Теоретико-методологические подходы к интерпретации особенностей политического лидерства в Северо-Кавказском регионе России
Автор: Удникова Ольга Ивановна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Экспертиза
Статья в выпуске: 5, 2011 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу особенностей политического лидерства в Северо-Кавказском регионе России и выработке теоретико-методологических подходов к их политической интерпретации в современных условиях.
Политическое лидерство, кавказский регион, классификация лидера, кавказские кланы, кавказский сепаратизм
Короткий адрес: https://sciup.org/170165851
IDR: 170165851
Текст научной статьи Теоретико-методологические подходы к интерпретации особенностей политического лидерства в Северо-Кавказском регионе России
П олитическое лидерство – весьма древнее явление общественно-политической жизни, сложная категория научного исследования и актуальная проблема современности. Политическое лидерство по сути и по форме есть специфический феномен власти. По оценке многих отечественных и зарубежных ученых, политическое лидерство среди других типов лидерства гораздо более значимо, более заметно своей экспрессивностью и преднамеренностью, более влиятельно в своих разнообразных действиях и проявлениях, более эффективно в дихотомичном (положительном и отрицательном) воздействии на политическую и общественную жизнь, на весь ход исторического развития. Отсюда актуальны, во-первых, осмысление места и роли политического лидерства в структуре политики и власти, во-вторых, поиск базовых элементов и оснований, имманентных данному феномену, в-третьих, понимание возможностей и ограниченностей его регулятивной функции в воздействии на исторический процесс.
УДНИКОВА Ольга
Слово «лидер» в переводе с английского ( leader ) означает «ведущий», «руководящий». Лидером можно стать либо в известной степени случайно – интуитивно угадав интересы широких слоев, совпав своим духовным складом с их потребностями, либо целенаправленно – выявив, исследовав эти интересы. Чем сложнее политическая и социальная жизнь, тем более вероятен второй путь. Политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на общество, организацию или группу. Известный французский политолог профессор Ж. Блондель сформулировал общую модель различных измерений связи между институтами и влиянием политических лидеров1. Он называет четыре таких измерения: статус лидеров и влияние лидерства; власть лидеров над своим окружением и влияние лидерства; характер администрации и влияние лидеров; структуры политической системы и влияние лидерства.
В современной политологии выделяют следующие образы лидера: «знаменосец», «служитель», «торговец», «марионетка» и «пожар- ник», которые отличаются способностью увлечь массы, привлекательно преподнести свои идеи и планы, а также реакцией на актуальные общественные проблемы. В реальной жизни в чистом виде эти образы лидерства не встречаются, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.
В последнее время доминируют классификации лидеров по стилю поведе-ния1. Наиболее характерные черты политического стиля позволяют определить тип лидера, его эффективность для конкретных условий, предсказуемость действий. Можно выделить пять политических стилей по степени доминирования тех или иных качеств: параноидальный, демонстративный, компульсивный, депрессивный и шизоидальный, хотя в истории встречаются лидеры, сочетающие несколько стилей. Стили политики заметно различаются в силу нетождест-венности национальных культур различных стран2. Тип доминирующей культуры определяет и характер политических ориентаций, свойственных лидерам. Так, различаются авторитарный стиль лидерства, ориентированный на единоличное принятие решений, и демократический, опирающийся на инициирование активности своих сторонников, их участие в процессе управления. Имеются и другие классификации лидеров. Они делятся на правящих и оппозиционных, кризисных и рутинных и т.п. Описывая структуру современного политического лидерства, следует отметить, что оно дифференцировалось по своим ценностным ориентациям и социальной направленности.
В современной России отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие представления о лидерстве. Эти тенденции – институционализация и профессионализация лидерства3.
Институционализация лидерства сегодня проявляется прежде всего в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. Функции лидеров определены разделением власти на законодательную, исполнительную, судебную, ограничены конституциями и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных, созидательных задач.
С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства – его профессионализация. Политическое лидерство сегодня – это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага. Политика превратилась в «предприятие», которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной многопартийной системой. В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, широкой общественностью важнейшей функцией политических лидеров стало преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения.
Среди общезначимых функций лидеров можно выделить:
-
1) интегративную – объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;
-
2) ориентационную – выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения;
-
3) инструментальную – определение способов и методов решения поставленных перед обществом задач;
-
4) мобилизационную – инициирова-
- ние необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения;
-
5) коммуникативную – обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями;
-
6) функцию гаранта справедливости, законности и порядка (от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности).
Чем политическое лидерство современной России отличается от политического лидерства в других странах?
Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные для политических лидеров демократических государств, а с другой – унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.
В то же время влияние социально-политических, экономических, а также геостратегических условий на политическое лидерство имеет огромное, если не определяющее значение. Пример тому – регионы России.
Наблюдения свидетельствуют, что престиж президентства в республиках способствует определенному влиянию лидеров, хотя бы в силу их символов и прав. Поскольку лидеры имеют власть и могут контролировать многие секторы политической системы, существуют и институциональные инструменты, с помощью которых лидеры оказывают влияние на положение в регионе1.
Проблема в том, что традиционное северокавказское общество самым радикальным образом не похоже на российское, и его реакция на сложившуюся систему управления совершенно иная. Во время сильного государственного правления горское население Северного Кавказа принимает условия игры государства, но когда это государство ослабевает и начинает демонстрировать слабость, оно мигом возвращается к собственным архаичным формам общественной самоорганизации, характеризующимся доминированием кланов и национальностей. Именно своя национальность и свой клан внутри нее в сознании рядового северокавказца очень быстро подменяют государство.
Что же такое клан? Клан – это довольно замкнутая группа людей, объединенная по какому-либо признаку и в соответствии с этим признаком объединенными усилиями достигающая своих целей, присущих всем или почти всем членам клана. Не стоит излишне демонизировать это явление – с точки зрения клана объединение группы людей по признаку какой-то общности несет в себе много полезного для них самих. В кризисные моменты клановость может помочь этносу, сплотить и даже спасти его. Однако в рамках всего государства как группы народов клановая система не может быть прогрессивной2.
Получив контроль над системой административного управления и распределением активов, кавказский клан начинает действовать так же, как и любой другой клан в любом другом регионе – приступает к присвоению средств, имеющихся в регионе, и к устранению любой опасности для себя в этой роли. Он замыкает доступ к федеральным дотациям на себя и начинает распространять их почти исключительно среди своих членов, занимается переделом собственности, убирает ставленников предыдущих кланов и одновременно расставляет всюду своих людей, дает им огромные преференции и административным образом душит их конкурентов.
В этих условиях концентрация значительного количества благ, принадлежащих всему народу, в руках одного клана, его всевластие, коррупционность, непод-законность и неподотчетность народу приводит к социальному недовольству или даже социальному взрыву. Общество распадается. Часть его, не видя для себя возможности нормального существования в регионе, покидает его, как это произошло, в частности, с множеством жителей Южной Осетии, другая часть всеми силами стремится примкнуть к правящему клану и получить доступ к кормушке, кто-то просто пытается каким-то образом устроить свою жизнь, не обращая внимания ни на что, а кто-то озлобляется, уходит в горы или начинает активную борьбу с существующими властями – то, что мы сейчас называем терроризмом.