Теоретико-методологические основы изучения политической социализации личности в социологической теории
Автор: Миронова С.А.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 2 (44), 2019 года.
Бесплатный доступ
В условиях глобальных изменений, охвативших все мировое сообщество, проблемы адаптации личности к новым условиям приобретают большое значение. Проблема политической социализации относится к числу актуальных научных и практических проблем политической психологии, политологии и социологии, существенно определяющей структуру политической системы, социокультурную динамику политического процесса и всего общественного развития.
Политическая социология, социализация, интеракциозизм, т. гоббс, м. вебер, э. дюркгейм
Короткий адрес: https://sciup.org/140274267
IDR: 140274267
Текст научной статьи Теоретико-методологические основы изучения политической социализации личности в социологической теории
Процесс политической социализации личности обусловлен влиянием и условием социальной среды вообще и политической системы общества в частности. Политическая социализация индивида осуществляется через интериоризацию культурных норм и ценностей общества. Необходимость политической социализации для сохранения в обществе сложившейся политической системы связана, прежде всего, с приходом новых поколений общества, что приводит к необходимости рекрутирования подрастающего поколения в политическую систему с заранее заданными идеологическими нормами и ценностями, установками поведения.
Применительно к формированию личности термин «социализация» был введен в оборот американским социологом Ф. Гиддингсом в работе «Теория социализации» 1887 года.
Применительно к формированию политического сознания личности термин «социализация» в научных работах начинает использоваться с середины XX века. Понятие «политическая социализация» было введено в научный оборот Д. Истоном и Г. Г. Хайменом. Политическая социализация способствует усвоению индивидом политических норм и ценностей социума, накопленных предыдущими поколениями, а также приобретению необходимых для участия в политической жизни общества навыков и опыта. Политическая социализация индивида направлена на формирование у него понятия идентичности с социальной (политической, конфессиональной, этнической) группой, принятие и усвоение им интересов этой группы [2]. Посредством осознания своей идентичности у личности формируются контуры политического мышления, которые она выражает в определенных действиях, имеющих политический характер, -митингах, выборах, акциях, имеющих политическую направленность. Осознание политической идентичности с общественной системой характеризует установку политического сознания индивида в отношении политической власти, политических лидеров и институтов этой власти как положительную. Эффективность процесса политической социализации во всех слоях общества обеспечивает стабильность политической системы.
Обеспечивая воспроизводство политической и культурной системы общества, эффективная политическая социализация способствует полноправному вхождению личности в общество. А. И. Щербин, исследуя влияние процесса политической социализации, политического воспитания и политического образования на подрастающее поколение, отметил, что «политическая социализация воспроизводит в каждом новом поколении сложившиеся стереотипы восприятия политического мира. Политическое воспитание нацелено на адаптацию человека к условиям, задаваемым каждой эпохой или ее этапом, и связано с поддержанием баланса в системе. Политическое образование, наряду с консервативной составляющей (что роднит его с политической социализацией и политическим воспитанием), включает в себя элемент инновационного прорыва и предполагает развитие интеллектуальных, критических способностей индивидов».
П. Бергер и Т. Лукман в ходе изучения процесса социализации выделили два ее этапа: первичная социализация включает приобретение индивидом политических норм и ценностей общества при передаче их от старшего поколения к младшему [1]. Этот этап характерен получением индивидом в процессе общения со значимыми «другими» (семья, церковь, школа) ценностей и норм общества. На этапе вторичной социализации индивид приобретает новые политические знания и опирающийся на них опыт, что возможно при участии индивида в политической жизни страны или под влиянием различных факторов. «Происходит идентификация индивида не только с конкретно значимыми «другими», но и отождествление себя со всеобщностью «других», т.е. с обществом». Оба эти этапа способствуют стабильности политической системы общества, тесно переплетаясь и взаимодействую друг с другом в реальной жизни.
Существует три формы политической социализации: прямая, латентная и стихийная. Прямая (целенаправленная) политическая социализация отличается совокупным взаимодействием социальных и политических институтов, агентов и механизмов, которые ориентированы на нормы и ценности с выраженным политическим характером, что способствует усвоению и осознанию прямых политических установок индивидом. Для латентной (косвенной) формы политической социализации свойственна выработка у индивида установок, являющихся не обязательно политическими, но оказывающих влияние на оценку им политической системы общества и поведение по отношению к ней. Для стихийной социализации характерно значительное влияние СМИ и молодежных субкультур [4].
На формирование современных моделей политической социализации оказал влияние модель «подчинения» Т. Гоббса и модель «интереса» Г.
Спенсера и А. Смита, которые исследовали взаимоотношения личности и власти. Основу модели «подчинения» составляет понимание личности как пассивного объекта управления, которая в связи с таким своим положением должна подчиняться властвующей элите. Модель «интереса» активизирует индивидуальное участие личности в политическом процессе в противоположность коллективной политической деятельности.
Со второй половины XX века концепции политической социализации стали активно исследоваться и разрабатываться из-за развития кризиса, который на тот момент охватил политическую систему западного общества. При анализе эмпирических исследований было выделено несколько теоретических подходов, которые могут составить основу для изучения процесса политической социализации.
