Террология: проблемы построения системы специально-научных знаний
Бесплатный доступ
В статье раскрываются проблемы построения системы специально-научных знаний о террористической и антитеррористической деятельности - науки террологии, которая, как отрасль социальной философии, должна исследовать как теоретические проблемы, связанные с терроризмом, так и предлагать практические пути их решения - антитерроризм.
Специально-научные знания, террористическая деятельность, террология, антитерроризм
Короткий адрес: https://sciup.org/147150696
IDR: 147150696
Текст научной статьи Террология: проблемы построения системы специально-научных знаний
Как представляется, изучение общественной жизни в целом и ее отдельных явлений имеет различные уровни социального познания — эмпирический и теоретический, которым соответствуют уровни методологии социального познания: первый (высший) — социальнофилософский, содержание которого составляют законы и категории социальной философии; второй — общенаучный, который представляет собой конкретизацию социально-философского уровня применительно к предмету познания; третий — специально-научный (конкретно-научный), который представляет собой методологию частных (специальных) наук.
Уровням методологии социального познания террористической деятельности соответствуют уровни её теоретико-методологических оснований: философско-методологические, специально-методологические и специально-научные основания.
Философско-методологические и специальнометодологические основания своим содержанием определяют логическую структуру общей теории террористической деятельности, основными элементами которой являются: проблема; идея; принципы; категории и их синтез; универсальные законы; следствия. Данные элементы логической структуры общей теории террористической деятельности характеризуют целостный охват своего объекта и предмета — террористической деятельности.
Специально-научный уровень методологии социального познания, представляя собой методологию частных (специальных) теорий, своим содержанием имеет следствия специально-методологических оснований общей теории террористической деятельности — специально-научные основания построения частных теорий террористической деятельности. Знания целого — террористической деятельности, которые представляют собой общую теорию террористической деятельности, составляет специальнонаучные основания для построения частных теорий especially scientific knowledge, terrorist activities, anti-всех ее форм (в политологии, социологии, психологии, юриспруденции, криминологии и т. д.).
В современных условиях практика работы анти-террористических подразделений, как никогда ранее, требует своего специально-научного обоснования, коренной перестройки содержания теоретической подготовки сотрудников, преодоления ограниченности их технологического содержания и построения системы конкретно-научных знаний о террористической и антитеррористической деятельности.
Что же это за система знаний, и что она собой представляет? С чего следует начать ее построение? Какие знания составляют ее содержание? Прежде всего, эти вопросы подлежат выяснению, и начать их решение следует с рассмотрения содержания функций специальнонаучных оснований общей теории террористической деятельности в построении системы знаний о террористической и антитеррористической деятельности.
Система специально-научных знаний о террористической и антитеррористической деятельности призвана дать научно-творческое обоснование решения практических задач антитеррористических подразделений России.
По нашему мнению, такой системой специальнонаучных знаний о террористической и антитеррори-стической деятельности должна стать террология — отрасль социальной философии — наука, исследующая как теоретические проблемы, связанные с терроризмом, так и предлагающая практические пути их решения — антитерроризм. И поскольку терроризм является одной из глобальных проблем современной цивилизации, социально-деструктивным явлением, постольку проблема постановки борьбы с ним (антитерроризм) на прочную научную основу, приобретает важнейшее и первостепенное значение.
В имеющейся современной научной литературе уже достаточное количество ученых-террологов в своих исследованиях, посвященных террористической про-
Террология: проблемы построения
С. Г. Барышников системы специально-научных знаний блематике, приходят к общему выводу о необходимости построения и институционализации террологии1.
Однако подавляющим большинством ученых считается, что рамки террологии должны охватывать только собственно терроризм как явление, исследование же проблем антитерроризма предполагается не всеми авторами.
В связи с этим, возникает вполне логичный вопрос — для кого предназначена эта наука: для философов, политологов, психологов, социологов, полемологов или вайленсологов и др., исследующих проблемы терроризма в одностороннем порядке? Конечно, каких-либо сомнений утвердительный ответ на поставленный вопрос, на первый взгляд, не вызывает. Но, как известно, прямое предназначение любой науки не только вскрыть и объяснить сущностные характеристики (систему внутренних связей и отношений) ее объекта, но и указать обществу научный путь использования ее достижений в своих практических целях. Не очень популярный ныне, но остающийся, тем не менее, одним из выдающихся ученых, прежде всего, философов с мировым именем, по этому поводу замечал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»2.
