Тетраграмматон и концепция божественной субстанции в «Исповеди», кн. VII Августина и в учении Спинозы
Автор: Тантлевский Игорь Романович
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Разное
Статья в выпуске: 2 т.9, 2015 года.
Бесплатный доступ
Автор высказывает предположение, согласно которому интерпретация Тетраграмматона, засвидетельствованная в Исх. 3:14, оказала непосредственное влияние на становление представления о единой, вечной и бесконечной божественной субстанции, отраженной в «Исповеди», кн. VII Августина и в учении Спинозы.
Тетраграмматон, субстанция, исх. 3:14, деян. 17:28, августин, спиноза
Короткий адрес: https://sciup.org/147103426
IDR: 147103426
Текст научной статьи Тетраграмматон и концепция божественной субстанции в «Исповеди», кн. VII Августина и в учении Спинозы
* Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках проекта: «“Золотой век”: мифологические историософия и социогенез в древнегреческой и древнееврейской традициях» (проект № 14-03-00219).
Согласно библейской книге «Исход» 3:14, Имя Бога YHWH — Тетраграм-матон, — интерпретируемое в соответствие с традицией как Господь, представляет собой форму 3 л. ед. ч. имперфекта породы qal глагола hāwāh (древняя форма глагола hāyāh), «быть», «существовать». Данная форма, как отмечает Спиноза в «Богословско-политическом трактате», выражает «на еврейском языке <…> (все) три времени существования» [гл. II; SO III, 38.24-25]. Таким образом, Имя Господа может быть интерпретировано как «Он был, есть и будет», т. е. Вечносущий. Согласно Исх. 3:14, Сам Господь так истолковывает Свое Имя: «Я есмь Тот, Кто Я есмь (᾽ehyeh ᾽ăšer ᾽ehyeh)»,1 sc. «Я есмь Сущий». Септуагинта интерпретирует ᾽ehyeh в Исх. 3:14 как e ỉ mí, «есмь» и ho ᾽ ṓ n (part. praes. к e ỉ mí) [ср., напр.: Платон. Государство, 485b; Тимей, 37с–38с]; Вульгата: sum, «есмь» (Исх. 3:14a) и est (3 л. ед. ч. к sum; Исх. 3:14b).
I
В кн. VII «Исповеди» Августин сообщает (гл. 10, 16 и сл.), что в процессе своего мистического опыта он постиг слова книги «Исход» 3:14 «ego sum qui sum» (латинский перевод Вульгаты), — т.е. «Я есмь, Который есмь», — как указание, что «истинно существует только то, что пребывает неизменным» (id enim vere est, quod incommutabiliter manet): по сути, не существует того, что не есть Ты (sc. Бог; <…> non esse <…>, quoniam id quod es non sunt; гл. 11, 17). В гл. 14, 21
Августин пишет, что отказался от мысли о «двух субстанциях» (duarum substantiarum; т.е., от дуализма: Бог и творение). А это имплицитно предполагает, что он утвердился во мнении об истинном существовании только одной субстанции — Божественной: «в Тебе все заключено, но по иному, не как в (некоем) месте…» (in te cuncta finite, sed aliter, non quasi in loco; гл. 15, 21; ср. также кн. XI, гл. 11, 13: «<…> создано то, что создано, через Тебя и в Тебе (per te atque in te fiunt)»); «Ты бесконечен, но не “разлит” в пространстве (букв. «месте». — И. Т.), конечном или бесконечном» (гл. 20, 26). «Ты — Единый Вечный (solus aeternus) — начал действовать не после бесчисленных промежутков времен; ибо все промежутки времен, которые прошли и которые пройдут, не ушли бы и не пришли, если бы Ты не действовал и не пребывал» (гл. 15, 21). По сути, Августин коррелирует — вплоть до отождествления — Сущего и истинно сущее/бытие.
Знаменательно в данной связи, что одной из двух цитат из Павла, приводимых Августином (гл. 9, 15) непосредственно перед описанием своего мистического видения, в котором ему было открыто истинное значение положения «ego sum qui sum» (Исх. 3:14), являются слова апостола, засвидетельствованные в Деян. 17:28:
…in te (в Вульгате: in ipso enim. — И. Т.) vivimus et movemur et sumus,
…в Тебе (в Вульгате: «ибо в Нем». — И. Т.) мы живем, и движемся, и существуем.
II
По нашему ощущению, монистическо-панентеистическая система Спинозы, зиждущаяся на положении: Deus, sive substantia, т.е., Бог, или субстанция, — единая, вечная и бесконечная — в своей основе также восходит к интерпретации Тетраграмматона в Исх. 3:14. Разумеется, у нас нет оснований говорить о том, что рассуждения Августина повлияли тем или иным образом на становление данной концепции Спинозы; тем не менее, свидетельством интереса последнего к творчеству Августина является присутствие в его библиотеке издания: Epitome Augustini Operum omnium / per Ioannem Piscatorium Lithopolitanum … comportatum, 1539, содержащего тематические фрагменты из сочинений этого автора.
В «Богословско-политическом трактате» Спиноза говорит о Тетраграм-матоне YHWH как об Имени, которое указывает «на абсолютную сущность (essentiam) Бога, без отношения к сотворенным вещам» (гл. XIII [SO III, 169.79]), и интерпретирует его так: Тот, Кто «всегда существовал, существует и всегда будет существовать» (гл. II [SO III, 38.22-23]).2 В раннем своем произведении, «Кратком трактате о Боге, человеке и его благополучии», ч. I, гл. 4, Спиноза, явно имея в виду интерпретацию Тетраграмматона, восходящую к Исх. 3:14, пишет о «Боге, Который теперь, прежде и на всю вечность неизменен и
352 Тетраграмматон и концепция божественной субстанции есть, был и останется» [SO I, 39.9–11]. Положение «на всю вечность неизменен (in alle eeuwigheid onveranderlyk is)», возможно, призвано здесь имплицитно указать на безотносительность «абсолютной сущности Бога» как субстанции, выражаемой Тетраграмматоном, к Natura naturata, «Природе порожденной».3
Тетраграмматон YHWH, который исследует Спиноза в «Богословско-политическом трактате», в его «Этике» коррелирует с латинским обозначением «Deus», т. е. Бог / resp. «Deus, sive substantia», т. е. «Бог, или субстанция (букв.: “сущность”)». Иными словами, философ рассматривает Тетраграм-матон, в основе которого лежит особая форма еврейского глагола «быть», как обозначение Вечносущего, объемлющего сущее, бытие. Спиноза провозглашает, что из его учения «самым ясным образом следует,<…> что Бог един (Deum esse unicum), то есть,<…> что в природе вещей (существует) только одна суб-станция»,4 и неоднократно подчеркивает в своих произведениях, что «все, что только существует, существует в Боге…».5 Любопытно, что при этом Спиноза ссылается на то же самое место из «Деяний апостолов» (17:28), что и Августин в контексте интерпретации им Исх. 3:14:
«Вместе с Павлом и, быть может, вместе со всеми древними философами, хотя и иным образом, я утверждаю, что все находится в Боге и в Боге движется (omnia… in Deo esse, et in Deo moveri).6 <...> Однако если некоторые полагают, что «Богословско-политический трактат» основывается на той мысли, что Бог и Природа (под которой они разумеют некоторую массу или телесную материю) суть одно и то же, то они полностью ошибаются» (Письмо LXXIII [SO IV, 307.6-8,11-14]).