Тезисы об эпосе
Автор: Неклюдов Сергей Юрьевич
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Михаилу Николаевичу Дарвину
Статья в выпуске: 3 (62), 2022 года.
Бесплатный доступ
Цель статьи - объяснить специфику жанра героического эпоса (Heldendichtung, epic poetry, poesie heroique и т.д.) тем читателям, которые не являются специалистами в области фольклора. Эти объяснения даются в пяти разделах, соответствующих важным аспектам эпосоведения, а именно: 1. Герой и сюжет; 2. Стиль, жанровое пространство, композиция; 3. Эпический сказитель; 4. «География» эпоса; 5. «Эпическая общность». В них рассматривается объем самого понятия эпос и круг относящихся к нему текстов - книжноэпические памятники; произведения, существующие и в устной, и в книжной форме; тексты, являющиеся принадлежностью только фольклорной традиции. Описываются жанровые разновидности эпоса («малые» и «большие» формы, эпические циклы), его доминирующий пафос (восстановление нарушенного исходного благополучия), тематический диапазон («воинские» и «матримониальные» коллизии), устойчивый набор сюжетно-композиционных звеньев. Эпос прочно связан с осознанием этнической / национальной идентичности. В архаических традициях он остается верен мифологической интерпретации событий (сказочно-мифологический облик противников героя, отнесение действия к «эпохе первотворения» и условно-обобщенному миру эпического прошлого). Мотивы деятельности богатыря объективно совпадают с общеплеменными интересами, со стремлением к гармонизации миропорядка, подавлением хтонических и демонических сил, с организацией ряда социальных институтов и т.д. В «классических» формах происходит демифологизация противников героя (их место занимают обобщенные фигуры исторических врагов) и эпического конфликта, в котором преломляются воспоминания о действительных исторических событиях; максимальное выражение получает патриотический пафос. Распространение эпоса имеет дисперсный, «очаговый» характер - как на карте мира, так и внутри самих национальных традиций. Наконец, столь же исключительна внутри локального сообщества и фигура эпического сказителя, мастерство которого оттачивается годами, а право на осуществление своей деятельности он получает лишь по достижении определенного статуса -профессионального, социального или ритуального.
Эпос, героический эпос, эпическая традиция, архаический, мифологический, исторический, сказитель
Короткий адрес: https://sciup.org/149141345
IDR: 149141345 | DOI: 10.54770/20729316-2022-3-67
Список литературы Тезисы об эпосе
- Астахова А.М. Народные сказки о богатырях русского эпоса. М.; Л.: Гос. изд-во Карело-Финской ССР, 1948. 116 с.
- Астахова А.М. Русский былинный эпос на Севере. Петрозаводск: Изд-во АН СССР, 1962. 396 с.
- Богатырев П.Г. Активно-коллективные, пассивно-коллективные, продуктивные и непродуктивные этнографические факты // Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. С. 384-387.
- Дмитриева С.И. Географическое распространение русских былин. По материалам конца XIX - начала XX в. М.: Наука, 1975. 113 с.
- Жирмунский В.М. Легенда о призывании певца // Жирмунский В.М. Фольклор Запада и Востока. Сравнительно-исторические очерки / сост. Б.С. Долгин, С.Ю. Неклюдов. М.: ОГИ, 2004. С. 358-370.
- Жирмунский В.М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка // Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Л.: Наука, 1974. С. 117-190.
- Земцовский И.И. Еще одна эпическая универсалия? // Живая старина. 2008. № 1. С. 18-20.
- Котляр Е.С. Фольклор народов Тропической и Южной Африки // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2018. Т. 1. № 1-2. С. 177-201.
- Кузьмина Е.Н. Указатель типических мест героического эпоса народов Сибири (алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов). Экспериментальное издание / отв. ред. Н.А. Алексеев. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. 1381 с.
- Лорд А.Б. Сказитель / пер. с англ. и коммент. Ю.А. Клейнера, Г.А. Левин-тона. М.: ГРВЛ - Наука, 1994. 368 с.
- Миллер В.Ф. Наблюдения над географическим распространением былин // Очерки русской народной словесности. М.: Институт русской цивилизации, 2015. С. 111-154.
- Неклюдов С.Ю. Поэтика эпического повествования: пространство и время. М.: Форум, 2015. 214 с.
- Неклюдов С.Ю. Фольклорный ландшафт Монголии: Эпос книжный и устный. М.: Индрик, 2019. 592 с.
- Новиков Ю.А. Сказатель и былинная традиция. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. 373 с.
- Новиков Ю. Былина и книга. Аннотированный указатель зависимых от книги и фальсифицированных былинных текстов. СПб.: Европейский дом, 2001. 224 с.
- Петров Н.В. Указатель эпических сюжетов // Петров Н.В. Богатыри на русском Севере: Сюжеты и ареалы бытования. М.: Ломоносовская библиотека, 2008. С. 217-396.
- Путилов Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос: Сравнительно-типологическое исследование. М.: Наука, 1971. 315 с.
- Путилов Б.Н. Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. 288 с.
- Смирнов Ю.И. Былины. Указатель произведений в их вариантах, версиях и контаминациях. М.: ИМЛИ РАН, 2010. 278 с.
- Смирнов Ю.И. Славянские эпические традиции: Проблемы эволюции. М.: Наука, 1974. 264 с.
- Тресков И.В. Фольклорные связи Северного Кавказа. Нальчик: Кабардино-балкарское книжное издательство. 1963. 343 с.
- Халанский М. Южно-славянские сказания о Кралевиче Марке в связи с произведениями русского былевого эпоса. Сравнительные наблюдения в области героического эпоса южных славян и русского народа. Ч. I-IV Варшава: Тип. Варшавского Учебного округа, 1893-1896.
- Ясон Х. Модели и категории эпического нарратива // Проблемы структурно-семантических указателей / сост. А.В. Рафаева. М.: РГГУ, 2006. С. 38-71.
- Lörincz L. Übergangskategorien zwischen den Heldenliedern und den Heldenmärchen // Acta Orientalia. 1970. № 32. S. 141-145.
- Halwachs D.W. Polysystem, repertoire and identity // Grazer Linguistische Studien. 1993. Bd. 39-40. P. 71-90.
- Heissig W. Gedanken zu einer strukturellen Motiv-Typologie des mongolischen Epos // Die mongolischen Epen. Bezüge, Sinndeutung und Überlieferung (Ein Symposium). Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1979. S. 12-27.