Искусство повествования в цифровую эпоху: мультимодальный аспект

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению механизмов и стратегий, значимых для процессов создания мультимодальных художественных текстов и представляющих собой несомненные трудности для читателей разных возрастов. В качестве когнитивного механизма, благодаря которому усиливается эмоциональное воздействие таких текстов на читателей и запускается рецептивный механизм нарративной эмпатии, определен мультимодальный резонанс. Источниками типичных случаев создания мультимодального повествования послужили «Звериная симфония» Дэна Брауна, «Янтарный амулет» Крейга Сильви и «Небо зимой» Джона Макгрегора. Охарактеризованы разнообразные семиотические ресурсы, как свободные (фотографии, карты, иллюстрации), так и связанные (виды шрифтов и типографические эксперименты), в аспекте их функций в создании фикционального текста. Доказана авторская гипотеза об актуальности выделения двух самостоятельных механизмов выдвижения: визуального выдвижения как совокупности способов формальной организации мультимодального текста, внимание читателей в котором привлекается с помощью свободных семиотических ресурсов, и графического выдвижения, в основе которого лежат связанные семиотические ресурсы. Полученные выводы подтверждают эффективность методологии, предполагающей использование элементов стилистического, когнитивного и лингвосемиотического анализа при интерпретации мультимодального художественного текста. Результаты исследования свидетельствуют о важности дальнейшего изучения разнообразных механизмов выдвижения как сложного феномена, играющего существенную роль в понимании лингвистами воплощенного характера процесса чтения.

Еще

Мультимодальная литература, мультимодальный резонанс, семиотический ресурс, выдвижение, нарративная эмпатия, игровая модальность

Короткий адрес: https://sciup.org/149141648

IDR: 149141648   |   DOI: 10.15688/jvolsu2.2022.6.9

Статья научная