Как нами указывалось ранее, в исследованиях ученых-террологов, связанных с институционализацией террологии, также присутствует методологический порок, заключающийся в игнорировании одного из фундаментальных законов философии — закона противоречия (борьбы и единства противоположностей), заключающийся в предложениях изучения в террологии терроризма обособленно от антитер-рористической деятельности государства. То есть, в террологии предлагается исследование терроризма в абстрактной форме, вне общественной жизни, вне антитерроризма в котором они находятся в неразрывном диалектическом единстве.
Ограниченность исследований объясняется также и тем, что почти все антитеррористические мероприятия (за исключением отдельных, в которых общество принимает непосредственное участие) не раскрываются перед общественностью (и перед учеными-террологами в частности), а проводятся конспиративно. Их конспирологический характер объясняется вполне понятными практическими причинами — соблюдением государством мер конспирации. Антитеррористическая деятельность любого государства закрыта для исследования учеными, не имеющими к ней непосредственного отношения, в том числе и по этой причине констатируется скудность разработки ее теории, наличие проблем методологического характера, указанных выше.
Поскольку террористическая деятельность, как форма военной деятельности, в отличие от классических войн, осуществляется скрытно, конспиративно, и о ее проявлениях вовне мы можем судить лишь по реализации ее конкретных форм, результатам этой деятельности, постольку конспиративная (терро- логическая) составляющая в террористической и в антитеррористической деятельности имеет важное и основополагающее значение в разработке специально-научных знаний.
Процессы антитеррористической деятельности в отношении иностранных спецслужб и других террористических формирований представляют собой содержание конкретных антитеррористических действий, которые осуществляются непрерывно и носят характер постоянного поиска признаков и фактов их террористических действий, которые не являются постоянно одними и теми же. Они изменяются в зависимости от изменений, происходящих в общественной жизни и, соответственно, в зависимости от постоянного изменения системы организации и ведения террористической деятельности иностранными спецслужбами, используемых ими террологических сил и средств.
Свидетельством недостаточного понимания внутреннего единства террористической и антитеррори-стической деятельности в террористической борьбе, ее дифференцированной сущности и всего многообразия террологических явлений являются попытки в литературе дать жесткую на все времена классификацию терроризма, его формам и способам существования, игнорируя специально-методологические основания построения системы знаний в террологии.
Только на методологической основе научного понимания картины общественной жизни, смысла, направленности и форм развития исторического процесса возможно раскрытие природы террористической деятельности, объяснения, в частности, смысл (обусловленность) борьбы антитеррористических органов России, их деятельности (функции), задачи, основные направления и компетенцию, решение проблем построения системы специально-научных знаний в террологии.
Список литературы Террология: проблемы построения системы специально-научных знаний
- Володин А. Г., Коновалов В. Н. Террология//Международная безопасность и проблемы терроризма [Южнороссийское обозрение]. Вып. 13. -Ростов н/Д, 2002.
- Грякалов Н. А. Фигуры террора. -СПб., 2007
- Журавель В. П., Шевченко В. Г. О терроризме, тер-рорологии и антитеррористической деятельности. -М., 2007
- Иноземцев В. Л. Война идентичностей//Свободная мысль -XXI. -2005. -№ 7
- Кафтан В. В. Введение в террологию//Логико-гносеологические основания институционализации. -М.: ВУ, 2009
- Одесский М. П., Фельдман Д. М. Поэтика террора и новая административная реальность: очерки истории формирования. -М, 1997
- Свендсен Л. Философия зла. -М., 2008
- Степанов Е. И. Современный терроризм: состояние и перспективы. -М., 2000
- Тюгашев Е. А. Террористическая деятельность в транзитивном обществе: интерактивная интерпретация//Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. Вып. VIII. -Новосибирск, 2006
- Холмс Р. Терроризм, жестокость и ненасилие//Метафизические исследования. Вып. 216 Этика [альманах Лаборатории метафизических исследований]. -СПб., 2005.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -Т. 3. -С. 4.