Следующий подход исходит из представления социализации как результата межличностного общения. Данный подход получил развитие в теории символического интеракционизма Ч. Х. Кули и Дж. Г. Мида, которые считали, что личность формируется при взаимодействии индивида с окружающей средой. Ч. Кули полагал, что осмысление своей национальной, социальной и политической принадлежности «в сознании человека стимулируется смутными образами во многом личного характера. Представление насыщено разнообразным содержанием и связано со многими чувственными символами, такими, как флаги, музыка и ритм патриотической поэзии, которые не являются непосредственно личными; но это, главным образом, представления об индивидуальных особенностях, которым мы привержены, которые нам нравятся и отличают нас от других - чужих и непохожих на нас». Формирование у индивида собственного «Я» происходит в данном процессе через осознание ролей «другого», личность осознает себя посредством идентификации с политической и социальной группой. Разнообразие и широта систем взаимодействия, в которых участвует индивид, определяют уровень его развития.
Интеракционизм повлиял на формирование модели политической социализации как ролевой тренировки, при этом её фундаментом является структурный функционализм Т. Парсонса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, считавших, что включение индивида в сообщество происходит через усвоение необходимого набора ролей в соответствии с общественными нормами и стандартами поведения. То есть общество, обеспечивая собственное воспроизводство, приобщает индивида к требуемым поведенческим стандартам и осуществляет контроль над личностью.
В исследовании процесса политической социализации важную роль играют направления, опирающиеся на модель «подчинения», которая получила развитие в рамках бихевиоризма.
Бихевиористы Г. Лассуэлл и Ч. Мерриам и представители системного подхода в политике Г. Алмонд, С. Верба, Д. Истон, Дж. Деннис рассматривают процесс политической социализации как влияние общества на индивида с целью создания у него положительных установок касательно политической системы [3]. Вместе с тем в данном процессе личность играет пассивную роль, ее задача осмыслить и усвоить нормы и правила политического поведения, действующие в обществе. Системы контроля, осуществляемая в ходе этого процесса властными структурами, формирует политическое сознание индивида с заданной характеристикой и возможной модификацией в зависимости от требований политической системы.
В рамках модели «интереса» были разработаны теория конфликта (М. Вебер, Г. Моска), трактующая социализацию как процесс привнесения лояльности в группу; теория плюрализма (Р. Даль, В. Харт), в которой индивид участвует в политическом процессе через группы, объединенные общим интересом; теория гегемонии (Р. Даусон, К. Превитт), в основу которой легло понимание политической социализации как определенной формы взаимодействия индивида и политической системы. Согласно данным теориям, обусловленность интересов способствует формированию у индивида установок активного взаимодействия с политической системой, ориентирует на достижение конкретных целей в конкретной ситуации.
Наиболее приемлемой на современном этапе считается концепция политической поддержки, разработанная Д. Истоном и Дж. Деннисом, в основе которой находится понятие о политической социализации» как о процессе обучения индивида социальным ролям, через усвоение и выполнение которых он входит в политическую систему общества. Л. Коэн, Р. Липтон, Т. Парсонс поддержали эту концепцию, активизируя внимание в исследованиях на взаимодействии индивида с политической системой через ее институты. Концепция рассматривается с точки зрения возможности поддержки в обществе стабильности политической властью через взаимодействие этой власти с окружающей средой (культурной, социальной, экономической). Это взаимодействие может осуществляться через механизм «входа - выхода». На «вход» системы поступают поддержка и необходимые требования, а на «выход» они проявляются в действиях политической власти. В концепции определялась необходимость добровольного принятия индивидом политической системы общества, осознания ее легитимности и законности. В связи с этим возросло значение агентов политической социализации, чья роль заключается в формировании положительных установок личности на политическую систему и структуру общества: семья, школа, церковь и т.д. [5].
В процессе политической социализации семья занимает первое место, так как именно она способствует ознакомлению ребенка с базовыми политическими ценностями и нормами, формированию позитивного или негативного отношения к ним. Так, Д. Истон, Э. Фромм отмечают, что на процесс политической социализации индивида оказывает большое значение опыт, приобретенный в раннем детстве, когда ребенок усваивает политические предпочтения членов семьи. Эффективность политической социализации индивида в данном случае опирается на повседневное латентное влияние семьи. Полученные индивидом в семье политические установки и примеры поведения в отношении политической структуры и власти в дальнейшем процессе социализации выступают в роли фильтра, оказывая воздействие на осознание и усвоение индивидом политических ценностей.
Список литературы Теоретико-методологические основы изучения политической социализации личности в социологической теории
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Изд-во «Медиум», 1995. 323 с.
- Гатиева А. М. Политическая социализация: основные теоретические подходы исследования. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-sotsializatsiya-osnovnye-teoreticheskie-podhody-issledovaniya (дата обращения: 06.02.2019).
- Истон Д., Денис Дж. Дети в политической системе: основа политической законности // Вестиик МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 2001. N 3. С 76-97.
- Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социолизационная траектория // Социс. 2003. N 1. С. 114.
- Фромм Э. Характер и социальный процесс // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. Ун-та., 1982. С. 48-55