., 2005. Т. 1. С. 325.

  • 16.    Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России : учебник. М., 2004. С. 121.

  • 17.    Кутафин О.Е. Государственное право РФ : курс лекций. М., 1993. С. 108.

  • 18.    Баглай М.В. Конституционное право РФ ... С. 115.

  • 19.    Авакьян С.А. Конституционное право России : учебный курс. В 2 т. М., 2014. Т. 1. С. 347.

  • 20.    Авакьян С.А. Конституция России ... С. 326.

  • 21.    Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России : учебник. М., 2004. С. 319.

  • 22.    Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России : учебник. М., 2001. С. 117.

  • 23.    Румянцев О.Г. Указ соч. С. 28.

  • 24.    Конституционное право России : учебник / отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. М., 2008. С. 94.

  • 25.    Баглай М.В. Конституционное право РФ ... С. 99.

  • 26.    Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России : учебник. М., 2007. С. 129, 174, 190.

  • 27.    Чиркин В.Е. Конституционное право России : учебник. М., 2003. С. 77.

  • 28.    Конюхова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2000. С. 537.

Список литературы Теоретические подходы к определению конституционного строя РФ и его основ

  • Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994.
  • Corey E. Rationalism and the Rule of Law: Michael Oakeshott and the American Constitutional Order//The University of Chicago Press. 2015. Vol. 4, no. 4. P. 632-652.
  • Adams E.M. Canada’s «Newer Constitutional Law» and the Idea of Constitutional Rights//McGill Law Journal. 2006. Vol. 51. P. 437-474.
  • Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: учебник. М., 2003. С. 116-117.
  • Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. С. 326.
  • Конституционное право России: учебник/под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. М., 2006. С. 105.
  • Кокотов А.Н. Конституционное право России: курс лекций. М., 2013. С. 51.
  • Бутусова Н.В. Основы конституционного строя РФ как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования//Вестник МГУ. Сер.: Право. 2003. № 6. С. 17-29.
  • Червонюк В.И. Конституционное право России: учебное пособие. М., 2003. С. 90-91.
  • Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. М., 2006. С. 76.
  • Баглай М.В. Конституционное право РФ: учебник. М., 2006. С. 98.
  • Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., 2002. С. 84.
  • Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс. В 2 т. М., 2005. Т. 1. С. 325.
  • Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. М., 2004. С. 121.
  • Кутафин О.Е. Государственное право РФ: курс лекций. М., 1993. С. 108.
  • Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс. В 2 т. М., 2014. Т. 1. С. 347.
  • Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России: учебник. М., 2004. С. 319.
  • Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: учебник. М., 2001. С. 117.
  • Конституционное право России: учебник/отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. М., 2008. С. 94.
  • Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. М., 2007. С. 129, 174, 190.
  • Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник. М., 2003. С. 77.
  • Конюхова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2000. С. 537.
Еще
Статья научная