Теория и философия игры в приложении к творчеству О. Мандельштама

Бесплатный доступ

В статье анализируется общая теория игры в философии и культурологии (Й.Хейзинга, Г.Гадамер, Э.Финк, Р.Кайуа, М.Эпштейн), предпринимается попытка систематизации классификаций типов игр. Философия игры рассматривается в контексте культуры Серебряного века, применительно к лирике одного из ярчайших представителей эпохи - Осипа Мандельштама. Игра интерпретируется как фактор, который определил эволюцию художественного мышления поэта. Причем доминанта (стихийность - play либо упорядоченность - game) в амбивалентном явлении игры конкретизируется в зависимости от исторической ситуации. Константным остается утверждение борьбы со стихийным губительным началом, которым может выступать как бытийный хаос, так и время. Законам уничтожения поэт противопоставляет творческую логику, а потому особое внимание автором статьи уделяется концепции игры-творчества как модели онтологических отношений и способа познания мира.

Еще

Игра, классификации типов игр, мимесис, лирика о.мандельштама, аполлонизм и дионисийство

Короткий адрес: https://sciup.org/14728976

IDR: 14728976

Список литературы Теория и философия игры в приложении к творчеству О. Мандельштама

  • Гадамер Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М: Прогресс, 1988. 704 с.
  • Кайуа Р. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры. М.: ОГИ, 2007. 304 с.
  • Мандельштам О.Э. Собрание сочинений: в 4 т./под ред. Г.П.Струве и Б.А. Филиппова. М.: Терра, 1991. Т.1. 684 с.; Т.2. 730 с.
  • Медвецкий И. «Игра ума, игра воображенья…»: метод анализа художественного текста//Октябрь. 1992. №1. С.188-192.
  • Финк Э. Основные феномены человеческого бытия//Проблема человека в западной философии: Переводы/сост. и послесл. П.С.Гуревич. М.: Прогресс, 1988. С.357-402.
  • Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня/пер. с нидерланд. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004. 539 с.
  • Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе. М: Высш. шк., 2005. 495 с.
Статья научная